Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО7, судей ФИО10, ФИО8, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО1 по "адрес" о взыскании компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, работу (службу) в выходные и нерабочие праздничные дни, о компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО1 по "адрес"
на решение Угличского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился с исковым заявлением к ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО1 по "адрес" о взыскании компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе, замещал должность инспектора отдела безопасности ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО1 по "адрес".
На основании ФИО1 УФСИН ФИО1 по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Nл/с уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение п. 64 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" при увольнении истцу не произведен расчет в окончательной форме, а именно: согласно справке заместителя главного бухгалтера остаток неиспользованных часов сверх установленной законом продолжительности рабочего времени и работы в выходной и праздничный день в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 279 часов, сумма оплаты составила бы 54612, 06 руб, (в т.ч. НДФЛ 7099 руб.), в т.ч. за работу в выходной и праздничный день-42324, 32 руб. (НДФЛ 5502 руб.), за сверхурочную работу- 12287, 74 руб. (НДФЛ 1597 руб.), остаток неиспользованных часов сверх установленной продолжительности рабочего времени и работы в выходной и праздничный день за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 347, 4 часа, сумма оплаты составила бы 74289, 61 руб. (НДФЛ 9658 руб.).
По расчету истца общая сумма невыплаченной компенсации за работу в выходные и праздничные дни, а так же сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, с учетом НДФЛ, составляет 128901, 67 руб. (626, 4 часа или 78, 3 рабочих дня), без учета НДФЛ- 112144, 67 руб.
В указанной компенсации истцу при увольнении отказано в связи с тем, что ФИО1 Минюста РФ N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", вступивший в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, не содержит положений о денежной компенсации и за работу в выходной день, а предусматривает лишь предоставление дополнительных дней отдыха.
Обращаясь в суд, истец указывал, что в нарушение п. 64 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" при увольнении истцу не произведен расчет в окончательной форме, а именно: не произведена выплата компенсации за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени и работу в выходные и праздничные дни в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В указанной компенсации истцу при увольнении отказано в связи с тем, что ФИО1 Минюста Российской Федерации N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", вступивший в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, не содержит положений о денежной компенсации за сверхурочную работу, а предусматривает лишь предоставление дополнительных дней отдыха.
Данный отказ истец считал незаконным, нарушающим его служебные права. В связи со спецификой службы использовать выходные дни в счет ранее отработанного времени в полном объеме не представлялось возможным по не зависящим от истца причинам.
Решением Угличского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана компенсация за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 112144 руб. 67 коп и компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО1 по "адрес", УФСИН ФИО1 по "адрес" просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права.
Ответчик указывает на то, что истец, как и иные сотрудники ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО1 по "адрес", ознакомлен с ФИО1 Минюста ФИО1 N от ДД.ММ.ГГГГ и о том, что для предоставления дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо обращаться с соответствующим рапортом. В то же время, истец не обратился в установленный срок с рапортом о предоставлении дней отдыха. Также ответчик не согласен с применением судами первой и апелляционной инстанции срока для обращения в суд. Истец не мог не знать о нарушенном праве, получая ежемесячно денежное довольствие, обстоятельств, объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в суд, не представлено. Ответчик считает пропущенным срок на обращение в суд о взыскании компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за работу сверхустановленное продолжительности времени.
В кассационной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, поскольку не согласен с выводами суда первой и апелляционной инстанции, указывает на несоответствие выводов суда первой и апелляционной инстанции, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, указывает на неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
В заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (после объявленного перерыва) лица, участвующие в деле, не явились.
О дате, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции лица, участвующие в деле, извещены. Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции. Уведомления о вручении заказных почтовых отправлений с почтовыми идентификаторами имеются в материалах дела.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
В соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Согласно ст. 379.7 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе:
- оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
- отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
- отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
- оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
- изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
- оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 указанного Кодекса, или прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со ст. 39 указанного Кодекса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность решения суда первой инстанции и определения суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции находит предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения, поскольку судом апелляционной инстанции при разрешении спора допущено несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права (ст. ст. 55, 59 - 61, ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами первой и апелляционной инстанций не принято во внимание следующее.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что при увольнении истец имел право на получение денежной компенсации за работу сверхурочно и в выходные и праздничные дни, однако ответчиком компенсация не выплачена, чем нарушены служебные права истца.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что ко дню увольнения истцу не были предоставлены дни отдыха в количестве, соответствующем времени его привлечения к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни.
Несмотря на то, что истец не относится к категории лиц, работающих по графику сменности, которым предоставление дней отдыха не представляется возможным, и возможность денежной компенсации сверхурочной работы и работы (службы) в выходные и праздничные дни ведомственными нормативными актами не предусмотрена, это обстоятельство не дает основания для лишения его права на получение вознаграждения за свой труд (службу). Требования закона о предоставлении дней отдыха является обязательным как для работника, так и для работодателя. В связи с этим у работодателя имеется обязанность до увольнения работника предоставить ему указанные дни отдыха. Отсутствие заявления работника о предоставлении таких дней не освобождает работодателя от обязанности по их предоставлению до дня увольнения либо компенсации в денежной форме.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"", вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, основания и порядок прохождения службы и увольнения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы были урегулированы Положением о порядке прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4202-1, абзацем 4 статьи 44 которого предусматривалось, что в необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются специальными нормативными актами, в том числе, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Согласно части 2 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. ФИО1 руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ сотрудникам устанавливается дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу пункта 14 Приложения 11 ФИО1 Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней предоставляется всем сотрудникам, замещающим должности в уголовно-исполнительной системе, ежегодно в соответствии с графиком отпусков на основании рапорта, в котором указывается дата начала и место проведения указанного отпуска.
