Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 5 сентября 2022 года (N 2а-2640/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 17 августа 2023 года по административному исковому заявлению Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области Куренных А.Д, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" Дрынова А.Д, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - ГКУ "Ленавтодор") обратилось в Тосненский городской суд Ленинградской области с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области (далее - МО по ОИП УФССП России по ЛО) Куренных А.Д. о признании незаконным и отмене постановления от 17 июня 2022 года о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства N 5849/22/47036-ИП от 6 июля 2017 года, снижении размера исполнительского сбора.
В обоснование требований административный истец указал, что в МО по ОИП УФССП России по ЛО находится исполнительное производство N 5849/19/47036-ИП от 6 июля 2017 года, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Тосненским городским судом по делу N 2-3893/2016. Предметом исполнения по данному исполнительному документу является обязанность ГКУ "Ленавтодор" организовать стационарное электирическое освещение на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волосовского района Ленинградской области "Пружицы - Красный Луч" на участках км 13+720 - 14+740, км 26+850 - 27+170, км 31+150 - 31+720.
Судебным приставом-исполнителем Куренных А.Д. по указанному выше исполнительному производству 17 июня 2022 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 29 августа 2022 года.
Административный истец полагал данное постановление незаконным, вынесенным с нарушением положений Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и иных норм законодательства Российской Федерации, нарушающим права и законные интересы ГКУ "Ленавтодор". В материалах исполнительного производства имеются доказательства невозможности исполнения требований исполнительного документа в срок ранее 30 ноября 2022 года, поскольку должником заключены контракты на выполнение работ, в том числе, государственный контракт N 0104 от 30 июня 2021 года, срок выполнения работ по которому установлен 30 ноября 2022 года (исходя из пункта 2.1 контракта). Полагало, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей нарушает принцип соблюдения баланса прав и обязанностей сторон исполнительного производства.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Ленинградской области (далее - УФССП России по Ленинградской области).
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 5 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 17 августа 2023 года, в удовлетворении административного иска ГКУ "Ленавтодор" отказано, размер исполнительского сбора снижен до 37 500 рублей.
В кассационной жалобе на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 5 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 17 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 14 декабря 2023 года, ГКУ "Ленавтодор" ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что 6 июля 2017 года на основании исполнительного листа ФС N от 27 апреля 2017 года, выданного Тосненским городским судом по делу N 2-3893/2016, Адмиралтейским РОСП УФССП России по СПб возбуждено исполнительное производство N-ИП. Предметом исполнения является обязанность ГКУ "Ленавтодор" организовать стационарное электирическое освещение на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения Волосовского района Ленинградской области "Пружицы - Красный Луч" на участках км 13+720 - 14+740, км 26+850 - 27+170, км 31+150 - 31+720.Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена представителем ГКУ "Ленавтодор" 5 августа 2021 года.
В дальнейшем исполнительное производство было передано на исполнение в МО по ОИП УФССП России по ЛО, исполнительному производству присвоен номер N-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИП УФССП России по Ленинградской области Куренных А.Д. от 17 июня 2022 года с должника ГКУ "Ленавтодор" взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 29 августа 2022 года.
Отказывая в удовлетворении административного иска о признании данного постановления незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что административный истец, являясь должником в исполнительном производстве, не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение в течение срока для его добровольного исполнения было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Зная о судебном решении, которое должно быть исполнено до конца второго квартала 2017 года, административный истец только в 2019 году заключил государственный контракт N на выполнение проектно-изыскательских работ.
Несмотря на то, что проектно-изыскательские работы по государственному контракту N были приняты 20 августа 2020 года, государственный контракт N на выполнение строительно-монтажных работ был заключен только 30 июня 2021 года.
Получив копию постановления о возбуждении исполнительного производства 5 августа 2021 года, ГКУ "Ленавтодор" в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, не принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Сведений о том, что ГКУ "Ленавтодор" предоставлялась отсрочка исполнения решения суда по гражданскому делу N 2-3893/2016, в материалах дела не имеется, доказательств этому административным истцом также не представлено.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе положений Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, что повлекло отказ в удовлетворении административного иска.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 5 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 17 августа 2023 года без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" - без удовлетворения.
Решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 5 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 17 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 21 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.