Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Жернова С.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Водоканал" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 4 сентября 2023 г. по гражданскому делу N 2-1847/2023 по иску Рябцевой В.Э. к ООО "Водоканал" о возложении обязанности установить тарифную ставку, произвести перерасчет заработной платы и выплатить задолженность, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения представителя ООО "Водоканал" Родченко С.С, действующего по доверенности от 17 мая 2023 г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Рябцева В.Э. обратилась в суд с иском к ООО "Водоканал" о возложении обязанностей установить ей тарифную ставку (оклад) с 01.01.2023 г. в размере 25824, 78 руб, произвести перерасчёт заработной платы и выплатить недополученную заработную плату, а также компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что работает в ООО "Водоканал" в должности оператора 3 разряда. Дополнительным соглашением к трудовому договору с 01.01.2023 г. ей установлен оклад в размере 20484, 00 руб, что не соответствует условиям Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы (далее ФОТС).
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 4 сентября 2023 г, иск удовлетворен частично.
На общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" возложена обязанность установить Рябцевой В.Э, оператору хлораторных установок 3 разряда, с 01.01.2023 г. тарифную ставку (оклад) в размере 25824, 78 руб, произвести перерасчёт заработной платы и выплатить недополученные суммы.
С общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" в пользу Коноваловой К.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 2000 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
С общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ООО "Водоканал" ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика ООО "Водоканал" Родченко С.С. доводы кассационной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса.
Судами при рассмотрении дела установлено, что Рябцева В.Э. принята в ООО "Водоканал" в качестве машиниста насосных установок 2 разряда с 12.07.2010 г. (на основании трудового договора от 09.07.2010 г. N 931). С 01.06.2018 г. переведена оператором хлораторных установок 3 разряда. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 09.01.2023 г. Рябцевой В.Э. установлен оклад в размере 20484, 00 руб. с 01.01.2023 г.
Приказом ООО "Водоканал" от 31.12.2013 г. N 1587т работодателем утверждена тарифная сетка с 01.01.2014 г, где тарифный коэффициент для 3 разряда- 1, 59.
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 1.9 Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО "Водоканал" с 1 февраля 2020 г. размер месячного оклада определяется штатным расписанием общества и трудовым договором между работником и работодателем; в месячный оклад не включаются доплаты, надбавки, иные компенсационные и социальные выплаты; заработная плата (оплата труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре работника - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности - за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12 мая 2022 г. утверждено "Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы", опубликованное 20 июня 2022 на официальном сайте Минтруда России, действие редакции с 1 января 2023 г.
Основным видом деятельности ООО "Водоканал" является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
В соответствии с п. 2.3 ФОТС установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 г, 1 января 2024 г. и 1 января 2025 г. составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Согласно ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В соответствии с п. 1.8 ФОТС мотивированность отказа определяется исходя из Трудового кодекса Российской Федерации и настоящего ФОТС. Отказ признаётся мотивированным при единовременном соблюдении следующих условий:
-составлен работодателем в письменном виде с указанием причин экономического, организационного и технологического характера, делающими невозможным исполнение ФОТС - на основании порядка, утверждённого сторонами ФОТС для временного приостановления отдельных положений ФОТС (по аналогии в части мотивации невозможности), приложение N 2 к ФОТС; поддержан выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций; направлен работодателем в федеральный орган исполнительной власти в сфере труда с момента официального опубликования письма-предложения руководителя этого органа присоединиться к ФОТС в течение 30-ти дневного срока, установленного ст. 48 ТК РФ. В случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 ТК РФ.
ООО "Водоканал" 14 июля 2022 г. направил в Минтруд России отказ от присоединения к ФОТС, зарегистрированный в Минтруде России 18 июля 2022 г. под N В-76816, в котором указал, что у него отсутствует обязанность проводить консультации с профсоюзным органом и направлять протокол таких консультаций вместе с отказом от присоединения к ФОТС.
Согласно протоколу учредительного собрания работников ООО "Водоканал" "Об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО "Водоканал" от 27 февраля 2022 г, принято решение об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО "Водоканал".
Из ответа Минтруда России от 31 марта 2023 г. N 14-4/В-367 следует, что отказ ООО "Водоканал" от присоединения к ФОТС поступил в Минтруд России письмом от 14 июля 2022 г. N 2569/07-2022 (входящий номер В-76816 от 18 июля 2022 г.), протокол консультаций к отказу не приложен.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь частью третьей статьи 11, частью первой статьи 21, частями первой-третьей, пятой-девятой статьи 48, частями первой, второй, пятой статьи 135, статьями 143, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктами 1.7, 2.3 Отраслевого тарифного соглашения, Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", принимая во внимание, что в ООО "Водоканал" учреждена первичная профсоюзная организация, протокол консультаций с которой, в нарушение части девятой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, не был приложен к отказу от присоединения к Соглашению, в связи с чем положения Отраслевого тарифного соглашения, в том числе устанавливающие минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда в размере МРОТ на соответствующий год, распространяются на ООО "Водоканал" и его работников.
