Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело(N2а-4466/2022) по кассационной жалобе комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2023г. (N33а-9413/2023) по административному иску Ремезова "данные изъяты" к комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга, Управлению Росреестра по г.Санкт-Петербургу об признании отказа, бездействия незаконным, обязании совершить действия по восстановлению права.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Загребельной Я.А, а также объяснения Ремезова Э.Г, представляющего также интересы "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ремезов Э.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга, в котором просил признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 12 апреля 2021г. NОБ-1339-1137/21-0- 2 в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес", с учетом придомовой территории по фактическому землепользованию.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Ремезов Э.Г. просил обязать Комитет имущественных отношений г.Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения.
В обоснование указал, что ему на праве собственности принадлежат 2 квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" "адрес", состоящем из двух квартир, которые были приобретены на аукционе у Комитета имущественных от-ношений г. Санкт-Петербурга.
12 февраля 2021г. он обратился в комитет имущественных отношений г.Санкт-Петербурга с заявлением о формировании участка, на котором расположен многоквартирный дом, в удовлетворении которого отказано письмом от 04 марта 2021г. NОБ-1339-735/21-0-1 по тем основаниям, что в силу действующего законодательства земельный участок является объектом права общей долевой собственности собственников помещений в много-квартирном доме, в связи с чем, формирование земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом не требуется.
Не согласившись с указанным ответом, 11 марта 2021г. он обратился к административному ответчику с заявлением о пересмотре принятого решения, указав, что участок должен быть сформирован с учетом при-домовой территории. 12 апреля 2021г. получил отказ в формировании земельного участка.
По мнению административного истца, отказ комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга является незаконным, поскольку предметом договора купли-продажи являлись квартиры, договор не содержит обязанности изменения вида разрешенного использования объекта с многоквартирного дома на индивидуальное жилищное строительство, более того, эксплуатация многоквартирного дома невозможна без придомовой территории. Требования к жилым помещениям в многоквартирном доме устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N 47 и выполнить эти требования без оформления придомовой территории не представляется возможным. Поскольку конструкцией дома не предусмотрен туалет, на придомовом участке расположена надворная постройка с выгребной ямой, которая с момента постройки дома является туалетом, то необходимо решить вопрос о принадлежности туалета. Надворный туалет является объектом системы инженерно-технического обеспечения здания. С учетом части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации право административного истца владеть и пользоваться придомовым участком в той мере, в которой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, не может подвергаться сомнению.
Решением Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 августа 2021г. в удовлетворении административного иска Ремезову Э.Г. отказано.
Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 27 октября 2021г. решение Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 августа 2021г. было оставлено без изменения.
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2022г. (рег.88а-7433/2022), решение Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 августа 2021г. и апелляционное определение Санкт- Петербургского городского суда от 27 октября 2021г. отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга.
При новом рассмотрении дела в Кировском районном суде г. Санкт-Петербурга протокольным определение от 30 июня 2022г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен сособственник многоквартирного дома по адресу: "адрес" - ФИО10
Протокольным определением суда от 19 августа 2022г. приняты уточнения административного иска Ремезова Э.Г, в соответствии с которыми Ремезов Э.Г. просил:
- признать незаконным отказ комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 12 апреля 2021г. NОБ-1339-1137/21-0-2 в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес", "адрес" с учетом придомовой территории по фактическому землепользованию;
- обязать комитет имущественных отношений г.Санкт- Петербурга сформировать земельный участок под многоквартирный жилой дом с придомовой территорией по фактическому землепользованию площадью 2467 кв.м, указанными поворотными точками;
- признать незаконным формирование комитетом имущественных отношений г. Санкт-Петербурга земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
- обязать Управление Росреестра по г.Санкт-Петербургу исключить сведения об участке с кадастровым номером "данные изъяты" из государственного кадастра недвижимости.
Протокольным определением суда от 19 августа 2022г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по г. Санкт-Петербургу.
Протокольным определением суда от 25 октября 2022г. приняты уточнения административного иска Ремезова Э.Г, в соответствии с которыми Ремезов Э.Г. просил:
- признать незаконным отказ комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 12 апреля 2021г. NОБ-1339-1137/21-0-2 в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес", с учетом придомовой территории по фактическому землепользованию;
- обязать комитет имущественных отношений г.Санкт-Петербурга сформировать земельный участок под многоквартирный жилой дом с придомовой территорией по фактическому землепользованию площадью 2467 кв.м, указанными поворотными точками;
- признать незаконным формирование комитетом имущественных отношений г. Санкт-Петербурга земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
- обязать Управление Росреестра по г.Санкт-Петербургу исключить сведения об участке с кадастровым номером "данные изъяты" из государственного кадастра недвижимости;
- признать незаконным бездействие территориального органа исполнительной власти в лице Управления Росреестра по г. Санкт- Петербургу в части неисполнения обязанности по внесению в ЕГРН изменений в сведения об участке с кадастровым номером "данные изъяты"
- обязать Управление Росреестра по г. Санкт-Петербургу изменить статус сведений об участке с кадастровым номером "данные изъяты" в государственном кадастре недвижимости на "архивные".
