Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Ваганова А.Б, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-682/2023 по иску Синевой Татьяны Сергеевны к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88" об обеспечении медицинскими изделиями на безвозмездной основе, возмещении расходов на приобретение медицинских изделий, компенсации морального вреда по кассационной жалобе Синевой Т.С. на решение Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 1 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мазиной О.Н, полагавшей подлежащим отмене апелляционное определение, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Синева Т.С. обратилась в суд с иском к Комитету по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88", просила возложить на Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга обязанность организовать обеспечение Синевой Т.С. медицинскими изделиями для непрерывного мониторинга глюкозы - датчиками FreeStyle Libre из расчёта один датчик на 14 дней, 13 датчиков каждые 180 дней, два раза в год, не менее 27 датчиков в год, ежегодно до момента отмены назначенного лечения в виде инсулинотерапии по медицинским показаниям, в случае отсутствия возможности обеспечивать датчиками FreeStyle Libre, обеспечить иными взаимозаменяемыми медицинскими изделиями сравнимыми по функциональному назначению, качественным техническим характеристикам, такими как сенсор глюкозы Энлайт (Enlite) ММТ 7008 с трансмиттером Медтроник Минилинк (Medtronic MiniLink), компании производителя Medtronic (ООО "Медтроник") или иными зарегистрированными в Российской Федерации медицинскими изделиями, обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы; взыскать убытки в виде понесённых расходов на приобретение медицинских изделий непрерывного мониторинга глюкозы - датчиков Freestyle Libre в размере 116 417 руб, компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.; обязать СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88" обеспечить выдачу рецептов Синевой Т.С. на бесплатное получение медицинских изделий для непрерывного мониторинга глюкозы - датчиков FreeStyle Libre из расчёта один датчик на 14 дней, 13 датчиков каждые 180 дней, два раза в год, не менее 27 датчиков в год, ежегодно до момента отмены назначенного лечения в виде инсулинотерапии по медицинским показаниям; обратить решение к немедленному исполнению в части обеспечения медицинскими изделиями для непрерывного мониторинга глюкозы - датчиками FreeStyle Libre и выдачи рецептов на бесплатное получение медицинских изделий для непрерывного мониторинга глюкозы - датчиков Freestyle Libre.
Решением Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 1 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Синевой Т.С. отказано.
В кассационной жалобе Синевой Т.С. ставится вопрос об отмене апелляционного определения.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие неявившихся лиц. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Синева Т.С, 17 августа 1988 года рождения, состоит на учёте в СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88" с диагнозом "сахарный диабет 1 тип", который ей установлен с 2002 г. Истец является инвалидом III группы, инвалидом с детства (бессрочно).
Решением врачебной комиссии СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88" (протокол врачебной комиссии от 25 ноября 2021 г. N 4) Синевой Т.С. поставлен диагноз: " "данные изъяты" Синевой Т.С. рекомендовано использование системы непрерывного мониторирования гликемии (2 сенсора в месяц, 24 сенсора в год).
Истец бесплатно обеспечивается средствами мониторинга уровня глюкозы, предусмотренными Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, в том числе тест-полосками для глюкометра и инсулином.
На основании информационного письма Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 2 декабря 2022 г. N и решения врачебной комиссии от 25 ноября 2021 г. N 4, Синевой Т.С. 19 декабря 2022 г. СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88" выписан рецепт, 19 декабря 2022 г. Синева Т.С. обратилась в аптеку N 175, где была обеспечена системой непрерывного мониторирования гликемии по льготному рецепту: медицинским изделием "Датчик FreeStyle Libre системы Flash чрезкожного мониторинга уровня глюкозы FreeStyle Libre N l".
Решением врачебной комиссии СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88" (протокол врачебной комиссии от 27 февраля 2023 г. N 6) Синевой Т.С. поставлен диагноз: " "данные изъяты"", Синевой Т.С. рекомендовано наблюдение у эндокринолога по месту жительства один раз в три месяца, выписка лекарственных препаратов (инсулинов), расходных материалов, использование системы непрерывного мониторирования гликемии с целью достижения целевых показателей гликемического профиля и улучшения качества жизни.
16 февраля 2023 г. Синевой Т.С. выписан рецепт на приобретение датчика FreeStyle Libre N 6, инсулина Aspartis (20 ручек), картриджи Акку-Чек N 30, инфузионный набор Акку-Чек N 30, тест-полоски N 600.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Синевой Т.С, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 7, 18, 41, частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, статьёй 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 4, частью 2 статьи 19, пунктом 5 части 1 статьи 29, частями 1, 15 статьи 37, частью 2 статьи 48, частями 2, 3 статьи 80, частью 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ), Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, Перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждённым Законом Санкт-Петербурга от 18 декабря 2020 г. N 620-134 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", Перечнем, утверждённым Законом Санкт-Петербурга от 15 декабря 2021 г. N 618-127 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", Стандартами медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа, утверждёнными приказом Минздрава России от 1 октября 2020 г. N 1053н, исходил из того, что у истца отсутствуют жизненные показания для назначения и применения медицинских изделий для непрерывного мониторинга глюкозы - датчиков FreeStyle Libre либо иной аналоговой системой на основании решения врачебной комиссии медицинской организации.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указала, что датчик FreeStyle Libre, предназначенный для измерения уровня глюкозы, не включён в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, предоставление медицинского изделия указанной социальной категории лиц, не предусмотрено также региональным законодательством.
