Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Буториной Ж.В, судей Васева А.В, Зуевой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Задорожного Вадима Ивановича к ГБУ "адрес" "Жилищник ЗелАО" о взыскании субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги, по кассационной жалобе Задорожного Вадима Ивановича на решение Зеленоградского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Буториной Ж.В, выслушав объяснения Задорожного Вадима Ивановича, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Задорожный В.И. обратился в суд с иском к ГБУ "адрес" "Жилищник ЗелАО" о взыскании субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги. Требования мотивировал тем, что истец являлся получателем субсидии по оплате ЖКУ, которая не предоставляется ему с мая 2019 года. Извещений о прекращении предоставлении субсидии истец не получал, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеет. О наличии задолженности в размере "данные изъяты" руб. истцу известно не было. Согласно разъяснениям МФЦ, данные о начислениях направляются в ГЦЖС из ГБУ "адрес" "Жилищник ЗелАО". На основании изложенного, истец просил суд взыскать с ГБУ "адрес" "Жилищник ЗелАО" в свою пользу величину неполученных субсидий за период с мая 2019 года по февраль 2021 года в размере "данные изъяты" руб.
Решением Зеленоградского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении иска Задорожному В.И. было отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции или принять по делу новое решение с удовлетворением требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте его рассмотрения кассационным судом общей юрисдикции надлежащим образом, в том числе путем своевременного опубликования информации о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы на общедоступном сайте 2kas.sudrf.ru в сети Интернет. Дело рассмотрено в порядке ст.167, ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истца, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ, для отмены судебных постановлений первой и апелляционной инстанций в кассационном порядке не имеется.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных (фундаментальных) нарушений.
Таких нарушений норм материального и процессуального законодательства при принятии оспариваемых судебных постановлений не усматривается.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п.46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч.6 ст.159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ч. 1 ст.159 ЖК РФ).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч.2 ст.159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч. 3 ст. 159 ЖК РФ).
В соответствии с п. 41 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
В соответствии с п. 56 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил; в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Согласно п.58 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
При отсутствии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил, предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил (пункт 59 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N).
Пунктом 12 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрено, что при наличии у уполномоченного органа возможности, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, получить сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидий, расчета их размеров, сравнения размера предоставляемой субсидии с фактическими расходами семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, граждане освобождаются по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 ст. 153 ЖК РФ).
Статья 154 ЖК РФ определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов. Так, в силу части 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 5 ст.159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "г" пункта 60 Правил).
Судами установлено и из материалов дела следует, что ответчик ГБУ "адрес" "Жилищник ЗелАО" является управляющей организацией корпуса N в городе Зеленоград.
Истец является собственником ? доли в праве собственности на "адрес" корпусе "данные изъяты" "адрес". Совместно с истцом по данному адрес зарегистрированы "данные изъяты" ФИО4, "данные изъяты" г.р, являющаяся также собственником ? доли в праве собственности на квартиру, "данные изъяты" г.р.
Согласно, представленных ГБУ МФЦ "адрес" сведениям, Задорожному В.И. предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с января 2019 года по март 2019, с февраля 2021 года по июль 2021 года, с февраля 2022 по июль 2022 года. Согласно данным финансового лицевого счета по жилому помещению "адрес" корпусе "данные изъяты" "адрес" в период с 2019 года по февраль 2020 года имелась задолженность по услуге отопление, образовавшаяся в результате перерасчета начислений (в феврале 2017 года) в размере "данные изъяты" рублей (л.д.32).
ГКУ "адрес" "Городской центр жилищных субсидий" (ГКУ "адрес" "ГЦЖС") указало на то, что Задорожному В.И. в порядке п.12 Правил как неработающему пенсионеру с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась субсидия районным отделом центра жилищных субсидий (РОЦЖС) N "Зеленоград" без подачи документов для предоставления субсидии на каждый новый шестимесячный период с учетом имеющихся электронных сведений. В сентябре 2018 года в беззаявительном порядке РОЦЖС N "Зеленоград" Задорожному В.И. была предоставлена субсидия на очередной период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По электронным сведениям, полученным на момент решения вопроса о предоставлении субсидии истцу на новый период с ДД.ММ.ГГГГ, у истца имелась задолженность по оплате ЖКУ в размере "данные изъяты" рублей. Истец был письменно проинформирован уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ о наличии задолженности и необходимости ее погашения в срок до ДД.ММ.ГГГГ (или заключения соглашения о ее погашении) в течение месяца и предоставлении документа (справки) об отсутствии задолженности или соглашения о ее погашении. Поскольку таких документов истец в центр не предоставил, субсидия на новый период с ДД.ММ.ГГГГ не предоставлена (л.д. 50-52, 54, 55).
Из ответа ГКУ "адрес" "Городской центр жилищных субсидий" также следует о том, что Задорожному В.И. вновь назначена субсидия, после подачи им соответствующего заявления ДД.ММ.ГГГГ через Центр государственных услуг "Мои документы" района Савелки, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с последующей подачей документов (сведений) для предоставления субсидии на новый период в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 121-122).
В материалы дела стороной ответчика представлен Акт выверки расчетов с потребителем Задорожным В.И, из которой усматривается возникновение задолженности в размере 141, 09 рублей на февраль 2017 года, которая погашена только в феврале 2020 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о взыскании с ГБУ "адрес" "Жилищник ЗелАО" невыплаченной субсидии, суд, учитывая, что действующим законодательством обязанность по предоставлению субсидий на ГБУ "адрес" "Жилищник ЗелАО" не возложена, пришел к выводу о том, что ГБУ "адрес" "Жилищник ЗелАО" является ненадлежащим ответчиком по делу, в то время как истец возражал произвести замену ненадлежащего ответчика в порядке ст. 41 ГПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, расширительно толкуя требования истца в том числе и как требования о взыскании убытков, не усмотрел правовых оснований для их удовлетворения.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, мотивированными и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Выводы суда апелляционной инстанции отмену судебных постановлений не влекут.
Статьей 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 ст.11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу статей 67 и 327.1 ГПК РФ установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции такими полномочиями не наделен.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают.
Исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, суд кассационной инстанции считает, что правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно.
При оценке доводов жалобы, судебная коллегия учитывает, что по смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в п.47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
Отказ в удовлетворении требований истца о взыскании субсидии к ГБУ "адрес" "Жилищник ЗелАО" как не надлежащему ответчику не лишает истца права обжаловать в суд действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера.
Иных правовых доводов со ссылкой на обстоятельства, являющиеся в силу ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены судебных постановлений судом кассационной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленоградского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.