С учетом принятия уточненной редакции административного иска 25 октября 2022г, Управление Росреестра по г. Санкт- Петербургу приобрело статус административного ответчика.
Протокольным определением суда от 05 декабря 2022г. приняты уточнения административного иска Ремезова Э.Г, согласно которым Ремезов Э.Г. изложил требования в следующей редакции:
- признать незаконным отказ комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 12 апреля 2021г. NОБ-1339-1137/21-0- 2 в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес" с учетом придомовой территории по фактическому землепользованию;
- обязать комитет имущественных отношений г. Санкт- Петербурга сформировать земельный участок под многоквартирный жилой дом с придомовой территорией по фактическому землепользованию площадью 2467 кв.м;
- признать незаконным распоряжение комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 10 ноября 2020г. N2251-РКЗ об утверждении схемы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
- обязать Управление Росреестра по г. Санкт-Петербургу снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"
- признать незаконным бездействие Управления Росреестра по г. Санкт-Петербургу в части неисполнения обязанности по внесению в ЕГРН изменений в сведения об участке с кадастровым номером "данные изъяты"
- обязать Управление Росреестра по г. Санкт-Петербургу снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", статус сведений об участке изменить на "архивные".
Решением Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022г. Ремезову Э.Г. отказано в удовлетворении административного иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2023г. решение Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 23 декабря 2022г. отменено в части отказа в признании незаконным отказа комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 12 апреля 2021г. NОБ-1339-1137/21-0-2, принятого по рассмотрению обращения Ремезова "данные изъяты" от 11 марта 2021г. в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, по делу принято новое решение.
Признан незаконным отказ комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 12 апреля 2021г. NОБ-1339-1137/21-0- 2, принятый по рассмотрению обращения Ремезова "данные изъяты" от 11 марта 2021г, о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес"
Комитет имущественных отношений г.Санкт-Петербурга обязан повторно рассмотреть обращение Ремезова "данные изъяты" от 11 марта 2021г. о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес"
В остальной части решение Кировского районного суда г. Санкт- Петербурга от 23 декабря 2022г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2023г, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемого судебного постановления не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Ремезов Э.Г. является собственником одной квартиры (ранее - двух квартир), расположенной в многоквартирном доме по адресу: г "данные изъяты", состоящем из 2-х квартир на основании договора купли-продажи жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт- Петербурга по результатам аукциона N 31-АКВ/И от 23 декабря 2020г.
Право собственности Ремезова Э.Г. зарегистрировано 04 февраля 2021г.
Исходя из указанного договора, административный истец приобрёл квартиры во исполнение распоряжения комитета имущественных отношений г.Санкт-Петербурга от 06 ноября 2019г. N2811-рз на аукционе, проведённом в электронной форме 17 декабря 2020г.
С 04 апреля 2022г. собственником одной квартиры, площадью 51, 3 кв.м является ФИО10 на основании договора купли-продажи.
Данный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 153 кв. м, сформированным 07 октября 2008г. по результатам топогеодезических работ, с видом разрешенного использования для размещения жилого дома.
Распоряжением администрации Курортного района г.Санкт- Петербурга от 10 июня 2007г. N981-р, от 06 мая 2011г. N 457-р и заключения межведомственной комиссии Курортного района г. Санкт-Петербурга от 31 мая 2007г. N 23 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Комитета имущественных отношений г.Санкт- Петербурга от 06 ноября 2019г. N2811-рз определено, что квартиры подлежат продаже на аукционе как жилищный фонд коммерческого использования в многоквартирном доме, имеющем статус аварийного и подлежащего сносу.
Ремезов Э.Г. 12 февраля 2021г. обратился в комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга с заявлением об определении границ и межевании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: "адрес"
Письмом от 04 марта 2021г. N05-1339-735/21-0-1 СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" Агентство имущественных отношений северного направления в ответ на данное обращение Ремезову Э.Г. сообщено, что вышеуказанный многоквартирный дом расположен в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 153 кв.м, сформированного 07 октября 2008г. по результатам топогеодезических работ, с видом разрешенного использования для размещения жилого дома. В силу действующего законодательства участок является объектом общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, формирование земельного участка под вышеуказанным домом не требуется.
11 марта 2021г. Ремезов Э.Г. обратился с заявлением на имя председателя комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга о пересмотре решения и просил подать в Росреестр заявление об аннулировании сведений в кадастре о сформированном участке со статусом "временный" и обеспечить определение границ и межевание с учетом исторически сложившегося порядка пользования земельным участком и включения в состав участка элементов озеленения и благоустройства, и иных объектов, предназначенных для обслуживания и эксплуатации дома.
Письмом от 12 апреля 2021г. N ОБ-1339-1137/21-0-2 комитета имущественных отношений г.Санкт-Петербурга разъяснено, что для многоквартирного дома был сформирован земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", территория смежная с данным земельным участком находится в государственной собственности. Проект межевания для территории, в границах которой расположен многоквартирный дом, не разработан. На данную территорию установлена территориальная зона Т1Ж2-2, на которой не предусмотрена возможность образования земельных участков для многоквартирных домов в границах данной зоны, в связи с чем, образование нового земельного участка для многоквартирного дома не представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о том, что формирование земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" было произведено в соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Феде-рации.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" под многоквартирным домом образован 07 октября 2008г, обладает уникальными характеристиками, позволяющими идентифицировать его в качестве самостоятельного объекта недвижимости, и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме с момента формирования участка, расположенного по адресу: "адрес", то есть с 07 октября 2008г, постольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по "адрес" в ином размере.
