Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Марковой Юлии Геннадьевны на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 7 сентября 2023 года по административному делу N 2а-661/2023 по административному иску Марковой Юлии Геннадьевны к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области, Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области об оспаривании отказа в перераспределении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Маркова Ю.Г, изначально являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 600 кв.м, в результате перераспределения земель приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером с N площадью 980 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
30 мая 2022 года Маркова Ю.Г. вновь обратилась в администрацию Череповецкого муниципального района с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка из состава земель государственная собственность на которые не разграничена, представив вместе с документами, необходимыми для разрешения вопроса, схему расположения земельного участка, согласно которой перераспределению подлежат земли населенных пунктов, площадь образуемого в результате перераспределения земельного участка должна была составить 1569 кв.м.
Решением Комитета имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района от 9 июня 2022 года N1-11/2750 Марковой Ю.Г, в перераспределении земельного участка отказано со ссылкой на основание, предусмотренное пунктом 6 статьи 11.9 и пунктом 2, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 и подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ (далее - Земельный кодекс) и со ссылкой на нарушение требований пожарной безопасности, поскольку расстояние от образуемого земельного участка до границы Череповецкого лесничества составляет менее 30 метров, что нарушает пункт 4.14 Свода правил 4.13130.2013 "Система противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты".
Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 19 сентября 2022 года, принятым по делу N 2а-898/2022 и вступившим в законную силу 26 сентября 2022 года, указанный отказ Комитета имущественных отношений признан незаконным; этим же решением на администрацию Череповецкого муниципального района и Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Марковой Ю.Г. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.
Решением Комитета от 17 ноября 2022 года N 1-11 5953 Марковой Ю.Г. в перераспределении земельного участка отказано со ссылкой на пункт 6 статьи 11.9. пункт 2, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса и на возможность образования на перераспределяемой территории самостоятельного земельного участка с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, с учетом обеспечения возможности организации доступа к земельному участку с кадастровым номером N шириной не менее 4, 5 м.
Получив указанное решение Комитета имущественных отношений, Маркова Ю.Г. 1 декабря 2022 года направила в адрес Комитета заявление, в котором просила рассмотреть свое заявление с учетом решения суда от 19 сентября 2022 года.
Письмом от 11 января 2023 года администрация Череповецкого муниципального района сообщила о формировании на перераспределяемой территории самостоятельного земельного участка, указав также, что вопрос о перераспределении земельного участка Марковой Ю.Г. был рассмотрен на земельной комиссии, которая рекомендовала отказать ей в перераспределении земель.
После получения письма администрации Маркова Ю.Г. с вопросом о перераспределении обратилась к заместителю руководителя администрации района.
Письмом заместителя руководителя администрации Череповецкого муниципального района N от 11 апреля 2023 года Марковой Ю.Г. сообщено, что вопрос о перераспределении земельного участка рассмотрен земельной комиссией, которая по основаниям, предусмотренным, подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, рекомендовала отказать заявителю в перераспределении земель; администрацией принято решение о формировании самостоятельного земельного участка.
3 мая 2023 года Маркова Ю.Г. обратилась в суд с административным иском к администрации Череповецкого муниципального района и Комитету имущественных отношений администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N и возложении обязанности согласовать схему расположения, ссылаясь на нарушение ее прав и положения действующего земельного законодательства.
Решением Череповецкого районного суда Вологодской области от 29 мая 2023 года Марковой Ю.Г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 7 сентября 2023 года решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 29 мая 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Марковой Ю.Г. - без удовлетворения
В кассационной жалобе, поданной на решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 7 сентября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 7 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 17 ноября 2023 года, Маркова Ю.Г. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, указывая на несоответствие выводов судов установленными по делу обстоятельствам и неправильное применение судами норм материального права и норм процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену решения суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, не допущено.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что решением Череповецкого районного суда от 19 сентября 2022 года отказ администрации Череповецкого муниципального района от 9 июня 2022 года в перераспределении земельного участка Марковой Ю.Г. признан незаконным. На Комитет имущественных отношений администрации Череповецкого муниципальною района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Марковой Ю.Г. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.
