Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Эльстина Владимира Романовича на решение Псковского городского суда Псковской области от 20 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 3 августа 2023 года по административному делу N 2а-840/2023 по административному иску Эльстина Владимира Романовича к Администрации города Пскова Псковской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Эльстин В.Р. обратился в суд с административным иском к Администрации города Пскова, в котором, после уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспаривал бездействие городской администрации, допущенное, по утверждению истца, при рассмотрении его заявления от 21 октября 2022 года о принятии его на учёт нуждающихся в жилых помещениях с учётом льготы лица, уволенного с военной службы при общей выслуге свыше 20 лет.
В обоснование иска Эльстин В.Р. указал, что приказом командира войсковой части 25963 г. Москва от 29 июля 1997 г. административный истец уволен в запас по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - достижение предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части 71231 от 03 сентября 1997 г. N 160 с 03 сентября 1997 г. исключён из списков личного состава части.
Как указывал Эльстин В.Р, в связи с предстоящим увольнением, он, проживающий с семьей состоящей из 3-х человек в квартире, предоставленной ему Министерством обороны РФ в связи с прохождением воинской службы, по адресу: "адрес", был включён Администрацией города Пскова в список очередников на получение жилого помещения по договору социального найма, в котором (списке) находился с 26 октября 1995 года по 08 августа 2013 года, когда постановлением N названной городской администрации был снят с учёта, а приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительства и жилищного надзора от 27 июня 2013 года N 262-ОД исключён из Сводного списка граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Поводом для принятия данных решений послужил выявленный в порядке актуализации сведений факт отчуждения истцом в 2011 году дачного дома, возведенного на земельном участке по адресу: "адрес", который был бесплатно ему предоставлен как военнослужащему из земель населенных пунктов для индивидуального строительства.
21 октября 2022 года Эльстин В.Р. обратился в Администрацию города Пскова с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, однако письмом Администрации города Пскова от 22 ноября 2022 г. N Э-1136 заявителю предложено решить жилищный вопрос в органах местного самоуправления по месту проживания заявителя в Псковской области.
Ссылаясь на положения статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статью 53 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), истец полагал, что срок для рассмотрения вопроса о постановке его на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в льготном порядке истёк, ответчик в нарушение закона отказал в рассмотрении его заявления, чем нарушил права истца.
Решением Псковского городского суда Псковской области, принятым 20 марта 2023 года, в удовлетворении административного иска Эльстина В.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 3 августа 2023 года решение Псковского городского суда Псковской области от 20 марта 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Эльстина В.Р. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Псковского городского суда Псковской области от 20 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 3 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 13 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 ноября 2023 года, представитель истца ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции установленными по делу обстоятельствам и неправильное применение судом норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену решения суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, не допущено.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что распоряжением Администрации города Пскова от 28 ноября 1995 года N ФИО1 с 26 октября 1995 г. поставлен на учет нуждающихся на первоочередное получение жилой площади для уволенных в запас военнослужащих на территории Псковской области.
29 июля 1997 года приказом командира воинской части 25953 (г. Москва) подполковник Эльстин В.Р. уволен в запас по основанию, предусмотренному пунктом 3 статьи 48 Закона "О воинской обязанности и военной службе", - в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
03 сентября 1997 года Эльстин В.Р. приказом командира войсковой части 71231 исключен из списка личного состава части, всех видов обеспечения и направлен на учет в Стругокрасненский РВК Псковской области.
В период прохождения военной службы КЭЧ Лужского района предоставила Эльстину В.Р. жилое помещение по адресу: "адрес"
Приказами Государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора от 14 февраля 2013 г. N 58-ОД и от 15 февраля 2013 г. N 59-ОД Эльстин В.Р. включен в Сводный список граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях на территории Псковской области, и список претендентов, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2013 году.
27 июня 2013 г. Государственным комитетом Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора изданы приказы N 262-ОД и N 263-ОД об исключении Эльстина В.Р. из Сводного списка граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях на территории Псковской области.
Основанием для принятия решения послужило выявление совершения Эльстиным В.Р. сделок по приобретению 18 мая 2011 года земельного участка и жилого дома, площадью 81, 8 кв.м, и дальнейшее отчуждение данных объектов 29 декабря 2011 года.
08 августа 2013 г. постановлением Администрации города Пскова N 1946 Эльстин В.Р. снят с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, т.е. в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет.
В 2022 году Эльстин В.Р. обратился в Псковский городской суд с иском к Администрации г. Пскова о восстановлении на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 17 июня 2022 года в удовлетворении иска Эльстину В.Р. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 4 октября 2022 года решение Псковского городского суда от 17 июня 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Эльстина В.Р. - без удовлетворения.
