Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу начальника федерального государственного казенного учреждения "Балтийский отдела имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации) Вардах Ю.С. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 19 декабря 2022 года, решение судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 21 марта 2023 года и решение судьи Калининградской области от 24 мая 2023 года, вынесенные в отношении ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 19 декабря 2022 года ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 550000 рублей.
Решением судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 21 марта 2023 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 19 декабря 2022 года изменено, размер административного штрафа уменьшен до 200000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Калининградской области от 24 мая 2023 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 19 декабря 2022 года и решение судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 21 марта 2023 года оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, начальник ФГКУ "Балтийский отдела имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Вардах Ю.С. выражает несогласие с названными постановлениями должностного лица и судебными актами, ссылаясь на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств совершения учреждением административного правонарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно положениям статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной в период с 05.10.2022 по 03.11.2022 в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в соответствии с решением от 26.09.2022 N, и осмотра земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, расположенных "адрес", находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений", установлено загрязнение земельного участка с КН N нефтепродуктами, земельного участка с КН N - отходами производства и потребления, земельного участка с КН N - вредными веществами, отходами производства и потребления.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель, и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 указанного Кодекса.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки судей судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Имеющие правовое значение доводы, направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, для чего отсутствуют основания, не ставят под сомнение законность и обоснованность оспариваемых актов и наличие в действиях ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств не является правовым основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Существенных нарушений норм процессуального закона, являющихся основанием для отмены оспариваемых актов, не установлено.
Порядок и срок давности привлечения ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности соблюдены.
ФГКУ "Балтийский отдел имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации назначено ниже низшего размера, установленного санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 19 декабря 2022 года, решение судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 21 марта 2023 года и решение судьи Калининградской области от 24 мая 2023 года, вынесенные в отношении федерального государственного казенного учреждения "Балтийский отдел имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отставить без изменения, жалобу начальника федерального государственного казенного учреждения "Балтийский отдел имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Вардах Ю.С. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.