При повторном рассмотрении заявления Марковой Ю.Г. 26 октября 2022 года земельная комиссия администрации Череповецкого района решилаотказать ей в перераспределении земельного участка в связи с тем, что на перераспределяемой территории возможно образовать самостоятельный земельный участок. Этим же решением земельная комиссия рекомендовала образовать на свободной территории земельный участок с видом разрешенного использования - личное подсобное хозяйство, с предоставлением на торгах, с учетом п.4.14 Свода правил 4.13130.2013 "Система противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты", с учетом обеспечения доступа к земельному участку Марковой Ю.Г.
Решением Комитета от 17 ноября 2022 года N 1-11 5953 Марковой Ю.Г. в перераспределении земельного участка отказано со ссылкой на пункт 6 статьи 1). 9. пункт 2, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10. подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ и на возможность образования на перераспределяемой территории самостоятельного земельного участка. Также указано на то, что ранее Маркова Ю.Г. воспользовалась правом на перераспределение, цель перераспределения была достигнута, при повторном перераспределении усматривается цель увеличения площади без фактического использования перераспределяемой территории.
1 декабря 2022 года Маркова Ю.Г. направила в Комитет заявление, в котором просила повторно рассмотреть свое заявление с учетом решения суда, от 19 сентября 2022 года.
Письмом от 11 января 2023 года администрация Череповецкою муниципального района сообщила о формировании на перераспределяемой территории самостоятельного земельного участка, указав также, что вопрос о перераспределении земельного участка ФИО1 был рассмотрен на земельной комиссии, которая рекомендовала отказать ей в перераспределении, 14 февраля 2023 года Маркова Ю.Г. с вопросом о перераспределении обратилась к заместителю руководителя администрации района.
Письмом заместителя руководителя администрации Череповецкою муниципального района от 11 апреля 2023 года N1-13/23 Марковой Ю.Г. сообщено, что вопрос о перераспределении земельного-участка был рассмотрен земельной комиссией, по основаниям, предусмотренным подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса комиссия рекомендовала отказать в перераспределении, и приняла решение о формировании самостоятельного земельного участка (протокол заседания земельной комиссии от 15 марта 2023 года).
Решением администрации Череповецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 487 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение - "адрес" с видом разрешенного использования - личное подсобное хозяйство, с доступом к земельному участку Марковой Ю.Г.
Как усматривается из материалов дела, образованный земельный участок частично совпадает с местоположением земельного участка, схему которого представила в администрацию Маркова Ю.Г, что в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса основанием для отказа в перераспределении.
При этом решение администрации Череповецкого муниципального района от 12 апреля 2023 года N 343 в установленном законом порядке не оспорено.
В силу пункта 2. статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальною района распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков. расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Случаи и основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются статьей 39.27 Земельного кодекса.
При этом, согласно подпункту 4 пункта 7 статьи 39.27 Земельного кодекса соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в гост дарственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 этой же статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка образование которого предусмотрено схемой расположения земельною участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Разрешая заявленные требования и руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения не нарушают прав и интересов Марковой Ю.Г. поскольку приняты в пределах компетенции административных органов, в установленном законом порядке для обеспечения частных и публичных интересов, интересов неопределенного круга лиц; сформированный административным ответчиком земельный участок соответствует требованиям Правил землепользования и застройки сельского поселения Югское и предоставление такого участка должно осуществляться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном статьёй 39.3 Земельного кодекса.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов следует признать правильными.
Решением администрации Череповецкого муниципального района от 12 апреля 2023 года N 343 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 487 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение - "адрес" с видом разрешенного использования - личное подсобное хозяйство, с доступом к земельному участку Марковой Ю.Г.
