Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Никулинская Н.Ф., рассмотрев кассационную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу N по иску ФИО1 к ООО "Авиокомпания "Победа" о взыскании стоимости неиспользованных билетов, процентов, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась к мировому судье с иском к ООО "Авиакомпания "Победа" о взыскании стоимости неиспользованных билетов, процентов, компенсации морального вреда, штрафа.
Исковые требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ приобрела через сайт ООО " ФИО2" авиабилеты для себя и своей несовершеннолетней дочери ФИО4 на рейс авиакомпании ООО "Авиакомпания "Победа" NDR-462 по маршруту Чебоксары-Москва с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ общей стоимостью 9 548 руб, дополнительно оплатила сервисный сбор за оформление билетов в размере 242 руб. и услугу "Возврат без потерь" в размере 999 руб.
В связи с заболеванием несовершеннолетней дочери ФИО4 воспользоваться авиабилетами истец не могла, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ через сайт ООО " ФИО2" направила запрос о вынужденном отказе от вылета рейсом NDR-462 по маршруту Чебоксары-Москва.
ДД.ММ.ГГГГ через сайт ООО "Авиакомпания "Победа" ФИО1 уведомила ответчика о вынужденном отказе от вылета ДД.ММ.ГГГГ рейсом NDR-462 по маршруту Чебоксары-Москва ввиду болезни несовершеннолетней дочери.
В связи с тем, что возврат денежных средств за несостоявшуюся воздушную перевозку ФИО1 осуществлен не был, истец направила в ООО "Авиакомпания "Победа" претензию, содержащую требование о возврате денежных средств за приобретенные авиабилеты, которая оставлена без ответа.
Просила взыскать с ООО "Авиакомпания "Победа" стоимость неиспользованных авиабилетов в размере 9 548 руб, стоимость услуги "Возврат без потерь" в размере 999 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 370 руб. 80 коп, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб, штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1 700 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО "Авиакомпания "Победа" отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит решение мирового судьи судебного участка N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения при рассмотрении и разрешении дела судами допущены не были.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через сайт ООО " ФИО2" приобрела авиабилеты N и N для себя и своей несовершеннолетней дочери ФИО4 на рейс авиакомпании ООО "Авиакомпания "Победа" NDR-462 по маршруту Чебоксары-Москва с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ общей стоимостью 9 548 руб, дополнительно оплатила сервисный сбор за оформление билетов в размере 242 руб. и услугу "Возврат без потерь" в размере 999 руб.
Согласно сведениям сайта https://megotravel.zendesk.com, принадлежащего ООО " ФИО2", услуга "Возврат без потерь" позволяет вернуть 90% стоимости билетов независимо от причины возврата. Возврат денежных средств осуществляется в два этапа: изначально возвращается сумма, подлежащая возврату по правилам тарифа, которая перечисляется тем же способом, каким производилась оплата заказа, и занимает 1-30 дней в зависимости от авиакомпании, затем оставшаяся часть компенсируется ООО " ФИО2" бонусами для оплаты покупок на Mego.
В связи с болезнью дочери ДД.ММ.ГГГГ через сайт ООО " ФИО2" ФИО1 направила запрос о вынужденном отказе от вылета рейсом NDR-462 по маршруту Чебоксары-Москва ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 через сайт ООО "Авиакомпания "Победа" уведомила ответчика о вынужденном отказе от вылета ДД.ММ.ГГГГ рейсом NDR-462 по маршруту Чебоксары-Москва ввиду болезни несовершеннолетней дочери.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Авиакомпания "Победа" уведомило ФИО1 о необходимости предоставления для рассмотрения возможности осуществления вынужденного возврата денежных средств за приобретенные авиабилеты по месту приобретения билетов перечня документов.
Денежные средства истцу возвращены не были.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика ООО "Авиакомпания "Победа" в ходе рассмотрения дела указал, что ФИО1 у ООО "Авиакомпания "Победа" приобретены авиабилеты по невозвратному тарифу, возврат которых возможен только при наличии оснований, предусмотренных пунктом 227 Федеральных авиационных правил N от ДД.ММ.ГГГГ, с соблюдением Правил перевозки авиакомпании. С Правилами перевозки авиакомпании ФИО1 была ознакомлена при приобретении авиабилетов, без подтверждения ознакомления с которыми процесс оформления авиабилетов не возможен, указанные Правила перевозки также размещены в свободном доступе на официальном сайте авиакомпании. Вместе с тем ФИО1 требования, предъявляемые ООО "Авиакомпания "Победа" в пункте 8.2 Правил перевозки, к медицинским документам в подтверждение вынужденного отказа от перевозки по причине болезни совместно следующего с клиентом члена семьи, не выполнены.