Согласно сведениям Региональной геоинформационной системы Санкт-Петербурга на земельном участке, находящемся по адресу: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты" располагается многоквартирный дом с адресом: "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты" сведения в государственный кадастр недвижимости внесены 19 сентября 2012г. Земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, прошел учет 07 октября 2008г. Сведения о нем в ЕГРН носят временный характер. На земельном участке располагается многоквартирный дом, сведения в государственный кадастр недвижимости переданы 19 сентября 2012г.
Также, суд указал, что наличие в ЕГРН временных сведений о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не имеют для Ремезова Э.Г. правового значения, поскольку с момента регистрации за административным истцом права собственности на многоквартирный дом, характер кадастрового учета изменился, поскольку право собственности на сформированный под многоквартирным домом земельный участок перешло собственнику.
С учетом настоящего спора и требований истца о формировании земельного участка по фактическому землепользованию, передать в ЕГРН сведения о земельном участке кадастровый номер N статус "архивные", о чем просит истец, незаконно, поскольку на земельный участок возникли права собственника жилого помещения.
Суд пришел к выводу, что исходя из действующего законодательства, спор о границах земельного участка подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства между собственниками земельных участков. Ремезов Э.Г. воспользовался своим правом и обратился в Зеленогорский районный суд г.Санкт- Петербурга в порядке гражданского судопроизводства с иском к Комитету имущественных отношений г.Санкт-Петербурга об установлении границ земельного участка, признании права собственности, в котором ставит вопрос о проведении межевания территории и передаче сформированного участка ему в собственность. Решение суда, которым будут установлены границы земельных участков, будет являться основанием для изменения сведений о данных земельных участках в государственном кадастре недвижимости.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на положения статей 218, 226 КАС РФ, пришел к выводу о том, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 12 апреля 2021г. NОБ-1339-1137/21-0-2 в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес", с учетом придомовой территории по фактическому землепользованию, подлежит отмене, так как неправильно определены обстоятельств, имеющие значение для административного дела, в остальной части решение является правильным и мотивированным, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен главой V.I. Земельного кодекса Российской Федерации.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполни-тельным органом государственной власти или органом местного само-управления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015г. N98 "О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга", утверждено Положение о комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга.
В силу пункта 3.1 указанного Положения комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга осуществляет приватизацию государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением приватизации жилых помещений в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 04 июля 1991г. N 541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга осуществляет распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе осуществляет юридические действия, связанные с принудительным прекращением прав пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования земельными участками ввиду их ненадлежащего использования, принимает решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками при наличии заявлений правообладателей об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если указанные полномочия в соответствии с действующим законодательством не отнесены к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет юридические действия, связанные с разграничением государственной собственности на землю (пункт 3.25. Положения о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017г. N281 создано Санкт-Петербургское государственное учреждение "Имущество Санкт-Петербурга", целью деятельности которого является материально-техническое обеспечение деятельности Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также, в частности, по осуществлению распоряжения земельными участками, расположенными на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 153 кв.м, расположен многоквартирный дом по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты", 1917 года постройки. По сведениям кадастра недвижимости дом имеет статус "ранее учтенный" (ст. 69 Закона о регистрации N218-ФЗ), сведения о нем внесены в реестр 19 сентября 2012г.
В составе здания учтены вторичные объекты (две квартиры) с кадастровым номером N и N.
Распоряжением администрации Курортного района г. Санкт- Петербурга от 10 июня 2007г. N981-р, от 06 мая 2011г. N 457-р и заключением межведомственной комиссии Курортного района г.Санкт-Петербурга от 31 мая 2007г. N 23 дом, расположенный по адресу: "адрес", лит. А, признан аварийным и подлежащим сносу.
Земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес", сформирован 07 октября 2008г. по результатам топогеодезических работ, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения жилого дома (жилых домов), для многоквартирной застройки".
Таким образом, после признания дома аварийным и подлежащим сносу, земельный участок под ним с кадастровым номером "данные изъяты" прошел государственный учет.
Распоряжением комитета имущественных отношений г. Санкт- Петербурга от 06 ноября 2019г. N 2811-рз определено, что квартиры подлежат продаже на аукционе как жилищный фонд коммерческого использования в многоквартирном доме по адресу: "адрес", имеющем статус аварийного и подлежащего сносу.