В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно части 1, 2 статьи 56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят ФИО1 N 269, которым утвержден, в том числе, Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной систем (утратил силу в связи с изданием ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 704).
Согласно пункту 19 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ N 269 денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего ФИО1, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.
Согласно пункту 20 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ N 269 служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
Таким образом, сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; в этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели; в случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника (то есть в случае подачи им рапорта) вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, которая выплачивается на основании соответствующего ФИО1, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается компенсация.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 N 701 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
На основании пункта 7 указанного Порядка сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя требования истца о взыскании денежной компенсации, в качестве обстоятельств, имеющих значение для дела, не установили: являлся ли истец сотрудником, замещающим должность руководителя (начальника) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава, для которого установлен ненормированный служебный день в соответствии с частью 5 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", за который предоставляется дополнительный отпуск, в то время как работа сверх установленной продолжительности рабочего времени лиц с ненормированным рабочим днем не считается сверхурочной; предоставлялись ли истцу дополнительные отпуска в спорный период за ненормированный служебный день.
Указанные обстоятельства не установлены в качестве обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, их проверка не произведена и оценка судом не дана, в то время, как данные обстоятельства влияют на выводы суда о размере неиспользованных часов работы сверхурочно и выходные и праздничные дни и подлежало проверке.
Кроме того, удовлетворяя иск, судами не принято во внимание то, что в соответствии с пунктом 5 Приложения 11 ФИО1 Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ (пункт 7).
В соответствии с пунктом 8 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником) учреждения или органа УИС; руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС - вышестоящим руководителем (начальником).
Согласно пункту 9 рапорт о предоставлении дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни с резолюцией руководителя (начальника) учреждения или органа УИС доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки (пункт 11). Денежная компенсация выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, на основании рапорта сотрудника в соответствии с ФИО1, в котором указываются количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника, и размер часовой ставки (одинарный, двойной) (пункт 12).
Таким образом, выплата денежной компенсации предусмотрена сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни (пункт 11 указанного Порядка), в то время, как сведений об исполнении ФИО9 обязанностей на основании графика сменности, не имеется.
За выполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы с установленной пятидневной служебной неделей или ненормированным служебным днем служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставление денежной компенсации действующим законодательством не предусмотрено.
Полагая исковые требования необоснованными, ответчик ссылался на то, что истец знал о наличии у него заработанных выходных днях, которые он мог взять вместо отпуска, поскольку компенсация, предусмотренная действующим законодательством, не может быть предоставлена, в связи с чем, истец действовал недобросовестно, сознательно не обращался за предоставлением выходных дней.
В обоснование данной позиции ответчик указывал на то, что ДД.ММ.ГГГГ все сотрудники ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО1 по "адрес" в ходе служебно-боевой подготовки были ознакомлены с ФИО1 Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N, а также о том, что для предоставления сотрудникам дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни им необходимо обращаться с соответствующим рапортом.
Кроме того, из материалов дела следует, что до увольнения с истцом поведена беседа о том, что у него имеется неиспользованное время работы сверхурочно и выходные и праздничные дни, и он имеет право воспользоваться днями отдыха, поскольку согласно пункту 5 Приложения 11 к ФИО1 Минюста ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N денежная компенсация за указанные часы работы не выплачивается.
Вместе с тем, указанные обстоятельства судами не были приняты во внимание и правовой оценки им не дано.
Ссылаясь на то, что ко дню увольнения истцу не были предоставлены дни отдыха в количестве, соответствующем времени его привлечения к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни, в связи с чем, истец не может быть лишен права на получение вознаграждения за свой труд (службу), суды первой и апелляционной инстанции не учли, что на момент увольнения истца за выполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы с установленной пятидневной служебной неделей или ненормированным служебным днем служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставление денежной компенсации действующим законодательством не предусмотрено.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что отсутствие заявления сотрудника о предоставлении дней отдыха не освобождает ответчика от обязанности по их предоставлению до дня увольнения либо компенсации в денежной форме, противоречит пунктам 8 и 9 ФИО1 N от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником) учреждения или органа УИС; руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС - вышестоящим руководителем (начальником); рапорт о предоставлении дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни с резолюцией руководителя (начальника) учреждения или органа УИС доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Вопрос о предоставлении дней отдыха мог быть разрешен при наличии рапорта со стороны сотрудника. Причины, по которым истец не воспользовался своим правом на предоставление дней отдыха и не обратился к ответчику с рапортом судом не выяснялись, доказательства по данному вопросу сторонами не представлялись, в связи с чем, является неподтвержденным довод судов о том, что истец был лишен возможности воспользоваться своими правами.
В соответствии со ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судами при рассмотрении гражданского спора должны быть оценены достаточность и взаимная связь всех собранных по делу доказательств в их совокупности, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. По правилам абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции могут быть приняты и исследованы судом в качестве новых доказательств по делу доказательства, необходимые для установления юридически значимых обстоятельств по делу, которые не были установлены судом первой инстанции.
В нарушение указанных выше положений, судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка доводам ответчика и имеющимся в материалах дела доказательствах, на которых ответчик основывал свои доводы. Поскольку суд кассационной инстанции лишен возможности установления новых обстоятельств дела, оценки представленных сторонами доказательств, с учетом соблюдения принципа законности, в целях обеспечения принципа гражданского судопроизводства, соблюдения разумных сроков судопроизводства, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым апелляционное определение судебной коллегии отменить и направить гражданское дело на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для разрешения дела обстоятельства и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить гражданское дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ярославский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.