судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО3, судей ФИО6, ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора "адрес" в интересах ФИО1 к ОСФР по "адрес" о защите социальных прав
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N)
по кассационной жалобе ОСФР по "адрес" на решение Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО6, выслушав объяснения представителя заявителя кассационной жалобы ФИО5, участвующей в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи с Фрунзенским районным судом "адрес", поддержавшей жалобу, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В, просившей оставить судебные постановления без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора "адрес", действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивировав его тем, что ФИО2 является получателем мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Применение Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" (далее - Отделение) нового порядка выплаты компенсаций нарушает права и законные интересы ФИО1, в связи с чем просил обязать ответчика производить выплату истцу ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, начиная с ДД.ММ.ГГГГ с 1-го по 25-е число месяца, за который выплачиваются указанные денежные компенсации.
Решением Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично.
На Отделение возложена обязанность производить выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, ФИО2 с 01 по 25 число месяца, за который выплачиваются указанные денежные компенсации.
В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись решением и апелляционным определением, представитель ответчика обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене как незаконных и необоснованных, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель указывает на ошибочность вывода судов о нарушении социальных прав истца, а также на нарушение судами норм материального права.
ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не установлено в силу ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
По делу судами установлено, что ФИО2 является инвали "адрес" группы, участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1987г.г, в связи с чем получает меры социальной поддержки в виде компенсации в счет возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ (на основании решения мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ), а также в виде компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам с ДД.ММ.ГГГГ (на основании решения Родниковского ОСЗН от ДД.ММ.ГГГГ).
Из пояснений стороны истца следует, что до января 2022 года выплата компенсаций производилась ежемесячно с 1-го по 25-е число месяца, за который производится выплата.
С января 2022 года обязанность по выплате соответствующих компенсаций передана от ТУСЗН к ГУ- ОПФ РФ по "адрес" (в настоящее время ОСФР по "адрес").
Начиная с февраля 2022 г. ответчиком изменен порядок выплаты компенсаций: выплата стала осуществляться в месяце, следующем за расчетным.
Полагая примененную ГУ - ОПФ РФ по "адрес" периодичность выплат незаконной, нарушающей его права, ФИО2 обратился в прокуратуру.
Удовлетворяя заявленные требования, районный суд (с которым согласился суд апелляционной инстанции) исходил из того, что новый порядок выплаты предусмотрен исключительно для лиц, у которых право на нее впервые возникло после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем посчитал права ФИО1 нарушенными, что явилось основанием для частичного удовлетворения заявленных требований. Вместе с тем, учитывая, что задолженность по выплатам на дату принятия решения отсутствует, суд не усмотрел оснований к удовлетворению требования прокурора о возложении на ответчика обязанности производить компенсационные выплаты в текущем месяце, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, ввиду его неисполнимости.
С постановленными решением и апелляционным определением судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может в виду следующего.
Основными задачами гражданского судопроизводства, сформулированными в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" предусмотрено, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Перечисленным требованиям судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции не соответствуют.
Отношения, связанные с получением гражданами льгот в связи с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", который направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст. 1 названного Закона).
Перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом N, определен в ч. 1 первой ст. 13 этого Закона.
Статьями 14 и 15 Закона N для граждан, указанных в п. 1-3 ст. 13 указанного закона гарантируются: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, инвалид 2 группы, является получателем страховой пенсии по старости, пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
До ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выплату ежемесячных денежных компенсаций производило Территориальное управление социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району "адрес", в соответствии с ранее действовавшей редакцией Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью регламентировалась нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а именно, Административным регламентом предоставления государственной услуги "Организация предоставления компенсационных выплат (ежемесячных, ежегодных, единовременных) гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на п/о Маяк, гражданам из подразделений особого риска, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утвержденным приказом Департамента социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Пунктом 2.4 указанного Административного регламента были установлены сроки предоставления указанной услуги, согласно которым, денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров подлежала выплате ежемесячно, за текущий месяц. Денежная компенсация в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, выплачивалась в следующем порядке - реестр получателей из ТУСЗН предоставлялся в Департамент социальной защиты населения один раз в месяц - до 5 числа текущего месяца; Департаментом в Роструд - 1 раз в месяц - до 10 числа текущего месяца; выплата на счета получателей осуществляла Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) ежемесячно, за текущий месяц.
Приказом Департамента социальной защиты населения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N указанный Административный регламент признан утратившим силу.
В связи с вступлением в силу Федерального Закона Российской Федерации N 409-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" ст. 5.1.