Как усматривается из материалов дела, образованный земельный участок частично совпадает с местоположением земельного участка, схему которого в целях перераспределения земель представила в администрацию Маркова Ю.Г, что в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса служит самостоятельным основанием для отказа в перераспределении.
Решение администрации Череповецкого муниципального района от 12 апреля 2023 года N 343 в установленном законом порядке истцом не оспаривалось.
Суды при принятии по данному делу решений обоснованно руководствовались правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 28 мая 2020 года N 1189-О, согласно которой перераспределение земель и (или) земельных участков призвано обеспечить прежде всего эффективное и рациональное использование земли. При этом оспариваемая норма содержит необходимые гарантии, ограничивающие произвольное применение и злоупотребление данной процедурой в ущерб предоставлению земельных участков на торгах, обеспечивающему справедливое и открытое перераспределение объектов публичной собственности. В частности, согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ одним из оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, является возможность образовать из земель самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 указанного Кодекса.
Довод кассационной жалобы о том, что Комитет неправомерно отказал истцу в перераспределении земельного участка в ответах от 17 ноября 2022 N 1-11/5953, от 11.01.2023 N 1-11/113 и от 11.04.2023 N 1-13/23 по иным основаниям, ранее не указанным в решении от 9 июня 2022 года N 1-11/2750, являлся предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонён с указанием на то, что возложенная судом обязанность повторно рассмотреть вопрос о перераспределении земельного участка не ограничивает право органа местного самоуправления привести в решении иные обстоятельства, являющиеся в силу закона основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Довод кассационной жалобы, сводящийся к утверждению истца о формировании земельного участка с нарушением пункта 8.1.11 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространение пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям", утверждённых Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, выводов судебных инстанций не опровергает; вопросы законности и обоснованности формирования администрацией Череповецкого муниципального района земельного участка площадью 487 кв.м, с видом разрешенного использования - личное подсобное хозяйство, а также вопросы рационального использования земель при утверждении администрацией границ этого земельного участка, к предмету спора по данному делу не отнесены.
Суд первой инстанции обоснованно указал в постановленном по делу решении, что формирование администрацией самостоятельного земельного участка прав истца не нарушает.
Маркова Ю.Г. уже воспользовалась принадлежащим ей правом на перераспределение принадлежавшего ей земельного участка площадью 600 кв.м, увеличив его площадь за счёт земель государственной собственности минуя процедуру торгов до 980 кв.м.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается только в определённых статьёй 39.28 Земельного кодекса случаях.
Заключив с администрацией 20 сентября 2021 года соглашение о перераспределении земель с целью формирования земельного участка для обслуживания дома, построенного за пределами земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером N, и приобретя в результате такого перераспределения в собственность земельный участок с кадастровым номером с N площадью 980 кв.м, истец, следует полагать, устранила те препятствия в землепользовании, которые в соответствии с законом служили основанием для перераспределения земель.
Повторное обращение истца с заявлением о перераспределении земельных участков, как это следует из предложенной истцом схемы перераспределения земель и формирования участка площадью 1569 кв.м, объяснений истца в судебном заседании 29 мая 2023 года, ставит собой цель приращение площади земельного участка за счёт земель сельского поселения в обход установленной процедуры торгов и в отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьёй 39.28 Земельного кодекса.
Несмотря на то, что судом первой инстанции о таком злоупотреблении правом в решении было указано, истец, как в апелляционной жалобе, так и в кассационной жалобе, каких либо аргументов в обоснование необходимости повторного перераспределения земельных участков не привела, ссылаясь исключительно на неисполнение Комитетом решения Череповецкого районного суда Вологодской области от 19 сентября 2022 года по делу N 2а-898/2022.
Прочие доводы истца, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием.
Несогласие истца с установленными по делу обстоятельствами и их оценкой судами, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра кассационным судом общей юрисдикции постановленного по делу апелляционного определения.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 7 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Марковой Юлии Геннадьевны - без удовлетворения.
Решение Череповецкого районного суда Вологодской области от 29 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 7 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 31 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.