Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года по административному делу N 2а-4874/2023 по административным исковым заявлениям Степаняна Сержа Седраковича и Степаняна Давида Седраковича к Министерству внутренних дел по Республике Карелия, начальнику управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Карелия Жураховской Т.В. об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Степанян С.С. и Степанян Д.С. обратились в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административными исковыми заявлениями к Министерству внутренних дел по Республике Карелия об оспаривании решений.
Административные иски заявлены по тем основаниям, что 03.05.2023 г. письмами исх. N, исх. N административные истцы уведомлены о вынесении 28 апреля 2023 года МВД го Республике Карелия заключений об отмене решений УФМС России по Республике Карелия от 23 и 20 ноября 2009 года соответственно о приеме их в гражданство Российской Федерации, им предложено сдать паспорт гражданина Российской Федерации. Основанием к принятию оспариваемых решений послужило заключение МВД по Республике Карелия от 7 октября 2022 года об отмене решения о приеме в гражданство их отца Степаняна Седрака Сережаевича.
Административные истцы, указывая, что родились в г. Петрозаводске, по заявлению отца, являвшегося на тот момент гражданином Российской Федерации, в упрощенном порядке как лица, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, были приняты в гражданство Российской Федерации, документированы паспортом гражданина Российской Федерации, проживают в Петрозаводске, получили образование, просили суд отменить заключения МВД по Республике Карелия от 28 апреля 2023 года об отмене решения УФМС России по Республике Карелия от 23 и 20 ноября 2009 года соответственно о приеме их в гражданство Российской Федерации.
Степанян С.С. также указал, что прошел срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, в настоящее время работает.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена начальник управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Карелия Жураховская Т.В, в качестве заинтересованного лица - Степанян С.С (отец административных истцов).
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 3 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года, заявленные административными истцами требования удовлетворены.
Признаны незаконными и отменены заключения об отмене решений о приеме в гражданство Российской Федерации, принятые 28 апреля 2023 года МВД по Республике Карелия в отношении Степаняна С.С. и Степаняна Д.С, на МВД по Республике Карелия возложена обязанность в течение 30 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить препятствия к осуществлению прав административных истцов.
В удовлетворении заявленных требований к начальнику управления по вопросам миграции МВД по Республике Карелия Жураховской Т.В. отказано.
В кассационной жалобе МВД по Республике Карелия, поступившей в суд первой инстанции 27 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 5 декабря 2023 года, ставится вопрос об отмене решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 3 июля 2023 года в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" если лицо, подавшее кассационные жалобу, представление, обжалует решение суда первой инстанции и не приводит доводов относительно незаконности (необоснованности) апелляционного определения, которым такое решение оставлено без изменения, судом кассационной инстанции проверяется также указанное апелляционное определение.
С учетом изложенного предметом проверки суда кассационной инстанции по настоящему административному делу являются решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено, что Степанян С.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Петрозаводске Республики Карелия Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации, принятым в гражданство 23 ноября 2009 года. Проживал и проживает в г. Петрозаводске Республики Карелия, с 20.05.2010 г. зарегистрирован по адресу: "адрес", проходил обучение в образовательных учреждениях Российской Федерации, получил образование в "данные изъяты" С 09.11.2017 г. по 08.11.2018 г. проходил срочную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, как гражданин Российской Федерации. Как гражданин Российской Федерации был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, получил иные документы, с 05.04.2021 г. является генеральным директором ООО "Ресторан "Ной", зарегистрированного в г. Петрозаводске.
Степанян Д.С. родился 17.03.2003 г. в г. Петрозаводске Республики Карелия Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации, принятым в гражданство 20 ноября 2009 года. Проживал и проживает в г. Петрозаводске Республики Карелия, с 04.03.2012 г. зарегистрирован по адресу: "адрес", проходил обучение в образовательных учреждениях Российской Федерации, получил образование в "данные изъяты" был документирован паспортом гражданина Российской Федерации, получил иные документы.
Отец административных истцов - Степанян С.С. был принят в гражданство Российской Федерации 29 сентября 2007 года, как лицо без гражданства.
Заявление о приеме в гражданство административных истцов, являвшихся на тот момент несовершеннолетними, подавал 22 сентября 2009 года их отец Степанян С.С..
В последующем, 7 октября 2022 года МВД по Республике Карелия было вынесено заключение в отношении отца административных истцов Степаняна С.С, согласно которому он не является гражданином Российской Федерации. Как установиладминистративный орган, Степанян С.С. ранее был документирован паспортом гражданина Республики Армения, использовал этот паспорт, и не приобретал гражданство Российской Федерации.
На основании решений Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 января 2023 года по делу N 2-802/2023 и от 27 января 2023 года по делу N 2-751/2023 был установлен факт предоставления Степаняном С.С. (отцом административных истцов) подложного паспорта гражданина Российской Федерации при подаче заявлений от 22 сентября 2009 года о приеме в гражданство Российской Федерации его сыновей.
28 апреля 2023 года МВД по Республике Карелия вынесены заключения об отмене решений УФМС России по Республике Карелия от 20 и 23 ноября 2009 года о приеме Степаняна Д.С. и Степаняна С.С. в гражданство Российской Федерации, им предложено сдать паспорта граждан Российской Федерации.
