Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей: Шамрай М.С, Курлаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малеина Сергея Борисовича к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области о взыскании компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области на решение Угличского районного суда Ярославской области от 25 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 31 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малеин С.Б. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области о взыскании компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что истец проходил службу в уголовно-исполнительной системе, замещая должность начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области.
Приказом УФСИН России по Ярославской области от 26 января 2023 г. N л/с истец уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии 26 января 2023 г.
В нарушение пункта 64 Приказа ФСИН России от 16 августа 2021 г. N 701 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" при увольнении истцу не произведен расчет в окончательной форме, а именно: не произведена выплата компенсации за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени и работу в выходные и праздничные дни в период с 1 апреля 2020 г. по 26 января 2023 г. В указанной компенсации истцу при увольнении было отказано в связи с тем, что приказ Минюста Российской Федерации N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", вступивший в законную силу 22 августа 2021 г, не содержит положений о денежной компенсации за сверхурочную работу, а предусматривает лишь предоставление дополнительных дней отдыха.
Данный отказ Малейн С.Б. считает незаконным, нарушающим его трудовые права. В связи со спецификой службы использовать выходные дни в счет ранее отработанного времени в полном объеме не представлялось возможным по не зависящим от истца причинам.
Ввиду нарушения трудовых прав истцу причинен моральный вред, выразившийся в возникновении у него психоэмоционального стресса, обусловленного, в том числе тем, что он рассчитывал на исполнение работодателем его обязанностей, возможности получения дохода, существенного для его семьи.
С учетом изложенного, истец просил суд взыскать с ответчика денежные средства за работу в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени без учета НДФЛ в размере 31 146, 54 руб, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
Решением Угличского районного суда Ярославской области от 25 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 31 августа 2023 г, исковые требования Малеина С.Б. удовлетворены. Суд взыскал с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской в пользу Малеина С.Б. компенсацию за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за период работы с 1 апреля 2020 г. по 26 января 2023 г. в сумме 31146, 54 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб. С ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области взыскана госпошлина в доход местного бюджета в размере 1434 руб.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что истец, как и иные сотрудники ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, ознакомлен с приказом Минюста России N 132 от 5 августа 2021 г. и о том, что для предоставления дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо обращаться с соответствующим рапортом. Однако, истец сознательно не обратился в установленный срок с рапортом о предоставлении дней отдыха. Также, кассатор не согласен с выводами суда о том, что обращение в суд с иском имело место в пределах трехмесячного срока. Истец, в силу занимаемой должности не мог не знать о нарушенном праве, получая ежемесячно денежное довольствие, обстоятельств, объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в суд, не представлено. Считает пропущенным срок на обращение в суд о взыскании компенсации за период с 1 апреля 2020 г. по 26 января 2023 г. за работу сверхустановленное продолжительности времени.
Согласно части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.
С учетом положений статьи 165.1 ГК РФ, статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела были допущены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с 29 января 2018 г. по 26 января 2023 г. истец проходил службу в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными.
Приказом УФСИН России по Ярославской области от 26 января 2023 г. N 14-лс истец 26 января 2023 г. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 4 части 2 статьи 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
По сведениям ответчика за период работы с 1 апреля 2020 г. по 26 января 2023 г. Малеин С.Б. привлекался к работе сверх установленной законом продолжительности рабочего времени и работе в выходные и праздничные дни, при этом за период с 1 апреля 2020 г. по 21 августа 2021 г. истцу была выплачена компенсация за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени и за работу в выходные и праздничные дни - за 44, 8 часов (работа в праздничный и выходной день - 35, 4 часа, сверхурочная работа- 9, 4 часа), предоставлено отдыха 2 дня - 8, 2 часа 10 августа 2020 г. и 1 марта 2021 г. 8, 2 часа (всего 16, 4 часа). Остаток неиспользованных часов за указанный период за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни составил 41, 8 часов, из них работа в выходные и праздничные дни - 6 294, 44 руб. (включая НДФЛ 818 руб.), сверхурочная работа - 1938, 07 руб. (включая НДФЛ 252 руб.).
Неиспользованные часы в выходные и праздничные дни за период с 22 августа 2021 г. по 26 января 2023 г. составили 124, 8 часов, оплата - 27 568, 03 руб. (включая НДФЛ 3584 руб.).
Также из материалов дела усматривается, что 26 декабря 2022 г. с истцом была поведена беседа о том, что у него имеется 93, 06 неиспользованных часов работы сверхурочно и выходные и праздничные дни, и он имеет право воспользоваться днями отдыха, поскольку согласно пункту 5 Приложения 11 к приказу Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132 денежная компенсация за указанные часы работы не выплачивается.
