Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Анненковой К.К, судей Ивановой Т.С, Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Москве и "адрес" о перерасчете размера пенсии
по кассационной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Москве и "адрес"
на решение Симоновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО10, объяснения истца ФИО1, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Симоновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования ФИО1, ответчик обязан произвести перерасчет пенсии истца с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со дня первоначального назначения пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ, также ответчик обязан произвести истцу доплату пенсии с учетом ее перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе ответчик приводит доводы о неправильном применении судами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", просит проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
В заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ явились:
- истец ФИО1, возражавший против удовлетворения кассационной жалобы ответчика, указавший, что первоначально в 2000 году пенсия назначена ему без учета спорного периода по вине ответчика, в связи с чем он полагает, что возложение на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии с даты назначения пенсии в 2000 году, является обоснованным.
О дате, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции лица, участвующие в деле, извещены письмами от ДД.ММ.ГГГГ. Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции. Уведомления о вручении заказных почтовых отправлений с почтовыми идентификаторами имеются в материалах дела.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
В соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Согласно ст. 379.7 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе:
- оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
- отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
- отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
- оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
- изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
- оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 указанного Кодекса, или прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со ст. 39 указанного Кодекса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность решения суда первой инстанции и определения суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Судами первой и апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы ответчика, правильно применены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
Разрешая спор и приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции правильно применили положения указанного федерального закона и обоснованно исходили из следующего.
ФИО1 обратился с иском к ответчику об обязании произвести перерасчет пенсии и доплату к пенсии со дня первоначального назначения пенсии (с ДД.ММ.ГГГГ).
В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по возрасту с учетом общего трудового стажа продолжительностью 36 лет 0 мес. 20 дней, в том числе до ДД.ММ.ГГГГ - 26 лет 2 мес. 27 дней.
При назначении пенсии ответчиком не были учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поэтому общий трудовой стаж составляет 37 лет 9 мес. 1 день, в том числе до ДД.ММ.ГГГГ - 27 лет 11 мес. 8 дней.
После обращения истца ответчик в 2014 году произвел перерасчет пенсии и доплату к пенсии с учетом указанного стажа, начиная с 2010 года, а не с момента первоначального назначения пенсии.
Решением Симоновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Симоновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал на то, что судами первой и апелляционной инстанции не выяснено, почему при исправлении ошибки, допущенной при автоматизированном режиме расчета пенсии истца в октябре 2014 года, корректировка пенсии ФИО1 произведена за период с ДД.ММ.ГГГГ, а не с учетом положений ч. 2 ст. 26 Закона о страховых пенсиях, не дана оценка доводам истца о том, что документы, подтверждающие работу в периоды, указанные в архивных справках, имелись в распоряжении ответчика с момента назначения пенсии.
При новом рассмотрении дела в судебном заседании суда первой инстанции истец и представитель истца исковые требования поддержали, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
При обращении к ответчику в 2014 году истцу стало известно, что при назначении пенсии учтен общий трудовой стаж продолжительностью 36 лет 0 мес. 20 дней, в том числе до ДД.ММ.ГГГГ - 26 лет 2 мес. 27 дней.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, также предоставил дополнительные сведения о стаже, а именно: подтверждение трудового стажа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ архивной справкой NД/91 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Российским Государственным Университетом физической культуры, спорта, молодежи и туризма.
На основании заявления и поступивших сведений ответчиком произведен перерасчет страховой пенсии по старости ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет страховой пенсии ФИО1 на основании поданного заявления о перерастете размера страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ в связи с предоставлением дополнительных сведений о стаже, а именно: подтверждение трудового стажа за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ архивной справкой NА/05 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Российским Государственным Университетом физической культуры, спорта, молодежи и туризма.
Доплаты за перерасчет пенсии истца были произведены ответчиком за последние 3 года до обращения ФИО1 за перерасчетом. Ответчик исходил из того, что истцом были предоставлены документы, не предъявленные ранее.
При рассмотрении данного гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций исследована и дана оценка трудовой книжке истца и имеющимся в ней записям о работе истца в спорный период.
Суды установили, что при назначении пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 ответчиком не учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа нештатным преподавателем кафедры легкой атлетики, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учеба в аспирантуре с отрывом от производства, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа нештатным преподавателем кафедры легкой атлетики, вместе с тем документы, подтверждающие работу в эти периоды (в том числе и копия трудовой книжки), имелись в распоряжении ответчика с момента назначения пенсии, однако перерасчет страховой пенсии с учетом данных периодов неправомерно был произведен пенсионным органом не с даты первоначального обращения.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
Порядок установления страховых пенсий в настоящее время определен статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Пунктом 31 Правил N 884н установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (действовавшего на дату обращения с заявлением о назначении пенсии), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения на дату обращения с заявлением о назначении пенсии были возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судами установлено, что ответчик, при принятии заявления ФИО1 о назначении пенсии и исключая из трудового стажа периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сведения о которых имеются в трудовой книжке, должен был разъяснить истцу права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности, необходимость предоставления дополнительных документов о стаже, направить запрос в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные им организации, в распоряжении которых находятся такие документы.
Судами при рассмотрении данного гражданского дела установлено, что при назначении пенсии истцу не были учтены указанные периоды и о причинах их не включения в трудовой стаж, истцу до 2014 года известно не было. Указанные доводы истца ответчиком при рассмотрении дела, как установлено судом первой и апелляционной инстанции, не опровергнуты. Доказательств, с достоверностью подтверждающих тот факт, что истцу ответчиком разъяснялись права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности, необходимость подтверждения трудовой деятельности дополнительными документами, при назначении пенсии с целью своевременной реализации права на назначение пенсии в полном размере ответчиком в материалы данного гражданского дела не представлено (ч. 1 ст. 56, ст. ст. 57, 68, ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Установив указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о наличии вины ответчика в неполучении истцом своевременно пенсионного обеспечения в связи с невключением в трудовой стаж всех периодов работы при наличии у пенсионного органа документов, подтверждающих данную работу.
В силу п. 2 ст. 26 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Правильно применив положения ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 об обязании ответчика произвести перерасчет назначенной страховой пенсии по старости с учетом включения в расчет страхового стажа периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с даты первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и произвести выплату недополученных с учетом перерасчета сумм страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что пенсия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом включения данных периодов не получена истцом своевременно и в полном объеме по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций дано верное толкование нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, правильно и полно установлены юридически значимые обстоятельства по делу. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении содержатся исчерпывающие выводы, следующие из установленных по данному гражданскому делу фактических обстоятельств.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на правильное рассмотрение дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Симоновского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.