23 декабря 2020г. между комитетом имущественных отношений г.Санкт-Петербурга и Ремезовым Э.Г. заключен договор куп-ли-продажи жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга по результатам аукциона N31-АКВ/И, в соответствии с которым Комитет имущественных отношений г.Санкт-Петербурга (продавец) передал в собственность (продал) Ремезову Э.Г. (покупателю) жилые помещения, расположенные по адресу:
- "адрес" кадастровый N, общей площадью 85, 9 кв.м, состоящая из 4 комнат, жилой площадь. 49, 0 кв.м;
- "адрес", кадастровый N, общей площадью 51, 3 кв.м, состоящая из 3 комнат, жилой площадь. 39, 1 кв.м.
Право собственности ФИО1 на указанные квартиры зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГг.
Исходя из указанного договора, административный истец приобрёл квартиры в доме по адресу: "адрес", во исполнение распоряжения комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 06 ноября 2019г. N2811-рз на аукционе, проведённом в электронной форме 17 декабря 2020г.
Исходя из п.1.2 Договора следует, что здание, в котором расположены жилые помещения, признано аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжением администрации Курортного района г. Санкт-Петербурга от 10 июня 2007г. N981-р, от 06 мая 2011г. N 457-р и заключения межведомственной комиссии Курортного района г. Санкт-Петербурга от 31 мая 2007г. N 23.
Здание, в котором находятся жилые помещения, расположено в границах зон охраны и (или) защитных зон объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга: Единая зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участок ЗРЗ(38)27). Требования по сохранению исторических зданий и режим использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга установлен Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2019г. N820-7 (ред. от 07 июля 2016г.) "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон".
Покупатель обязан согласовывать все ремонтно-строительные и реставрационные работы с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Здание, построенное в 1917г, материал стен - деревянные, является историческим. Согласно Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2019г. N820-7 запрещается снос (демонтаж) исторических зданий. Настоящий запрет не распространяется на случаи разборки отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации.
Правообладатель земельного участка, на котором располагалось историческое здание, формирующее уличный фронт, обязан осуществить его восстановление в части внешнего облика, воспринимаемого с открытых городских пространств, в случае полной или частичной утраты исторического здания, в том числе в результате разборки отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых было установлено в соответствии с требованиями действующих документов по стандартизации.
Запрещается размещение инженерного оборудования зданий на лицевых фасадах исторических зданий, а также восстановленных объектов исторической застройки.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", на котором находился дом по адресу: "адрес", приобретенный Ремезовым Э.Г. прошел государственный учет, то есть был сформирован.
12 февраля 2021г. Ремезов Э.Г. обратился в комитет имущественных отношений г.Санкт-Петербурга с заявлением об определении границ и межевании земельного участка, на котором находится многоквартирный дом по адресу: "адрес"
Однако ответ был дан не комитетом имущественных отношений г.Санкт-Петербурга, а начальником Агентства имущественных отношений Северного направления СПб ГКУ "Имущество Санкт- Петербурга" "данные изъяты" от 04 марта 2021г. письмом N ОБ-1339-735/21-0-1.
Административному истцу указано, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" "адрес", расположен в границах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 153 кв.м, сформированного 07 октября 2008г. по результатам топогеодезических работ, с видом разрешенного использования для многоквартирного дома. В силу действующего законодательства указанный земельный участок является объектом общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, формирование земельного участка под вышеуказанным домом не требуется.
Не согласившись с указанным ответом, 11 марта 2021г. Ремезов Э.Г. обратился с заявлением на имя председателя Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга о пересмотре решения от 04 марта 2021г. и просил подать в Управление Росреестра по г. Санкт-Петербургу заявление об аннулировании сведений в кадастре о сформированном участке со статусом "временный" и обеспечить определение границ и межевание с учетом исторически сложившегося порядка пользования земельным участком и включения в состав участка элементов озеленения и благоустройства, и иных объектов, предназначенных для обслуживания и эксплуатации дома.
Дополнительно в обращении Ремезов Э.Г. указал, что дом по адресу: "адрес", оборудован надворным туалетом, находящимся за пределами здания, т.е. за пределами сформированного земельного участка. Расположение туалета внутри дома не предусмотрено конструкцией дома. Здание является историческим и у собственника помещений существует обязанность по восстановлению здания в первоначальном виде. На придомовой территории сохранились остатки теплиц и посадки плодово- ягодных культур.
По мнению Ремезова Э.Г, земельный участок должен был быть формироваться с учетом объектов, расположенных на исторически сложившемся земельном участке, предназначенных для обслуживания и эксплуатации дома, т.е. по фактическому землепользованию. Иной порядок формирования земельного участка, по мнению административного истца, будет нарушать права собственника многоквартирного дома.