Правом на использование дней отдыха истец не воспользовался.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что при увольнении истец имел право на получение денежной компенсации за работу сверхурочно и в выходные и праздничные дни за период работы с 1 апреля 2020 по 26 января 2023 года в сумме 31 146, 54 руб, однако работодателем компенсация не выплачена, чем нарушены трудовые права истца. Суд взыскал данную компенсацию в заявленном истцом размере, а также компенсацию морального вреда, установив нарушение трудовых прав работника. Отклоняя доводы ответчика о пропуске срока обращения с иском в суд, суд первой инстанции указал, что данный срок необходимо исчислять с момента окончательного расчета при увольнении истца со службы, который на дату обращения с иском в суд не пропущен.
С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что ко дню увольнения истцу не были предоставлены дни отдыха в количестве, соответствующем времени его привлечения к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни. Несмотря на то, что истец не относится к категории лиц, работающих по графику сменности, которым предоставление дней отдыха не представляется возможным, и возможность денежной компенсации сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни ведомственными нормативными актами не предусмотрено, это обстоятельство не дает основания для лишения его права на получение вознаграждения за свой труд (службу). Требования закона о предоставлении дней отдыха является обязательным как для работника, так и для работодателя. В связи с этим у работодателя имеется обязанность до увольнения работника предоставить ему указанные дни отдыха. Отсутствие заявления работника о предоставлении таких дней не освобождает работодателя от обязанности по их предоставлению до дня увольнения либо компенсации в денежной форме.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о том, что истцом не пропущен срок на обращение в суд по заявленным требованиям, суд апелляционной инстанции указал, со ссылкой на положения статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, что Малеину С.Б. стало известно о нарушении его права на получение компенсации с момента увольнения 26 января 2023 г. и получения расчета, из которого стало видно, что ему не были предоставлены дни отдыха и не оплачена работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени. С исковым заявлением в суд истец обратился 29 марта 2023 г, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока. Также суд апелляционной инстанции сослался на положения пункта 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, в соответствии с которым сотрудник вправе использовать дополнительные дни отдыха в любое время до момента увольнения.
С приведенными выводами судов судебная коллегия согласиться не может, ввиду следующего.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" до принятия Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"", вступившего в силу с 1 августа 2018 г, основания и порядок прохождения службы и увольнения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы были урегулированы Положением о порядке прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, абзацем 4 статьи 44 которого предусматривалось, что в необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются специальными нормативными актами, в том числе, Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Согласно части 2 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 60 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудникам устанавливается дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу пункта 14 Приложения 11 Приказа Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 10 календарных дней предоставляется всем сотрудникам, замещающим должности в уголовно-исполнительной системе, ежегодно в соответствии с графиком отпусков на основании рапорта, в котором указывается дата начала и место проведения указанного отпуска.
В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно части 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
27 мая 2013 г. ФСИН России принят приказ N 269, которым утвержден, в том числе, Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной систем (утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16 августа 2021 г. N 704).
Согласно пункту 19 Порядка от 27 мая 2013 г. N 269 денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника.
Согласно пункту 20 Порядка от 27 мая 2013 г. N 269 служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
Таким образом, сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; в этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели; в случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника (то есть в случае подачи им рапорта) вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, которая выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается компенсация.
16 августа 2021 г. Приказом ФСИН России N 701 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
На основании пункта 7 указанного Порядка сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ.
Как ранее было указано, истец проходил службу в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области, занимая должность начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными.
Контракт в материалы дела не представлен, в связи с чем, определить режим службы не представляется возможным.
В период работы в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными истец привлекался к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни, что подтверждается представленной в материалы дела справкой.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя требования Малеина С.Б. о взыскании денежной компенсации, в качестве обстоятельств, имеющих значение для дела, не установили: являлся ли истец сотрудником, замещающим должность руководителя (начальника) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава, для которого установлен ненормированный служебный день в соответствии с частью 5 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", за который предоставляется дополнительный отпуск, в то время как работа сверх установленной продолжительности рабочего времени лиц с ненормированным рабочим днем не считается сверхурочной; предоставлялись ли истцу дополнительные отпуска в спорный период за ненормированный служебный день.
Указанные обстоятельства не установлены в качестве обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, их проверка не произведена и оценка судом не дана, в то время, как данное обстоятельство влияет на выводы суда о размере неиспользованных часов работы сверхурочно и выходные и праздничные дни и подлежало проверке.
