Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Парфинского муниципального района Новгородской области на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1023/2023 по административному исковому заявлению прокурора Парфинского района Новгородской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Парфинского муниципального района Новгородской области, ООО "МП Водоканал Парфинского района" о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Парфинского района Новгородской области обратился в Старорусский районный суд Новгородской области с административным искровым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Парфинского муниципального района, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Парфинского муниципального района (далее также - Администрация) по несоблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, выразившееся в необеспечении надлежащего содержания и технического функционирования пожарного гидранта, расположенного по адресу: пер. Зеленый, д.7, п. Парфино, Парфинского района Новгородской области, обязать Администрацию в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить у пожарного гидранта указатель со светоотражающей поверхностью, крышку гидранта и крышку колодца, обеспечить водоотдачу пожарного гидранта в соответствии с показателями таблицы 1 пункта 5.1 Приказа МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что данные нарушения выявлены при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории Парфинского муниципального района.
13 октября 2022 года в адрес Администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, которое администрацией 3 ноября 2022 года рассмотрено, однако указанные в представлении нарушения не устранены.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ООО "МП Водоканал Парфинского района".
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 года, административные исковые требования прокурора Парфинского района Новгородской области к Администрации района удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Администрации по несоблюдению требований законодательства в сфере содержания пожарного гидранта, расположенного по адресу: Новгородская область, Парфинский район, поселок Парфино, пер. Зеленый, д.7;
На Администрацию возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу установить у пожарного гидранта, расположенного по адресу: Новгородская область, Парфинский район, поселок Парфино, пер. Зеленый, д.7, указатель со светоотражающей поверхностью, установить крышку гидранта и крышку колодца, обеспечить водоотдачу пожарного гидранта в соответствии с показателями таблицы 1 пункта 5.1 Приказа МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".
В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "МП Водоканал Парфинского района" отказано.
В кассационной жалобе администрации Парфинского муниципального района Новгородской области поступившей в суд первой инстанции 24 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 5 декабря 2023 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 года в связи с нарушением норм процессуального права и направлении административного дела на новое рассмотрение.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17
"О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить также законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, предметом проверки суда кассационной инстанции в настоящем деле являются решение Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Парфинского района Новгородской области с привлечением сотрудников Администрации, ООО "МП Водоканал Парфинского района", ОНД и ПР по Старорусскому, Парфинскому, Болотовскому, Поддорскому и Холмскому районам УН ДПР ГУ МЧС России по Новгородской области, 12 отряда противопожарной службы Новгородской области, ФГБУ Судебно-экспертного учреждения Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Новгородской области проведена проверка состояния пожарных гидрантов на территории п. Парфино, в ходе которой установлено, что пожарный гидрант, расположенный по адресу: п. Парфино, пер. Зеленый, д.7, не соответствует предъявляемым к нему требованиям, а именно: не имеет указателя со светоотражающей поверхностью, отсутствует крышка гидранта и крышка колодца, расход воды в данном гидранте составляет 7, 5 л/с вместо установленного нормативного требования 15 л/с.
По данному факту прокуратурой в адрес Администрации 13 октября 2022 года внесено представление об устранении допущенных нарушений, однако указанные нарушения Администрацией устранены не были.
Разрешая административное дело, оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что органом местного самоуправления в нарушение требований закона не предприняты меры к устранению выявленных прокуратурой нарушений, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку выявленные нарушения противопожарной безопасности, в частности, необеспечение требуемой водоотдачи пожарного гидранта, непосредственно влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда с указанным выводом суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, по данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было. При установленных обстоятельствах дела нормы права применены судами правильно.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского поселения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, закреплены в статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В силу частей 1 и 2 статьи 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" территории населенных пунктов должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары.
Пожарные гидранты устанавливаются на сетях наружного водопровода и обеспечивают подачу воды для целей пожаротушения.
Таблицей 1 пункта 5.1 Приказа МЧС России от 30 марта 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" (далее - приказ N 225) предусмотрен расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте с численностью жителей более 5 000, но не более 10 000 чел. при застройке зданиями высотой 3 этажа и выше, где расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте на 1 пожар составляет 15 л/с.
Согласно пунктам 11.10.1 ГОСТ Р 53961-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Гидранты пожарные подземные. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 53961- 2010) при техническом обслуживании гидрантов проверяются исправность люка и крышки водопроводного колодца.
Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения (пункт 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479).
Как следует из материалов дела, численность населения в п. Парфино составляет 6042 человека, на территории поселка расположено 15 многоквартирных домов высотой свыше трех этажей.
Решением Совета депутатов Парфинского городского поселения от 30 сентября 2015 года N 10 Администрация Парфинского городского поселения как юридическое лицо реорганизовано путем присоединения к Администрации района.
Таким образом, обязанность соблюдения требований пожарной безопасности на территории Парфинского городского поселения в настоящее время относится к полномочиям Администрации.
Схемой водоснабжения и водоотведения Парфинского городского поселения, утвержденной постановлением Администрации от 11 апреля 2023 года N 330, предусмотрено, что для наружного пожаротушения в поселке Парфино имеются пожарные гидранты.
Пожарный гидрант, расположенный по адресу: Новгородская область, Парфинский район, поселок Парфино, пер. Зеленый, д.7, является частью водопроводной сети п. Парфино, числится в реестре муниципального имущества Парфинского городского поселения.
Выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения состояния противопожарного водоснабжения Администрацией не оспариваются.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии технической возможности обеспечить водоотдачу пожарного гидранта до установленной нормы (15 л/с) из-за низкой пропускной способности участка трубопровода, ранее являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно были им отклонены, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается актом технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения (2023 год), фактическая пропускная способность трубопровода в месте расположения пожарного гидранта составляет 30, 6 л/с, что обеспечивает возможность водоотдачи пожарного гидранта по норме 15 л/с, однако фактическая водоотдача гидранта значительно ниже - 7, 5 л/с, что свидетельствует о ненадлежащем его техническом состоянии.
Доводы кассационной жалобы в указанной части по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Юридически значимые обстоятельства по делу определены судами верно, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Ненадлежащее выполнение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей может привести к затруднению при организации пожаротушения уполномоченными на то службами и способно повлечь за собой увеличение сроков начала и ликвидации возникшего возгорания (пожара), причинение вреда жизни и здоровью людей, нанесение значительного материального ущерба, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Приводимые в кассационной жалобе доводы относительно невозможности исполнения решения суда в установленный срок ввиду объема подлежащих выполнению работ и объема финансирования основанием для отмены постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке служить не могут.
При этом вопросы, связанные с процедурой исполнения постановленных судебных актов, при необходимости могут быть разрешены судом первой инстанции в установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (глава 38) процессуальном порядке.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Парфинского муниципального района Новгородской области - без удовлетворения.
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 19 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 27 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.