Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Александровой Ю.К, судей Нестеровой А.А, Рогожина Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа Архангельской области "Северодвинск", Управлению социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска о взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 29 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации ГО АО "Северодвинск", Управлению социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска о взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В период с 2000 года по 2009 год он обучался в Северодвинской школе-интернате. После освобождения из воспитательной колонии по требованию директора школы из-за наличия судимости был вынужден забрать документы, тем самым был лишен возможности получить образование, в том числе, в училище, выходного пособия ему выплачено не было, жилое помещение не предоставлено. Просил взыскать с надлежащего ответчика компенсацию морального вреда в размере 2000000 руб.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 29 мая 2023 года постановлено взыскать с Администрации городского округа Архангельской области "Северодвинск" в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска о взыскании компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 октября 2023 года решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 29 мая 2023 года отменено в той части, в которой требования истца ФИО1 удовлетворены. В указанной части по делу принято новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда к Администрации городского округа "адрес" "Северодвинск".
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить названные судебные акты как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных постановлений и материалов дела, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся лицом, оставшимся без попечения родителей.
На основании постановления Администрации МО "Северодвинск" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 был направлен в Северодвинский детский дом временно (до школьного возраста), за ним закреплено право на жилую площадь по адресу: "адрес", в котором он был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывался в ГБОУ "адрес" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Северодвинский детский дом", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником ГБОУ "адрес" для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Северодвинская общеобразовательная средняя школа-интернат", находился на полном государственном обеспечении.
Приговором Северодвинского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был осужден по ч. 1 ст. 166 Уголовного кодекса РФ и ему назначено наказание на срок 9 месяцев лишения свободы.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучался в ГБОУ НПО АО "Профессиональное училище N" (в настоящее время ГБПОУ АО "Северодвинский техникум судостроения и судоремонта") по профессии "Судостроитель-судоремонтник металлических судов", был отчислен из данного учебного заведения по собственному желанию.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "адрес"", исходил из того, что с момента достижения ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 совершеннолетия у него возникло право на предоставление специализированного жилого помещения, которое было предоставлено ему по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ только в ноябре 2022 года, что причиняло истцу нравственные страдания (душевные переживания, чувство несправедливости и незащищенности) от неправомерных действий должностных лиц, и пришел к выводу о невыполнении Администрацией Северодвинска предусмотренной законом обязанности по обеспечению истца жилым помещением специализированного жилищного фонда, взыскав с указанного ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в установленном размере.
Отказывая истцу в иске к Управлению социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска о взыскании компенсации морального вреда за нарушение его права на обеспечение и образование, суд не усмотрел виновных действий должностных лиц, установив, что обучение прекращено ФИО1 по собственной воле, его имущественное обеспечение осуществлялось.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении в части отказа во взыскании в пользу ФИО1 с Управлению социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска компенсации морального вреда за нарушение его права на обеспечение и образование, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с вышеуказанными выводами суда первой инстанции.
Так, приказом директора Северодвинской школы - интерната от ДД.ММ.ГГГГ N истец ФИО1 был отчислен из числа учащихся в связи с окончанием 9 класса и поступлением в профессиональное училище N.
Согласно арматурному листу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано обмундирование и другие предметы мягкого инвентаря в количестве 19 предметов на сумму 9912 руб. 09 коп, из расписки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец получил от социального педагога денежные средства в размере 150 руб. За истечением срока хранения финансовых документов иной информации о выплате ФИО1 в 2009 году пособия в связи с отчислением из школы - интерната не сохранилось.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда отметила правильность выводов суда первой инстанции об отсутствии виновных действий должностных лиц школы-интерната, где обучался истец, поскольку отчисление ФИО1 из школы-интерната было обусловлено окончанием им 9 классов с последующим зачислением его в профессиональное училище N, а прекращение учебы в училище имело место по его собственному желанию, принимая во внимание отсутствие со стороны истца доказательств того, что прекращение обучения было вызвано не его волей, а действиями третьих лиц.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда пришла к выводу об отмене решения суда первой инстанции в части взыскания с Администрации городского округа "адрес" "Северодвинск" в пользу ФИО1 денежной компенсации морального вреда и принятии в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей на дату совершеннолетия истца - 25 июня 2011 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно действующей на ту же дату - 25 июня 2011 года редакции статьи 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. N 84-5-03 "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из материалов дела, за истцом ФИО1, оставшимся без попечения родителей, было закреплено муниципальное жилое помещение, в котором он с рождения был зарегистрирован.