Само по себе включение в Стандарт медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа, утверждённым приказом Минздрава России от 1 октября 2020 г. N 1053н, такой медицинской услуги, как исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования, а также наличие у истца осложнения заболевания в виде эпизодов гипогликемии с потерей сознания не свидетельствует о наличии оснований для обеспечения истца медицинским изделием в виде датчика FreeStyle Libre, не назначенного врачебной комиссией по жизненным показаниям.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с такими выводами суда апелляционной инстанции, не соответствующими установленным фактическим обстоятельствам по делу.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определённых категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
На основании части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии со статьёй 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включён, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) E10 - E14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьй 8 названного федерального закона обеспечивается путём установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счёт средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Статьёй 61 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определён исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Пунктом 8 статьи 61 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ к таким гражданам отнесены, в том числе инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 62 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 62, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 62 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. В эти перечни медицинские изделия - датчики Freestyle Libre не включены.
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 2299 (далее - Программа государственных гарантий).
Программой государственных гарантий, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.
Согласно разделу V Программы государственных гарантий обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи на территории города Санкт-Петербурга и в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ Законом Санкт-Петербурга от 18 декабря 2020 г. N 620-134 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, действовавшая на дату вынесения (25 ноября 2021 г.) врачебной комиссией СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88" в отношении Синевой Т.С. заключения о её нуждаемости в системе непрерывного мониторирования (далее также - Территориальная программа Санкт-Петербурга).
Названная программа, как и Программа государственных гарантий, предусматривает бесплатное оказание гражданам медицинской помощи, в том числе при болезнях эндокринной системы (раздел 2 Территориальной программы Санкт-Петербурга), и обеспечение за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (раздел 4 Территориальной программы).
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В Стандарте специализированной медицинской помощи взрослым при тяжёлой гипогликемии при сахарном диабете 1 типа (приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1053н) в качестве медицинской услуги для диагностики заболевания предусмотрено, в том числе исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.
В части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Из приведённых нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Санкт-Петербурга в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание, в том числе инвалидам, страдающим заболеванием "сахарный диабет" (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга) лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий. Если такому гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям рекомендовано использование определённого медицинского изделия (в настоящем деле - датчика Freestyle Libre), то предоставление ему этого медицинского изделия должно осуществляться бесплатно. В противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Суд апелляционной инстанции, приведённые нормативные положения к спорным отношениям, связанным с обеспечением Синевой Т.С, являющегося инвалидом по заболеванию "сахарный диабет", медицинским изделием (системой непрерывного мониторирования глюкозы Freestyle Libre), применил неправильно, вследствие чего пришел к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга обязанности по обеспечению Синевой Т.С. названными медицинскими изделиями либо аналогичными системами непрерывного мониторирования глюкозы, взыскания убытков в виде расходов на приобретение этих изделий, компенсации морального вреда, а также возложения на СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88" обязанности обеспечить выдачу рецептов Синевой Т.С. на бесплатное получение данных медицинских изделий.
Указывая в обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований Синевой Т.С. на то, что эти датчики не включены в Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 18 декабря 2020 г. N 620-134 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", а также в Перечень, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 15 декабря 2021 г. N 618-127 "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", суд апелляционной инстанции не учёл, что в соответствии с положениями части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Неправильно применив нормы материального права и делая вывод о том, что датчики непрерывного мониторинга гликемии Freestyle Libre Синевой Т.С. по жизненным показаниям не назначались, суд апелляционной инстанции существенно нарушил нормы процессуального права об оценке доказательств (статья 67 Гражданского процессуального кодекса).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса).
В силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса в мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Из изложенного следует, что доказательства должны оцениваться судом не произвольно, а в совокупности и во взаимной связи друг с другом и в системе действующих положений закона. При этом, оценивая доказательства, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса.
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса).
Согласно материалам дела в судах первой и апелляционной инстанций Синева Т.С. приводила доводы и доказательства о том, что её нуждаемость в системе непрерывного мониторирования глюкозы Freestyle Libre как страдающего социально значимым заболеванием "сахарный диабет" и являющегося инвалидом по этому заболеванию лица подтверждена решениями врачебных комиссий СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88", на основании решения врачебной комиссии истцу был выписан рецепт на бесплатное получение системы непрерывного мониторинга глюкозы Freestyle Libre в количестве 6-ти штук (один датчик на две недели) со сроком действия - 90 дней.
Однако суд апелляционной инстанции в нарушение статей 67, 198 Гражданского процессуального кодекса этим доводам и представленным в их подтверждение доказательствам всесторонней и полной оценки не дал, при этом исходил лишь из того, что в тексте решений врачебных комиссий СПб ГБУЗ "Поликлиника N 88" о нуждаемости Синевой Т.С. в системе непрерывного мониторирования глюкозы Freestyle Libre (1 датчик на 14 дней, 24 датчика в год) отсутствуют слова "по жизненным показаниям", а также из того, что в инструкции по применению данной системы отсутствует указание на её влияние на жизненные функции. Суд апелляционной инстанции ограничился формальным подходом к установлению условий применения нормы права и исследованию доказательств, оставив без оценки существо содержания исследуемых решений врачебных комиссий.
В связи с изложенным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Синевой Т.С. нельзя признать правомерным.
В соответствии со статьёй 195 Гражданского процессуального кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2023 г. данным требованиям не соответствует.
Указанные нарушения повлияли на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов подателя кассационной жалобы, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса является основанием для отмены апелляционного определения.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 августа 2023 г. отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.