Из ответа ООО "Авиакомпания "Победа" на запрос суда следует, что договор воздушной перевозки (авиабилеты N и N) с кодом бронирования 0GL9KC является невозвратным. Услуга "Возврат без потерь" является внутренней услугой агента ООО " ФИО2 TPEBEJI ФИО2". ООО "Авиакомпания "Победа" агентский договор с ООО " ФИО2 TPEBEJ1 ФИО2" не заключался.
Разрешая спор, мировой судья руководствовался статьями 784, 786, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктами 81, 226, 227 Федеральных авиационных правил N от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 8.2 Правил перевозки ООО "Авиакомпания "Победа", исследовал и оценил представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Мировой судья признал отсутствие со стороны ответчика нарушений прав истца как потребителя на своевременное предоставление необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, поскольку перед приобретением авиабилетов ФИО1 была ознакомлена с Правилами перевозки, утвержденными ООО "Авиакомпания "Победа" и размещенными на его официальном сайте, в том числе с положениями о случаях вынужденного отказа от перевозки по причине болезни и порядке его подтверждения.
Мировой судья учел, что услуга "Возврат без потерь" ФИО1 со стороны ООО "Авиакомпания "Победа" не предоставлялась, является внутренней услугой агента ООО " ФИО2 TPEBEJI ФИО2".
Также мировой судья признал, что представленные ФИО1 в подтверждение вынужденного отказа от перевозки по причине болезни совместно следующей с ней несовершеннолетней дочери медицинские документы не соответствует перечню медицинских документов, установленных пунктом 8.2 Правил перевозки ООО "Авиакомпания "Победа", а также учел, что авиабилеты приобретены ФИО1 по невозвратному тарифу.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав решение законным и обоснованным.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, не противоречат нормам материального и процессуального права и доводами кассационной жалобы не опровергнуты.
В соответствиями с частью 2 статьи 108 Воздушного кодекса РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата
Пунктами 226, 227 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N, установлено, что пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с пунктом 81 настоящих Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс. Болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, является основанием для вынужденного отказа пассажира от перевозки при наличии подтверждаемых медицинскими документами противопоказаний к полету на дату отправления воздушного судна, указанную в билете. Требования к таким медицинским документам, подлежащим предоставлению в связи с болезнью пассажира, члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, определяются правилами перевозчика.
В соответствии с пунктом 8.2 Правил перевозки ООО "Авиакомпания "Победа" в случае вынужденного отказа от полета по причине болезни либо болезни совместно следующего с клиентом члена семьи, медицинским документом, подтверждающим болезнь, является выписка из листка нетрудоспособности, сформированного в форме электронного документа, оформленного в порядке, установленном Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ Nн, с приложением медицинского документа о противопоказаниях к полету и сроке их действия. Результаты лабораторных и других медицинских исследований без интерпретации врача не могут рассматриваться в качестве подтверждения вынужденности причин возврата. Допускается предоставление выписки из электронного листка нетрудоспособности клиентом из числа граждан, перечисленных в п.33 и п.49 Приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ Nн, без указания сведений о работодателе. При невозможности получения листка нетрудоспособности неработающим клиентом предоставляется выписка из листка нетрудоспособности по уходу за неработающим клиентом, сформированного в форме электронного документа, с приложением медицинского документа о противопоказаниях к полету и сроке их действия. Допускается предоставление неработающим пенсионером, неработающим студентом, военнослужащим иного медицинского документа, подтверждающего диагноз, наличие медицинских противопоказаний к полету и срок их действия, при условии подтверждения принадлежности клиента к соответствующей группе граждан и предоставления справки о том, что клиент не работает (для неработающих).
С учетом того, что тариф, по которому приобретены авиабилеты, являлся невозвратным, предусмотренные пунктом 8.2 Правил перевозки ООО "Авиакомпания "Победа" документы ФИО1 не представила, а услуга "Возврат без потерь" являлся услугой ООО " ФИО2", а не ответчика, суды пришла в правильным выводам об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца в судах первой и апелляционной инстанций, они исследованы судами и мотивированно отклонены, не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов, ставящих под сомнение законность судебных актов.
Несогласие заявителя жалобы с вынесенными судебными постановлениями само по себе не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Тверского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья ФИО3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.