Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Чуфистова И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Тиховой Е.А, Гладиной С.А. на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года (N 2-211/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 сентября 2023 года по административному исковому заявлению Тиховой Е.А, Гладиной С.А. к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области о признании недействительной записи в реестре муниципального имущества, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения Тиховой Е.А. и представителя Гладиной С.А. Пантелеевой Т.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области (далее - администрация Шекснинского муниципального района) от 10 октября 2012 года N 1852 "О внесении изменений в постановление администрации Шекснинского муниципального района от 15 августа 2012 года N 1443 "Об утверждении сводного реестра муниципальных автомобильных дорог" в реестр муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны Шекснинского муниципального района, была включена автомобильная дорога "подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское".
На основании постановления администрации Шекснинского муниципального района от 6 мая 2016 года N 375 "О внесении изменений в постановление администрации Шекснинского муниципального района от 20 ноября 2013 года N 2065 "Об утверждении сводного реестра автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Шекснинского муниципального района" автомобильная дорога "подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское" исключена из реестра муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны Шекснинского муниципального района.
Тихова Е.А, Гладина С.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Шекснинского муниципального района, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просили признать недействительной запись об исключении автомобильной дороги "подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское" из реестра муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны Шекснинского муниципального района; обеспечить проезд к д. Чагино от автодороги Шексна-Потеряево, установив срок для исполнения решения суд; возложить на администрацию Шекснинского муниципального района обязанность провести межевание, изъять земельный участок, на котором расположена дорога к д. Чагино от автодороги Шексна-Потеряево, включить дорогу "подъезд к д. Чагино" в реестр автомобильных дорог Шекснинского муниципального района и в Генеральный план Никольского сельского поселения Шекснинского муниципального района Вологодской области, поставить дорогу к д. Чагино на баланс администрации Шекснинского муниципального района для ее дальнейшего обслуживания за счет бюджетных средств, установив срок для исполнения решения суда.
В обоснование заявленных требований указали, что после исключения из реестра муниципального имущества автомобильной дороги "подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское" органы местного самоуправления прекратили ее обслуживание и поддержание в надлежащем состоянии. Полагают, что запись об исключении автомобильной дороги из реестра муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны Шекснинского муниципального района, является недействительной, поскольку принятие такого решения отнесено к компетенции Управления муниципальной собственности Шекснинского муниципального района.
Определением суда к участию в деле привлечен Департамент имущественных отношений Вологодской области.
Решением Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 сентября 2023 года, требования Тиховой Е.А. и Гладиной С.А. удовлетворены частично.
На администрацию Шекснинского муниципального района возложена обязанность обеспечить проезд к д. Чагино Никольского сельского поселения Шекснинского муниципального района в срок, предусмотренный муниципальной программой "Дорожная сеть и транспортное обслуживание Шекснинского муниципального района на 2021-2025 годы", утвержденной постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 9 ноября 2018 года N 1341, с учетом постановления администрации Шекснинского муниципального района от 19 ноября 2019 года N 1368; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 сентября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 6 декабря 2023 года, Тихова Е.А, Гладина С.А. ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что административные истцы проживают в "адрес", входящей в состав сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района.
Проезд к деревне Чагино осуществляется через земельные участки с кадастровыми номерами N (находился в собственности АО "Шексна" до вынесения апелляционного определения Вологодского областного суда от 21 сентября 2021 года N 33-4073/2021), N, N (были предоставлены АО "Шексна" по договору аренды, находятся в собственности Вологодской области).
Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 25 января 2007 года N 94 утвержден сводный реестр муниципальных автомобильных дорог, в который в границах муниципального образования сельское поселение Никольское включен "подъезд к д. Чагино", протяженностью 0, 80 км.
Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 15 августа 2012 года N 1443 постановление от 25 января 2007 года N 94 признано утратившим силу, утвержден новый сводный реестр муниципальных автомобильных дорог, в котором значится "подъезд к д. Чагино".
Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 10 октября 2012 года N 1852 в постановление от 15 августа 2012 года N 1443 внесены изменения, в соответствии с которыми "подъезд к д. Чагино", протяженностью 0, 600 кв.м. включен в сводный реестр муниципальных автомобильных дорог.
Порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Шекснинского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 31 августа 2011 года N 88, установлено, что ведение реестра муниципального имущества, принятие решений о включении имущества в указанный реестр и исключении имущества из него относятся к полномочиям Управления муниципальной собственности Шекснинского муниципального района.
Правила ведения реестра муниципального имущества определены Положением об организации учета и ведения реестра муниципального имущества Шекснинского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 26 марта 2015 года N 34.
Перечисленные положения нормативных актов органов местного самоуправления Шекснинского муниципального района свидетельствуют о ведении двух самостоятельных реестров: реестра муниципального имущества казны района и сводного реестра автомобильных дорог, ведение которых осуществляется двумя разными органами местного самоуправления.