Кроме того, удовлетворяя иск, суды сослались на то, что ко дню увольнения истцу не были предоставлены дни отдыха в количестве, соответствующем времени его привлечения к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни; несмотря на то, что истец не относится к категории лиц, работающих по графику сменности, которым предоставление дней отдыха не представляется возможным, и возможность денежной компенсации сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни ведомственными нормативными актами не предусмотрено, это обстоятельство не дает основания для лишения его права на получение вознаграждения за свой труд (службу). Требования закона о предоставлении дней отдыха является обязательным как для работника, так и для работодателя. У работодателя имелась обязанность до увольнения работника предоставить ему указанные дни отдыха, отсутствие заявления работника о предоставлении таких дней не освобождает работодателя от обязанности по их предоставлению до дня увольнения либо компенсации в денежной форме.
Указанные выводы не соответствуют требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Так, в соответствии с пунктом 5 Приложения 11 Приказа Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ (пункт 7).
В соответствии с пунктом 8 предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником) учреждения или органа УИС; руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС - вышестоящим руководителем (начальником).
Согласно пункту 9 рапорт о предоставлении дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни с резолюцией руководителя (начальника) учреждения или органа УИС доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки (пункт 11).
Денежная компенсация выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, на основании рапорта сотрудника в соответствии с приказом, в котором указываются количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника, и размер часовой ставки (одинарный, двойной) (пункт 12).
Таким образом, выплата денежной компенсации предусмотрена сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни (пункт 11 указанного Порядка), в то время, как сведений об исполнении Малеиным С.Б. обязанностей на основании графика сменности, не имеется.
За выполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы с установленной пятидневной служебной неделей или ненормированным служебным днем служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставление денежной компенсации действующим законодательством не предусмотрено.
Полагая исковые требования необоснованными, ответчик ссылался на то, что истец знал о наличии у него заработанных выходных днях, которые он мог взять вместо отпуска, поскольку компенсация, предусмотренная действующим законодательством, не может быть предоставлена, в связи с чем, истец действовал недобросовестно, сознательно не обращался за предоставлением выходных дней.
В обоснование данной позиции ответчик указывал на то, что 30 сентября 2021 г. все сотрудники ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ярославской области в ходе служебно-боевой подготовки были ознакомлены с приказом Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132, а также о том, что для предоставления сотрудникам дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни им необходимо обращаться с соответствующим рапортом.
Кром того, из материалов дела следует, что 26 декабря 2022 г. с истцом была поведена беседа о том, что у него имеется 93, 06 неиспользованных часов работы сверхурочно и выходные и праздничные дни, и он имеет право воспользоваться днями отдыха, поскольку согласно пункту 5 Приложения 11 к приказу Минюста России от 5 августа 2021 г. N 132 денежная компенсация за указанные часы работы не выплачивается (л.д. 28). На листе беседы стоит подпись истца.
Вместе с тем, указанные обстоятельства судами не были приняты во внимание и правовой оценки им не дано. Ссылаясь на то, что ко дню увольнения истцу не были предоставлены дни отдыха в количестве, соответствующем времени его привлечения к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни, в связи с чем, истец не может быть лишен права на получение вознаграждения за свой труд (службу), суд не учел, что на момент увольнения истца за выполнение сотрудником уголовно-исполнительной системы с установленной пятидневной служебной неделей или ненормированным служебным днем служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставление денежной компенсации действующим законодательством не предусмотрено.
Вывод суда о том, что отсутствие заявления работника о предоставлении дней отдыха не освобождает работодателя от обязанности по их предоставлению до дня увольнения либо компенсации в денежной форме, прямо противоречит пунктам 8 и 9 Приказа N 132 от 5 августа 2021 г, в соответствии с которыми предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником) учреждения или органа УИС; руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС - вышестоящим руководителем (начальником); рапорт о предоставлении дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни с резолюцией руководителя (начальника) учреждения или органа УИС доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Таким образом, вопрос о предоставлении дней отдыха мог быть разрешен при наличии рапорта со стороны работника. Причины, по которым истец не воспользовался своим правом на предоставление дней отдыха и не обратился к работодателю с рапортом судом не выяснялись, доказательства по данному вопросу сторонами не представлялись, в связи с чем, является неподтвержденным довод судов о том, что истец был лишен возможности воспользоваться своими правами.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
В результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, названные обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции при рассмотрении дела определены и установлены не были, предметом исследования и оценки в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
По смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Вместе с тем, приведенные процессуальные нормы и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению судом апелляционной инстанции не выполнены, допущенные судом первой инстанции нарушения не устранены, юридически значимые обстоятельства на обсуждение сторон в полной мере не поставлены и не исследованы, что привело к неправильному разрешению спора.
Принимая во внимание, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также исходя из необходимости соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), апелляционное определение подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 31 августа 2023 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ярославский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.