Письмом комитета имущественных отношений г..Санкт- Петербурга от 12 апреля 2021г. N ОБ-1339-1137/21-0-2 Ремезову Э.Г, со ссылкой на статьи 11.3, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, был дан отказ. Ремезову Э.Г. сообщено, что для многоквартирного дома был образован земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 153 кв.м. Территория, смежная с земельным участком с кадастровым номером N, находится в государственной собственности (земельный участок N, "адрес"). Проект межевания для территории, в границах которой расположен многоквартирный дом, не разработан. Правилами землепользования и застройки (далее - ПЗЗ), утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г. N524, на данную территорию установлена территориальная зона Т1Ж2-2: жилая зона индивидуальных отдельно стоящих жилых домов с участками не менее 1200 кв.м, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры. Градостроительными регламентами в составе ПЗЗ не предусмотрена возможность образования земельных участков для многоквартирных домов в границах территориальной зоны Т1Ж2-2, в связи с чем, образование нового земельного участка для многоквартирного дома не представляется возможным. Одновременно обращено внимание, что договором от 23 декабря 2020г. N31 -АКБ/и купли-продажи жилых помещений, в соответствии с которым Ремезовым Э.Г. приобретены две квартиры в многоквартирном доме, находящемся в аварийном состоянии, не установлено требования использования жилого дома исключительно в качестве многоквартирного дома. Запрет установлен на снос (демонтаж) дома, и не распространяется на случаи разборки отдельных строительных конструкций, признанных аварийными. Возможна реконструкция жилого дома. Все ремонтно-строительные и реставрационные работы согласовываются с Комитетом по государственному контролю использования и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
По согласованию с КГИОП возможна реконструкция аварийного многоквартирного дома в индивидуальный жилой дом, что соответствует требованиям градостроительных регламентов в составе ППЗ. Необходимо учитывать, что согласно действующему законодательству реконструкция здания возможна при наличии земельного участка, в границах которого расположено это здание. Согласно жилищному законодательству, Ремезов Э.Г. как собственник всех квартир в многоквартирном доме, приобрел право на земельный участок с кадастровым номером N. В соответствии со статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае реконструкции многоквартирного в индивидуальный жилой дом, будет возможно увеличение границ и площади земельного участка для эксплуатации дома путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N с землями, находящимися в государственной собственности. Плата за увеличение площади земельного участка определена Законом Санкт-Петербурга от 11 ноября 2015г. N673- 130 "О мерах по реализации Федерального закона от 23 июня 2014г. N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому при распределении земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, величина платы за дополнительную территорию составляет 50% от кадастровой стоимости.
С 04 апреля 2022г. собственником одной из квартир дома по адресу: "адрес", площадью 51, 3 кв.м, является ФИО10 (заинтересованное лицо) на основании договора купли-продажи, заключенного между Ремизовым Э.Г. и ФИО10
Протоколом 2/2022 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес" от 15 июля 2022г. Ремезов Э.Г. уполномочен действовать от имени собственников многоквартирного дома.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен мн-гоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010г. N12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установилв Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2-5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции отметил, что при принятии оспариваемого решения в виде ответа (отказа) от 12 апреля 2021г. в формировании земельного участка в иных границах, Комитетом имущественных отношений г. Санкт-Петербурга не учтено, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 153 кв.м, был сформирован в 2008г. под аварийным домом по адресу: "адрес", подлежащий дальнейшему сносу (признан аварийным и подлежащим сносу в 2007г.), то есть без учета того, что дом может быть восстановлен и использован по прямому назначению, как многоквартирный жилой дом, без учета того, что инженерные-коммуникации (дворовой туалет), находится вне пределов границ жилого дома, находится на прилегающей территории, как и элементы озеленения, так и подход (подъезд) к дому.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах землеустроительного дела N в отношении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, представленного СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга" Агентство имущественных отношений северного направления по запросу Кировского районного суда г. Санкт- Петербурга.
При вынесении распоряжения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, а в последующем при формировании земельного участка с кадастровым номером N, комитетом имущественных отношений г. Санкт-Петербурга не было учтено, что дом по адресу: "адрес", является 1917г. постройки, является историческим зданием.
Впоследствии, с учетом изменения законодательства, согласно Закону Санкт-Петербурга от 19 января 2019г. N820-7 запрещен снос (демонтаж) исторических зданий, такой дом подлежал восстановлению. На момент изменения законодательства дом по адресу: "адрес", не был снесен.
Границы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", на котором располагался дом по адресу: "адрес", с учетом подготовки его к купле-продаже через аукцион частному собственнику, пересмотрены не были.
Таким образом, при рассмотрении обращения Ремезова Э.Г. от 11 марта 2021г. о пере-смотре отказа комитета имущественных отношений г. Санкт- Петербурга от 04 марта 2021г, комитет имущественных отношений г.Санкт-Петербурга формально подошел к рассмотрению обращения Ремезова Э.Г. и доводов, изложенных в нем. Ответ от 12 апреля 2021г. N об отказе комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, рас-положенным по адресу: "адрес" с учетом придомовой территории по фактическому землепользованию, нельзя признать законным, так как он принят без учета проверки обстоятельств, указанных собственником помещений многоквартирного дома, который вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации им многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, а также без учета изменения статуса дома "подлежащего сносу" на "подлежащий восстановлению как историческое здание 1917 года постройки" при его продаже Ремезову Э.Г.
Сведений о том, что сторона административного ответчика либо уполномоченный им орган при продаже дома, составляла актуальный технический план дома и земельного участка по адресу: "адрес", судом не установлено, Комитетом доказательств обратному, не представлено.
Сведений о том, что сторона административного ответчика либо уполномоченный им орган при подготовке ответа от 12 апреля 2021г. проводили исследование на местности доводы Ремезова Э.Г. о том, что на прилегающей к дому территории располагается дворовый туалет, колодец, теплицы, плодово-ягодные кустарники, сарай, дорога и др, судом не установлено, Комитетом доказательств обратному не представлено.