На момент достижения истцом совершеннолетия в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью 54, 3 кв.м, были зарегистрированы: наниматель ФИО6, ее дочери ФИО10 и ФИО7, внук ФИО1, соответственно, на каждого из них приходилось по 13, 57 кв.м, что соответствовало учетной норме жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма (12 кв.м), установленной решением муниципального Совета Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения".
Как следует из пояснений ФИО1 в суде первой и апелляционной инстанций, в период и после окончания обучения в ГБОУ НПО АО "Профессиональное училище N" (ДД.ММ.ГГГГ) он проживал по адресу закрепленного за ним жилого помещения, то есть был обеспечен жильем, в котором для него имелись надлежащие жилищно-бытовые условия, что следует из актов обследования указанного жилого помещения за период с 1999 года по 2010 год.
Таким образом, на момент окончания ФИО1 обучения в училище и до достижения им возраста 18 лет вмешательства органа местного самоуправления в лице органа опеки и попечительства в разрешение жилищного вопроса ФИО1 и необходимости обеспечения его другим жилым помещением по договору социального найма в порядке части 1, пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не требовалось.
Право лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение их жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, в том числе по основанию невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, возникло с 1 января 2013 года в связи с внесением изменений в ряд законодательных актов РФ.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ глава 10 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена статьей 109.1, предусматривающей, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статья 8 названного закона изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в новой редакции предусматривает, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (п. 5 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Вышеперечисленные изменения вступили в силу с 1 января 2013 года.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Аналогичные статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ положения также закреплены Законом Архангельской области от 17 декабря 2012 г. N 591-36-03 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области".
Истец ФИО1 на момент введения в действие вышеперечисленных законодательных изменений и положений об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированными жилыми помещениями, а также об установлении факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, имел закрепленное жилое помещение, был зарегистрирован и фактически проживал в нем, и нуждающимся в жилье с позиции требований жилищного законодательства не являлся.
При такой ситуации, вывод суда первой инстанции о том, что у ФИО1 возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда в 2011 году (год совершеннолетия истца), а у Администрации Северодвинска, соответственно, обязанность по предоставлению ему такого жилого помещения, суд апелляционной инстанции признал неправомерным.
ДД.ММ.ГГГГ в возрасте до 23 лет ФИО1, находясь в местах лишения свободы, обратился в Администрацию Северодвинска с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ в закрепленное за истцом жилое помещение вселена и зарегистрирована в нем несовершеннолетняя ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем произошли изменения в приходящейся на каждого члена семьи норме жилого помещения - по 10, 86 кв.м на каждого.
Письмом Администрации Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предложено представить документы для решения вопроса о невозможности вселения его в ранее занимаемое жилое помещение.
Распоряжением заместителя главы Администрации Северодвинска от 9 февраля 2016 г. N53-рд признана невозможность вселения ФИО1 в ранее занимаемое жилое помещение, так как общая площадь квартиры составляет 54, 3 кв.м, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого из пяти проживающих в данном жилом помещении лиц, включая ФИО1, составляет 10, 86 кв.м, что менее нормы предоставления площади жилого помещения в "адрес", составляющей 14 кв.м.
Указанным распоряжением ФИО1 включен в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в "адрес".
Во исполнение решения Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 июля 2016 года ФИО1 предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда. ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договора найма жилого помещения - однокомнатной квартиры за номером 47 в "адрес" в "адрес", площадью 27, 4 кв.м, сроком на 5 лет - по ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что право на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением специализированного жилищного фонда закреплено законом только с ДД.ММ.ГГГГ, и такое право возникло у ФИО1 в декабре 2015 года, о чем он непосредственно заявил, обратившись в орган местного самоуправления, которым данный вопрос был разрешен в установленном законом порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что какого-либо бездействия со стороны данного органа допущено не было, отказав ФИО1 в иске о взыскании в его пользу компенсации морального вреда.
Кроме того, в период с 2014 года до ноября 2016 года, включая даты обращения истца в Администрацию Северодвинска, принятия судом ДД.ММ.ГГГГ года решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда и вступления его в законную силу, ФИО1 находился в местах лишения свободы, его объективная нуждаемость в жилье в указанный период времени отсутствовала.
В последующем им было реализовано право на получение денежной компенсации морального вреда за неисполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции отменил решение суда об удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда за не предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и сроки.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы суда апелляционной инстанции считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к отношениям сторон законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и с оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами предыдущих инстанций фактических обстоятельств дела в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 29 мая 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 24 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.