Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-2655/2023) по кассационной жалобе комитета по управлению государственным имуществом Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 23 мая 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 сентября 2023г. (N33а-1677/2023) по административному иску Бравого "данные изъяты" о признании незаконным приказа об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бравый М.А. обратился в суд с административным иском к комитету по управлению государственным имуществом Псковской области (далее - КУГИ Псковской области), в котором просил признать незаконным приказ от 20 февраля 2023г. N725 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
В обоснование указал, что в январе 2023г. он обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с местоположением: "данные изъяты", ориентировочной площадью 822 кв.м, с видом разрешенного использования "магазины". 20 февраля 2023г. административным ответчиком вынесен приказ N725 и дан разъясняющий ответ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на подпункт 5.1 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ и пункт 1 части 3 статьи 2 Закона области от 26 января 2014г. N1469-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области".
Поскольку положения законодательства не содержат такого основания для отказа как нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне подтопления, полагал данный приказ незаконным, не соответствующим требованиям законодательства, подлежащим отмене.
Просил обязать КУГИ Псковской области устранить нарушение его прав путем рассмотрения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 822 кв.м, с местоположением: "адрес".
Решением Псковского городского суда Псковской области от 23 мая 2023г. административный иск Бравого М.А. удовлетворен.
Приказ КУГИ Псковской области от 20 февраля 2023г. N725 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка признан незаконным, КУГИ Псковской области обязан устранить нарушение прав административного истца путем рассмотрения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 сентября 2023г. решение Псковского городского суда Псковской области от 23 мая 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе комитет по управлению государственным имуществом Псковской области просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-также ЗК РФ).
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, к которым отнесены:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно подпункту 5.1 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона.
Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны затопления, подтопления.
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий, по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N360 "Об определении границ затопления, подтопления" утверждены Правила определения границ зон затопления (далее - Правила).
Распоряжением Невско-Ладожского бассейнового водного управления от 09 августа 2019г. N52 утверждены: местоположение границ зон подтопления в отношении территории, прилегающей к зоне затопления, повышение уровня грунтовых вод которой обуславливается подпором вод уровня высоких вод реки Великая в границах города Псков (приложение 1), а также правовой режим использования земельных участков в границах зон подтопления (приложение 2).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации (далее- также ВК РФ) зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления запрещаются строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита (часть 4 статьи 67.1 ВК РФ).
Как следует из материалов дела, 30 января 2023г. Бравый М.А. обратился в КУГИ Псковской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка местоположением: "адрес", ориентировочной площадью 822 кв.м, установлении вида разрешенного использования "магазины".
20 февраля 2023г. КУГИ Псковской области принят приказ N725 "Об отказе в утверждении схемы расположения участка в городе Пскове" на основании пункта 5.1 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ, пункта 1 части 3 статьи 2 Закона Псковской области от 26 декабря 2014г. N1469-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области".
В разъясняющем письме КУГИ Псковской области от 21 февраля 2023г. NИМ-ОГ-Ю24 указано, что на запрос КУГИ о возможности формирования испрашиваемого земельного участка Администрация города Пскова письмом от 14 февраля 2023г. сообщила, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны затопления в отношении территорий, прилегающих к реке Великая в границах г. Пскова, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет).
На испрашиваемой территории органами местного самоуправления мероприятия по обеспечению инженерной защиты территории и объектов от негативного воздействия вод не проводились.
На основании изложенного принятие решения об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка не представляется возможным (л.д. 12).
Как указано в письме Администрации г. Пскова от 14 февраля 2023г. "данные изъяты" о предоставлении информации в отношении предлагаемого к формированию земельного участка местоположением: "адрес", ориентировочной площадью 822 кв.м, согласно Правилам землепользования и застройки МО "город Псков" участок расположен в границах территориальной зоны ОД1 "Многофункциональная общественно - деловая зона". Вид разрешенного использования - "Магазины" (код 4.4). Информация о наличии на Участке зарегистрированных объектов капитального строительства отсутствует. Образование Участка не приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице. Доступ от земель общего пользования к Участку имеется, формирование Участка не ограничит доступ к иным земельным участкам. По части территории Участка осуществляется дополнительный проезд к земельному участку с "данные изъяты", расположенному по адресу: "адрес" к указанному земельному участку от земель общего пользования имеется. Участок не накладывается на земли общего пользования. Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты), может осуществляться физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита. В случае принятия Комитетом решения о предоставлении Участка рекомендовано проинформировать заявителя о необходимости обеспечения мер инженерной защиты планируемого объекта капитального строительства от негативного воздействия вод.
Также указано, что участок расположен в границах зоны затопления в отношении территорий, прилегающих к реке Великая в границах г.Пскова, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) (л.д. 34-35).
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь приведенным правовым регулированием, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действующее законодательство не устанавливает безусловного запрета на утверждение схемы расположения земельного участка, предоставления такого земельного участка и строительства на нем при отнесении земельного участка к зоне затопления (подтопления).
Нахождение земельного участка в зоне подтопления не исключает возможности строительства, однако возлагает обязанность организовать превентивные защитные мероприятия на данном земельном участке.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, отметив, что положения статьи 11.10 ЗК РФ не содержат требований об обязательном приложении к схеме расположения земельного участка обоснования и описания решений по инженерной подготовке территории, в том числе решений по инженерной защите территории и объектов капитального строительства от последствий опасных геологических процессов, паводковых, поверхностных и грунтовых вод, либо информации об уже имеющемся обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории.
Выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают правильности выводов судов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Псковского городского суда Псковской области от 23 мая 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 сентября 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению государственным имуществом Псковской области -без удовлетворения.
Решение Псковского городского суда Псковской области от 23 мая 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 сентября 2023г.
и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 февраля 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.