Как установлено в пункте 3.3 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 января 2007г. N43, в случае если земельный участок, который подлежит изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга, не сформирован (не образован), обеспечивают представление в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга заявления лица, уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на земельном участке, подлежащем изъятию для государственных нужд Санкт-Петербурга, либо собственника помещения в указанном многоквартирном доме о формировании (образовании) земельного участка.
Таким образом, с одной стороны имеется ранее сформированный земельный участок с кадастровым номером N, площадью 153 кв.м, который был сформирован государственным органом исключительно с целью учета, на котором дом признан аварийным и подлежит сносу, с другой стороны собственник просит у государственного органа оказать услугу - сформировать земельный участок под многоквартирным домом, в том размере, в каком это необходимо для эксплуатации его собственником многоквартирного дома, приобретенного по договору купли-продажи в 2020 году, после изменения законодательства, запрещающего снос (демонтаж) исторических зданий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнитель-ной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование надлежащего земельного участка, необходимого для обслуживания многоквартирного дома.
Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга не оспаривал тот факт, что земельный участок был сформирован не под обслуживание многоквартирного жилого дома, а под дом, являющийся аварийным, по границам его фасада, с целью последующего сноса, который стал невозможным по причине изменения законодательства и придания дому статуса исторического, вследствие чего подлежащего восстановлению.
Также, комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга не оспаривал тот факт, что смежный земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1077 кв.м, является государственной собственностью, на котором и находится дворовый туалет, элементы озеленения, ранее учтенные в техническом паспорте, составленном по адресу: "адрес"
Ремезов Э.Г. в суде пояснил, что не регистрирует свое право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 153 кв.м, находящийся под многоквартирным домом, так как полагает, что земельный участок сформирован без учета территории необходимой для обслуживания многоквартирного жилого дома, т.к. за пределами сформированного земельного участка находится дворовый туалет, колодец, элементы озеленения (плодово-ягодные деревья и кустарники), иные сохранившиеся постройки.
Какие-либо изменения в договор купли-продажи N31-АКВ/и от 23 декабря 2020г. Ремезов Э.Г. внести не имел возможность, поскольку договор заключался по итогам аукциона. В договоре купли-продажи многоквартирного дома сведений о том, что земельный участок под домом сформирован площадью 153 кв.м, без учета территории занимаемого дворовым туалетом, колодцем, не имелось. Имелась ссылка на сохранение исторического здания, запрет сноса (демонтажа). Рядом с домом централизованная городская канализационная система не проходит.
Для проверки доводов административного истца, судом апелляционной инстанции был направлен запрос в ГУП "Водоканал Санкт- Петербурга" для истребования расположения городской канализационной системы, находящейся в границах земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", а в случае отсутствия, предоставить схему ближайшей канализационной системы, к которой возможно подключить дом, расположенный по адресу: "адрес"
Согласно ответу ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 26 мая 2023г. следует, что в границах земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", канализационные сети предприятия отсутствуют. Ближайшая к дому по адресу: "адрес", канализационная сеть предприятия проходит по "адрес" в "адрес" и находится на расстоянии 430 м от дома в соответствии с прилагаемой схемой.
Из технического паспорта на дом и земельный участок по адресу: "адрес", составленного 12 августа 1971г, с последним капитальным ремонтов в 1954г, следует, что в доме печное отопление, водопровода нет, канализации нет, процент износа 25, 94%.
Из экспликации земельного участка на 1971г. следует, площадь участка по фактическому пользованию 4167 кв.м, из него застроенная часть 192, 4 кв.м, незастроенная 3974, 6 кв.м, плодовый сад 2559 кв.м. Уборная 2, 76 кв.м, с бетонным выгребом, износ 30%; колодец высотой - 4м, бетонные кольца.
Из технического паспорта на жилой дом и земельный участок по адресу: "адрес", составленного 06 августа 2002г. (плановая инвентаризация), с последним капитальным ремонтов в 1954г, следует, что в доме печное отопление, водопровода - стальные трубы, повреждены 40%, канализации - чугунные трубы - 40%, процент износа 54, 51%. Из экспликации земельного участка на 2002г. следует, площадь участка застроенная - 146 кв.м.
При этом на плане земельного участка указывается, что уборная на улице, отдельно стоящее помещение 1, 3 кв.м, есть отдельный погреб, сарай, дворовая территория площадью 1415, 6 кв.м, сад-огород площадью 2559 кв.м.
Ремезов Э.Г. провел досудебную землеустроительную экспертизу, согласно рамочному договору подряда с ИП ФИО8 и ООО от 26 июля 2021г, согласно заключению которой по результатам визуального осмотра придомовой территории по адресу: "адрес", установлено, что со стороны дороги, прилегающей по "адрес", сохранились остатки забора, отделяющего придомовую территорию от проезжей части. С правой стороны, забот непосредственно примыкает к ограждению, разделяющему обследованную территорию "адрес" от участка у "адрес" по Торфяной улице вглубь на всем протяжении. С левой стороны расположен съезд с проезжей части на дорогу, ведущую к дому в пределах участка. По левой границе данной дороги, расположенной на участке, сохранились остатки забора, разделяющего участок "адрес"А от участка при "адрес" по Торфяной улице. В глубине участка расположены строения, относящиеся к дому, такие как туалет с выгребной ямой, остатки парников. За пределами данных строений признаков использования территории не выявлено.