Как указали суды, фактически в рамках данного дела Эльстиным В.Р. оспаривался отказ Администрации города Пскова в восстановлении его на учете граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий; оснований для восстановления на учете не имеется, поскольку приказы Государственного комитета Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора N 262-ОД и N 263-ОД и Постановление Администрации города Пскова от 08 августа 2013 года N 1946 не отменены, незаконными не признаны, являются действующими.
21 октября 2022 г. Эльстин В.Р. обратился в Администрацию города Пскова с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении, ссылаясь на наличие у него льготы военнослужащего уволенного в запас.
В ответе Администрации города Пскова от 22 ноября 2022 года N разъяснено, что в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Принятие на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления по заявлениям граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Поскольку Эльстин В.Р. и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес", то у Администрации города Пскова отсутствуют основания для рассмотрения заявления Эльстина В.Р.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что правовое регулирование вопросов, связанных с признанием военнослужащих нуждающимися и предоставлением им жилых помещений, изменилось, в связи с чем Администрация г. Пскова не наделена полномочиями на включение Эльстина В.Р. в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обеспечение его жилым помещением в льготном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих).
Суд апелляционной инстанции с данным выводом суда первой инстанции согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций следует признать правильными.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В установленном Жилищном кодексе порядке по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 49).
Кроме того, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса).
Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Таким образом, исходя из приведённых правовых норм, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 49 ЖК РФ), либо иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, если на орган местного самоуправления возложены соответствующие полномочия на их обеспечение.
По мнению административного истца, он, как бывший военнослужащий, уволенный с военной службы в запас без предоставления жилого помещения, должен быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления на основании положений статьи 15 Закона о статусе военнослужащих.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок организации деятельности по принятию граждан, указанных в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и проверки оснований, дающих право состоять на данном учете и право на предоставление жилищной субсидии и жилого помещения, порядок предоставления таким гражданам жилищной субсидии и жилого помещения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (абзац 17 пункта 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих").
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трёхмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства подлежали обеспечению жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счёт государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Обязанность ведения учёта военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы месту жительства, если такое избранное место жительство не совпадало с последним местом прохождения военной службы, возлагалась на органы местного самоуправления (п.13 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).
Порядок постановки военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, на учёт нуждающихся в жилых помещениях по избранному ими после увольнения месту жительства, определялся соответствующими Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054, согласно которым органы местного самоуправления регистрировали и ставили на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом; принятые на учёт военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрировались в специальном журнале учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который вёлся органом местного самоуправления; из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составлялся единый список очередников на получение (приобретение) жилья (пункты 16, 23, 24 Правил).
Таким образом, военнослужащие, уволенные или подлежащие увольнению с военной службы, до 01 января 2005 года принимались на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечивались жилыми помещениями органами местного самоуправления в особом порядке, отличном от порядка обеспечения жилой площадью граждан, состоящих на учёте в органах местного самоуправления по иным основаниям.
С 1 января 2005 года обязанность ведения учёта военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, уволенных с военной службы, а также обязанность их обеспечения жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).
Статья 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в действующей редакции (Федеральный закон от 24.11.2014 N 360-ФЗ) распространяет порядок обеспечения жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета на указанные в данном законе категории граждан, которые были приняты органами местного самоуправления на учёт нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года только в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Во исполнение пункта 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 1768 утверждены Правила признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях (далее Правила).
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется федеральными органами либо уполномоченными ими органами или учреждениями (пункт 2 Правил).
Исходя из приведенных правовых норм, реализация военнослужащими своих жилищных прав осуществляется через федеральные органы исполнительной власти, в которых эти граждане проходили военную службу, либо уполномоченными ими органами или учреждениями.
Администрация города Пскова не наделена полномочиями рассматривать вопросы признания лиц (военнослужащих), уволенных с военной службы нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых в льготном порядке, определённом Законом о статусе военнослужащих и Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 1768.
Поскольку Эльстин В.Р. подал в Администрацию города Пскова заявление по форме приложения к Правилам признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. N 1768, ссылался на льготный (внеочередной) порядок его обеспечения, предусмотренный Законом о статусе военнослужащего, постольку ответ городской администрации от 22 ноября 2022 года предоставленный истцу, следует признать обоснованным решением, принятым исходя из поставленного заявителем вопроса, но не бездействием, как на этом настаивает истец.
Органы местного самоуправления предоставляют жилые помещения по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
Приведенное в письме от 22 ноября 2022 г. N Э-1136 ответчиком разъяснение соответствует требованиям пункта 3 статьи 52 Жилищного кодекса, согласно которому принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (в рассматриваемом деле - Псковская область) либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Прочие доводы истца, являлись предметом всесторонней проверки суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием.
Несогласие истца с установленными по делу обстоятельствами и их оценкой судами, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра кассационным судом общей юрисдикции постановленного по делу апелляционного определения.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Псковского городского суда Псковской области от 20 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Эльстина Владимира Романовича - без удовлетворения.
Решение Псковского городского суда Псковской области от 20 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 3 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 31 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.