Судами также установлено, что мать административных истцов и их бабушка являются гражданками Российской Федерации, проживают в г. Петрозаводске Республики Карелия. Квартира, расположенная по адресу: "адрес", принадлежит бабушке административных истцов.
Разрешая административное дело и удовлетворяя заявленные административными истцами требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые заключения при отсутствии бесспорных фактов неправомерных и (или) виновных действий самих Степаняна С.С. и Степаняна Д.С, а также должностных лиц уполномоченного органа государственной власти при выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, нельзя признать законными и обоснованными.
Проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия с указанными выводами суда первой инстанции согласилась.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает постановленные по делу судебные акты не подлежащими отмене ввиду следующего.
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации).
Основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации на момент принятия в отношении административных истцов решений о приеме в гражданство определялись Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ), в соответствии со статьей 3 которого под гражданством Российской Федерации понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 62-ФЗ гражданами Российской Федерации являются: лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу этого федерального закона; лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.
Пунктом "а" части 6 статьи 14 Федерального закона N 62-ФЗ регламентировано, что в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в том числе ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона N 62-ФЗ решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги.
Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке (часть 2 статьи 22 Федерального закона N 62-ФЗ).
Между тем, исходя из содержания части 3 статьи 22 Федерального закона N 62-ФЗ установление в судебном порядке факта использования лицом для приобретения гражданства Российской Федерации подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений не является безусловным основанием для отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении детей указанного лица.
Судами нижестоящих инстанций в рассматриваемом административном деле обоснованно учтено, что принятие административных истцов Степаняна С.С. и Степаняна Д.С. в российское гражданство имело место более десяти лет назад.
Более того, срок проживания административных истцов в Российской Федерации после приобретения российского гражданства превосходит срок проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, необходимый им для приобретения российского гражданства в общем порядке.
Факты неправомерных или виновных действий, допущенных самими административными истцами, отсутствуют.
Также суды правомерно исходили из того, что за прошедшее время административные истцы приобрели устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, выразившуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей.
Доводы кассационной жалобы МВД по Республике Карелия, по существу сводятся к императивности положений части 1 статьи 22 Федерального закона N 62-ФЗ, отсутствию правовых оснований для не применения данной нормы на момент вынесения оспариваемых решений в отношении административных истцов. Между тем такой подход административного ответчика не учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации применительно к оценке законодательного регулирования оснований, условий и юридических последствий установления судом факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, изложенную в определениях от 25 октября 2016 года N 221-О, от 15 января 2019 года N 2-О, от 12 февраля 2019 года N 267-О и других. В них Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что установление в судебном порядке фактов сообщения заведомо ложных сведений в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации, выявленных после его приобретения, не является безусловным основанием для отмены решения о приеме в российское гражданство, поскольку из содержания положений статьи 22 Федерального закона N 62-ФЗ вытекает, что они распространяются только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3 данного Федерального закона).
Установление судом факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации не освобождает компетентных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, от учета при принятии решения об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации всех конкретных обстоятельств, связанных с судебным установлением факта сообщения заведомо ложных сведений, и, в частности, времени, прошедшего со дня принятия решения о приобретении российского гражданства. В противном случае в Российской Федерации как правовом государстве в нарушение принципов справедливости и правовой безопасности не соблюдались бы предопределенные статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации требования необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничения прав и свобод человека и гражданина, обращенные, по смыслу ее статьи 18, не только к федеральному законодателю, но и к органам исполнительной и судебной власти (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 8 апреля 2014 года N 10-П, от 8 июня 2015 года N 14-П и другие).
В данном случае, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, рождение административных истцов на территории Российской Федерации, их длительное проживание в Российской Федерации, отсутствие каких-либо связей с иностранным государством ("адрес"), в том числе родственников, проживающих на территории Республики Армения, обучение в общеобразовательном учреждении, прохождение ФИО1 военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществление трудовой деятельности в г. Петрозаводске, вывод судов о наличии устойчивой правовой связи административных истцов с Российской Федерации следует признать правильным.
При установленных обстоятельствах дела, с учетом, в частности, времени, прошедшего со дня принятия решения о приобретении административными истцами российского гражданства, оспариваемые решения (заключения об отмене решений о приеме в гражданство Российской Федерации) противоречат конституционным требованиям необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничения прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции также принимает во внимание, что вступившим в силу 26 октября 2023 года Федеральным законом от 28 апреля 2023 года N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" установлен пресекательный срок давности для прекращения гражданства Российской Федерации в связи с установлением факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации или решение о признании гражданином Российской Федерации. В силу положений части 5 статьи 25 нового Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации не может быть прекращено по указанному основанию по истечении десяти лет со дня принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации или о признании гражданином Российской Федерации, если гражданин Российской Федерации проживает в Российской Федерации и не имеется иных оснований прекращения гражданства Российской Федерации.
В данном случае указанный десятилетний срок со дня приема (23 и 20 ноября 2009 года, соответственно) в гражданство Российской Федерации административных истцов истек, иных оснований прекращения гражданства Российской Федерации не установлено.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, а также иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Нарушений положений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 3 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 23 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.