Границы участка на схеме установлены:
Со стороны проезжей части: от левой границы заезда на участок и до начала ограды "адрес" по Торфяной улице.
Со стороны "адрес": по линии ограды "адрес".
Со стороны "адрес": по линии сохранившегося забота.
Дальняя граница участка: проведена по линии вдоль располо-женных на участке сооружений, с отступом 1 м.
Сделан вывод, что размер участка, находящегося в фактическом пользовании жильцов многоквартирного дома по адресу: "адрес", составляет 2482 кв.м.
Учитывая, что ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" указывает на отсутствие канализационной системы у дома по адресу: "адрес", и на отсутствие подключения к ней указанного дома, а также учитывая данные, исходя из дополнительно представленных фототаблиц, технических пас-портов на дом и земельный участок за 1971г, 2002г, туалет, который использовался жильцами дома по адресу: "адрес", находится на прилегающей смежной территории, которая не вошла в состав сформированного земельного участка с кадастровым номером N.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок предоставление в собственность, в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляемого без проведения торгов, регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае именно на административном ответчике, как исполнительном органе государственной власти лежала обязанность по формированию (образованию) земельного участка под домом, расположенным по адресу: "адрес", такой площадью, которая необходима для надлежащего обслуживания многоквартирного дома, который в 2020 году в порядке аукциона был передан новому собственнику, учитывая, что сам договор купли-продажи никаких ссылок на площадь земельного участка, под многоквартирным домом не содержит.
Оспариваемый ответ от 12 апреля 2021г. NОБ-1339-1137/21-0-2 об отказе комитета имущественных отношений г.Санкт-Петербурга в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: "адрес", в обоснование которого указано, что "... для многоквартирного дома был образован земельный участок с кадастровым номером N, площадью 153 кв.м. Территория, смежная с земельным участком с кадастровым номером N, находится в государственной собственности,... Проект межевания для территории, в границах которой расположен многоквартирный дом, не разработан, что градостроительными регламентами в составе ПЗЗ не предусмотрена возможность образования земельных участков для многоквартирных домов в границах территориальной зоны Т1Ж2-2", является незаконным.
Ссылка административного ответчика на отсутствие разработанных и утвержденных правил землепользования и застройки не может быть признана законным основанием для отказа, а отказ является немотивированным, формальным, т.к. не поименована в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в ином размере необходимом для обслуживания многоквартирного дома норма, предусмотренная статьей Земельного кодекса Российской Федерации (не указан конкретный пункт и его обоснование).
Оспариваемое решение комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга не содержит мотивированной позиции относительно вопросов, поставленных в обращениях Ремезова Э.Г. от 12 февраля 2021г. и 11 марта 2021г, что земельный участок с кадастровым номером N был сформирован не под обслуживание многоквартирного жилого дома, а под дом, являющийся аварийным, по границам его фасада, с целью последующего сноса. Не даны пояснения относительно возможности (невозможности) произвести формирование (перераспределение) земельного участка в иных границах с учетом территории необходимой для обслуживание многоквартирного жилого дома.
Комитету имущественных от-ношений г. Санкт-Петербурга надлежит повторно рассмотреть заявление Ремезова Э.Г. от 11 марта 2021г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что не подлежали удовлетворению требования Ремезова Э.Г. о признании незаконным распоряжения комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга от 10 ноября 2020г, N2251-РКЗ об утверждении схемы земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и как следствие производное требование об обязании Управление Росреестра по г. Санкт-Петербургу снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", т.к. Комитет имущественных отношений г. Санкт- Петербурга действовал в рамках своих полномочий, исполняя обязанность по постановке государственной собственности на кадастровый учет. Данное распоряжение было вынесено до возникновения права собственности на дом, расположенного по адресу: "адрес", который находится на земельном участке с кадастровым номером N, который является смежным с земельным участком с кадастровым номером N, на который, по мнению истца, накладывается его фактическое землепользование земельным участком с кадастровым номером N.
Данные обстоятельства были установлены, только в 2022г. при рассмотрении искового заявления Ремезова Э.Г. поданного в Зеленогорский районный суд г. Санкт-Петербурга к Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок (дело N2-113/2022), в рамках которого Ремезов Э.Г. провел судебную строительно-техническую и землеустроительную экспертизу, где просил определить границы фактического землепользования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"; определить, являются ли объекты, расположенные в границах фактического землепользования, частью инфраструктуры, необходимой для обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"; определить площадь и место положение фактического землепользования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", на схеме, с указанием поворотных точек границ земельного участка; определить, имеется ли наложение фактического землепользования участка, расположенного по адресу: "адрес" и юридических границ земельного участка с кадастровым номером N. Если имеется, указать границы и площадь наложения.