В реестр муниципального имущества казны района Управлением муниципальной собственности Шекснинского муниципального района включаются объекты, на которые имеются правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, техническая документация и документы, позволяющие идентифицировать такие объекты.В сводный реестр автомобильных дорог администрацией Шекснинского муниципального района включаются все необходимые (независимо от формы собственности) автомобильные дороги и подъездные пути, требующие финансирования для обслуживания. По результатам проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Шекснинского муниципального района, о чем составлен акт проверки 16 октября 2020 года, установлена неправомерность исключения автомобильной дороги "подъезд к д. Чагино" на основании постановления администрации Шекснинского муниципального района от 6 мая 2016 года N 375 "О внесении изменений в постановление администрации Шекснинского муниципального района от 20 ноября 2013 года N 2065" ввиду принятия решения неправомочным органом, в адрес администрации Шекснинского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений. В возражениях на представление Контрольно-счетной палаты Шекснинского муниципального района Управление муниципальной собственности Шекснинского муниципального района указало, что автомобильная дорога "подъезд к д. Чагино" была включена в реестр муниципального имущества ошибочно; постановление администрации Шекснинского района от 10 октября 2012 года N 1852 не могло являться основанием для включения дороги в реестр муниципального имущества, поскольку данным постановлением изменения вносились в сводный реестр дорог общего пользования, а не в целях внесения объекта учета в реестр муниципального имущества; постановлением от 6 мая 2016 года N 375, которым дорога "подъезд к д.
Чагино" исключена из реестра муниципальной собственности, изменения вносились в сводный реестр автомобильных дорог местного значения. 16 ноября 2020 года, с учетом указанных возражений, Контрольно-счетной палатой Шекснинского муниципального района внесены изменения в акт проверки от 16 октября 2020 года, установлено, что основания для включения указанного подъезда в реестр муниципального имущества отсутствовали, поскольку постановлением N 1852 изменения вносились в сводный реестр дорог общего пользования. Решение об исключении указанной автомобильной дороги из реестра муниципального имущества по результатам проведенной инвентаризации объектов, входящих в состав казны района, и было обусловлено отсутствием оснований для ее первоначального включения в указанный реестр и документов о ее строительстве, включая разрешительную документацию. Также установлено, что колхоз "Шексна", правопреемником которого является АО "Шексна", в рамках проведения работ по благоустройству животноводческого комплекса "Екимовское" в 1988 и 1990 годах организовал два подъезда с покрытием из железобетонных плит по гравийному основанию. Согласно инвентарным карточкам учета основных средств, указанные подъезды состоят на балансовом учете АО "Шексна". Также представленными документами подтверждается, что подъезды следуют по землям сельскохозяйственного назначения, при этом подъезд 1988 года используется для проезда в д. Чагино. Земельный участок под подъездом в установленном порядке для строительства подъездной дороги не отводился, из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не переводился, доказательства того, что подъезды организованы за счет бюджетных средств, в материалах дела отсутствуют.
Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 9 ноября 2018 года N 1341 (с учетом постановления администрации Шекснинского муниципального района от 19 ноября 2019 года N 1368) утверждена муниципальная программа "Дорожная сеть и транспортное обслуживание Шекснинского муниципального района на 2021-2025 годы" (далее - муниципальная программа). В соответствии с Законом Вологодской области о внесении изменений в закон области от 19 октября 2020 года N 4783-ОЗ "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований области и органами государственной власти области" сельское поселение Никольское Шекснинского муниципального района включено в перечень муниципальных образований области полномочия по подготовке и утверждению Генеральных планов по которым перейдут на уровень органов государственной власти области с 1 января 2022 года. Из письма Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 сентября 2020 года следует, что для реализации муниципальной программы требуется принятие нового Генерального плана на объединенное сельское поселение Никольское Шекснинского муниципального района и включение автомобильной дороги в Генеральный план в качестве объекта местного значения. Как установлено судом первой инстанции, в действующем Генеральном плане и правилах землепользования и застройки подъездная дорога к деревне Чагино не значится. В соответствии с постановлением Главы Шекснинского муниципального района от 17 мая 2023 года N 55 организованы общественные обсуждения по проекту генерального плана сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района Вологодской области, которые признаны состоявшимися, оформлено заключение от 16 июня 2023 года. По информации администрации Шекснинского муниципального района для строительства новой автомобильной дороги к д.
Чагино требуется разработка проекта межевания и планировки с последующей постановкой на кадастровый учет земельных участков, подготовка проектно-строительной документации по строительству дороги в рамках муниципальной программы. Результатом осуществления муниципальной программы будет являться постановка новой автомобильной дороги на государственный кадастровый учет и внесение ее в реестр муниципальной собственности Шекснинского муниципального района. Возможность беспрепятственного проезда к деревне Чагино подтверждена материалами дела, административными истцами при разрешении спора не оспаривалась. Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 13, 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Шекснинского муниципального района, утвержденного решением Районного собрания Шекснинского муниципального района от 1 августа 2005 года N 130, приняв во внимание результаты проверки Контрольно-счетной палаты Шекснинского муниципального района, установив факт разработки нового Генерального плана сельского поселения Никольское для строительства автомобильной дороги к д. Чагино в рамках муниципальной программы, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности по обеспечению проезда в установленный данной программой срок. Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд первой инстанции указал на отсутствие препятствий для проезда к д.
Чагино посредством земельных участков, находящихся в аренде АО "Шексна", а также на то, что постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 6 мая 2016 года N 375 внесены изменения в сводный реестр муниципальных дорог, решение об исключении дороги из реестра муниципального имущества данным нормативным актом не принималось. С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции. Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", и соответствуют обстоятельствам административного дела. Доводам подателей кассационной жалобы судом апелляционной инстанции была дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не находит.Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикцииопределила:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тиховой Е.А, Гладиной С.А. - без удовлетворения.
Решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 12 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 21 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.