Закона N изложена в новой редакции: "Предоставление, в том числе выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка), 13 и 15 части первой, частями второй и четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 - 6 и 13 статьи 17, пунктами 1-3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5, 7 - 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1-3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона), осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом" (абзац 1). "Компенсации и другие выплаты, предусмотренные частью первой настоящей статьи, назначенные гражданину органами государственной власти субъектов Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, предоставляются и выплачиваются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных
указанными органами субъектов Российской Федерации в установленном порядке" (абзац 2). Статьей 1 указанного Федерального закона ч. 3 ст. 14 Закона N изложена в новой редакции: "Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 настоящей статьи, производится государственными органами, Фондом пенсионного и социального страхования в Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".
В соответствии с Законом N Правительство Российской Федерации приняло Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым утвердило Порядок выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации (далее - Правила от N);
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила N).
С ДД.ММ.ГГГГ в указанные нормативно-правовые акты Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" были внесены изменения, касающиеся, в том числе, сроков выплаты компенсаций.
Согласно п. 2(4) Правил N выплата компенсации осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Пенсионного фонда в редакции действующей с ДД.ММ.ГГГГ) с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация.
Согласно п. 4(2) Порядка N выплата денежной компенсации осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается денежная компенсация.
Таким образом, как правильно резюмирует кассатор, нормативно-правовые акты, регулирующие порядок выплаты компенсаций в месяце, за который начисляются указанные компенсации, утратили свое действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с изменениями в законодательстве выплата компенсаций за текущий месяц, начиная с 2022 года производится в следующем месяце, при этом организация таких выплат выведена законодателем из ведения субъектов Российской Федерации.
На основании нового правового регулирования выплаты компенсаций ФИО2 за февраль 2022 были осуществлены в марте 2022, т.е. в месяце, следующем за месяцем, за который выплачивается денежная компенсация.
Иных сроков выплаты действующие нормативно-правовые акты не содержат, финансирование расходных обязательств Российской Федерации производится в соответствии с установленным порядком. Все положенные меры социальной поддержки ФИО2 ежемесячно перечисляются, оснований считать его права нарушенными у судов не имелось. Данное обстоятельство подчеркивается тем, что суд первой инстанции, разрешая спор, установилотсутствие задолженности перед истцом по выплате компенсаций.
П. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" действительно содержит указание о распространении настоящего постановления на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что порядок, при котором выплаты производятся с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается компенсация, предусмотрен исключительно для лиц, у которых право на нее впервые возникло после ДД.ММ.ГГГГ, сделан на основании неверного толкования и применения норм материального права.
Ссылаясь на то, что для лиц, у которых право возникло на получение указанной компенсации до ДД.ММ.ГГГГ, каких-либо новых сроков их выплаты не установлено, в связи с чем порядок их выплаты производится по правилам п. 7 Порядка N, суд, фактически, изменяет установленный нормативно-правовыми актами порядок выплат, при этом только в части сроков, в то время как изменился и орган, осуществляющий сбор, направление документов, а также производящий непосредственно выплату. Законных оснований и фактической возможности получать выплаты в соответствии с ранее действовавшим порядком, утвержденным субъектом Российской Федерации, у истца в настоящее время не имеется.
Ответчик, отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес", стал уполномочен производить выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N", заменившего слова "Пенсионный Фонд Российской Федерации" на "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации". До ДД.ММ.ГГГГ Пенсионный Фонд Российской Федерации в правоотношениях с ФИО1 по поводу выплат компенсаций, связанных с ЧАЭС, не находился, ранее действовавший порядок, реализуемый Территориальным управлением социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району "адрес", не действует и на ОСФР по "адрес" не распространяется. В связи с изложенным является обоснованным довод кассационной жалобы, что указание на распространение п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, содержит такую формулировку в связи с тем, что оно было принято позже (ДД.ММ.ГГГГ) чем возникли правоотношения (были переданы полномочия по выплате Пенсионному фонду Российской Федерации).
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении спора допущены существенные нарушения норм материального права, которые привели к неправильному разрешению спора.
Решение и апелляционное определение подлежат отмене, и, поскольку судами нарушены нормы материального права, при этом установлены все юридически значимые для разрешения дела обстоятельства, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает возможным, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принять по делу новое решение.
Оснований для удовлетворения исковых требований заместителя прокурора "адрес" в интересах ФИО1 не имеется, поскольку права гражданина на получение в установленном законом порядке мер социальной поддержки ответчиком не нарушены.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска заместителя прокурора "адрес" в интересах ФИО1 к ОСФР по "адрес" о защите социальных прав отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.