Согласно выводам судебной экспертизы, эксперт устанавливает площадь фактического землепользования земельным участком, расположенным по адресу: "адрес", с учетом границ, определенных экспертом, исходя из представленных документов, с учетом фактического месторасположения строений на указанном земельном участке, будет составлять 2467 кв.м. Также установлено наложение юридических границ земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1077 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на фактическое землепользование земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"; исходя из границ, определенных экспертом на основании проведенного исследования, площадь наложения составляет 85, 78 кв.м.
В настоящее время рассмотрение гражданского иска Ремезова Э.Г. приостановлено.
В суде апелляционной инстанции при настоящем рассмотрении дела, Ремезов Э.Г. признавал, что наложение границ фактического землепользования на границы смежного земельного участка с кадастровым номером N является не существенным, что границы земельного участка по фактическому землепользованию могут быть изменены, что надворные постройки (туалет) может быть перенесён за пределы границ смежного земельного участка с кадастровым номером N. Указание Ремезовым Э.Г. желаемой площади земельного участка по фактическому землепользованию в пределах 2467 кв.м, указано им с учетом результатов судебной экспертизы, но он готов рассмотреть и иные варианты размера площади земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", если предлагаемый вариант Комитетом будет приемлемым. Никаких предложений от Комитета Ремезову Э.Г. по формированию земельного участка в ином размере не поступало, то время, которое было дано судом апелляционной инстанции для решения вопроса миром в досудебном порядке, Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга никаких юридически значимых действий со своей стороны не предпринял, указав в дополнительных возражениях на апелляционную жалобу от 04 августа 2023г, что на государственном органе лежит обязанность рассмотрения заявления от заинтересованного лица, но не возникает обязанность принять по результатам рассмотрения заявления только положительное решение. Право на формирование земельного участка не является безусловным, может быть реализовано условии соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства, в отсутствие соблюдения которых указанное право реализовано быть не может
Также суд первой инстанции правомерно отклонил требования Ремезова Э.Г. в части признания незаконным бездействия Управления Росреестра по г. Санкт-Петербургу в части неисполнения обязанности по внесению в ЕГРН изменений в сведения об участке с кадастровым номером "данные изъяты" и как следствие обязание Управления Росреестра по г. Санкт-Петербургу снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", статус сведений об участке изменить на "архивные", учитывая, что после того, как между Комитетом имущественных отношений г. Санкт- Петербурга и Ремезовым Э.Г. будет разрешен по существу вопрос по формированию (изменению) земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", то у Управления Росреестра по г. Санкт-Петербургу возникнет право и обязанность внести корректирующие сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Кроме того, согласно сведениям Региональной геоинформационной системы Санкт-Петербурга на земельном участке, находящемся по адресу: "адрес" с кадастровым номером "данные изъяты" располагается многоквартирный дом с адресом: "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты", сведения в государственный кадастр недвижимости внесены 19 сентября 2012г.
Земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, прошел учет 07 октября 2008г. Сведения о нем в ЕГРН носят временный характер. На земельном участке располагается многоквартирный дом, сведения в государственный кадастр недвижимости переданы 19 сентября 2012г..
Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенного в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект" недвижимости.
В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 212 Порядка ведения ЕГРН, утверждённого Приказом Росреестра от 01 июня 2021г. NП/0241 (ранее аналогичные положения содержались в п. 177 Порядка ведения ЕГРН, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015г. N943), при внесении в ЕГРН сведений из государственного кадастра недвижимости сведениям со статусом "временные" сохраняется такой статус до момента государственной регистрации права на объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01 марта 2022г. Статус "временные" изменяется на статус "актуальные" с момента такой регистрации в ЕГРН или на статус "архивные" после 01 марта 2022г. при отсутствии в ЕГРН записи о такой регистрации (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до 01 марта 2017г. была осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования).
Согласно пункта 24 "Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016г.) при постановке на учет земельного участка, образованного из земель, право собственности на которые не разграничено, сведения о таком земельном участке также носят временный характер и к ним применяются правила части 4 статьи 24 Закона о кадастре.
Из названных норм следует, что в случае возникновения прав на земельный участок, сведения о котором внесены в кадастр недвижимости со статусом "временный", его статус меняется на "актуальный"; в случае, если до 01 марта 2022г. права на такой земельный участок не возникли, то статус меняется на "архивный".
В настоящем случае наличие в ЕГРН временных сведений о кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером N не имеют правового значения, поскольку исходя из совокупности правовых норм с момента регистрации за административным истцом Ремезовым Э.Г. права собственности на многоквартирный дом, характер кадастрового учета изменился, поскольку право собственности на сформированный под многоквартирным домом земельный участок перешло собственнику.
Суд апелляционной инстанции согласился с правовой позицией Управления о том, что передать в ЕГРН сведения о земельном участке кадастровый номер N статус "архивные", о чем просит Ремезов Э.Г, незаконно, поскольку на земельный участок возникли права, даже если такие права Ремезовым Э.Г. фактически не оформлены.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, оценил собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции названным доводам дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не опровергают правильности выводов суда апелляционной инстанции.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга-без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 февраля 2024г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.