Поскольку в результате занижения тарифной ставки (оклада) истцу не в полном объёме выплачивалась заработная плата, то суд первой инстанции исходил из наличия оснований для установления тарифной ставки с 1 января 2023 г, в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, перерасчёте заработной платы и взыскании соответствующей задолженности.
Установив факт нарушения трудовых прав истца, суд первой инстанции взыскал компенсацию морального вреда в размере 2000 руб, указав, что присужденная компенсация соответствует объему перенесённых нравственных страданий работника, не получавшего за свой труд в полном объёме заработную плату, принципам разумности и справедливости.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что работодатель обязан был выполнить требования части девятой статьи 48 Трудового кодекса и приложить к отказу от присоединения к Соглашению протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, поскольку указанная норма является специальной применительно к порядку присоединения либо отказа от присоединения работодателя к Отраслевому тарифному соглашению.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (часть вторая статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью первой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части пятой статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с частью первой статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
На основании части второй статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учётом профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда (часть девятая статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью восьмой статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (часть первая статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью второй статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет.
Согласно части третьей статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение действует, в том числе в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; а также в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с вышеперечисленными работодателями (часть пятая статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании части восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть девятая статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 371 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель принимает решения с учётом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учётом норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям по взысканию задолженности по заработной плате, являлись следующие обстоятельства: относится ли ООО "Водоканал" к организациям жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; участвовало ли ООО "Водоканал" в заключении Отраслевого тарифного соглашения; было ли руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда официально опубликовано предложение для работодателей организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему; предоставляло ли ООО "Водоканал" в вышеуказанный федеральный орган исполнительной власти в установленный законом срок мотивированный письменный отказ от присоединения к Соглашению; учреждена ли в ООО "Водоканал" первичная профсоюзная организация и был ли к отказу приложен протокол консультаций ООО "Водоканал" с выборным органом первичной профсоюзной организации; определяет ли Отраслевое тарифное соглашение лучшие условия труда для работника в сравнении с трудовым договором, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, иными соглашениями, локальными нормативными актами и соблюдаются ли в таком случае ООО "Водоканал" условия Отраслевого тарифного соглашения в части установленной работнику заработной платы.
Судами первой и апелляционной инстанций установлены вышеуказанные обстоятельства, на основании которых суды пришли к выводам о правомерности заявленных истцом исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии требования к работодателю о приложении протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, в том случае, если она объединяет менее половины его работников, основаны на неправильном толковании норм трудового права.
Вопреки позиции ООО "Водоканал" часть девятая статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации применена судами к спорным правоотношениям с учётом как её буквального, так и системного толкования. Статья 372 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель кассационной жалобы, регулирует правоотношения, связанные с принятием работодателем локальных нормативных актов.
Как следует из содержания части второй статьи 5, статьи 8 и статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, локальный нормативный акт и соглашение являются разными правовыми актами по своей природе, в связи с чем положения законодательства, определяющие порядок учёта мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, не могут быть применены для определения порядка учёта мнения первичной профсоюзной организации при принятии работодателем решения об отказе от присоединения к отраслевому соглашению - нормативному правовому акту. Поскольку статья 48 Трудового кодекса Российской Федерации не содержит требований к минимальному количеству работников, объединенных первичной профсоюзной организацией, для возникновения у работодателя обязанности проведения консультаций с выборным органом данной организации, то подлежит применению общее правило, установленное статьёй 371 Трудового кодекса Российской Федерации, о необходимости учёта мнения надлежащим образом учрежденной первичной профсоюзной организации (в том числе и в случае, если она объединяет менее половины работников).
Ссылки заявителя кассационной жалобы на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 300-О, письмо Минтруда России от 3 декабря 2014 г. N 14-4/10/В-8221 и изложенные в жалобе судебные акты подлежат отклонению, в связи со следующим.
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации в указанном определении изложена в отношении статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации, не подлежащей применению в данном деле на основании вышеизложенного.
Письма Минтруда России не являются нормативными правовыми актами, обязательными к применению.
Указанные заявителем судебные акты приняты, исходя из установленных судами обстоятельств конкретных дел, в частности, когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, что на основании вышеизложенного не соответствует обстоятельствам данного дела.
Отсутствие судебной практики или разъяснений государственных органов, поддерживающих подход, изложенный судами первой и апелляционной инстанций, на что указывает заявитель кассационной жалобы, не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку позиция судов основана на правильном применении и толковании приведённых выше норм трудового права, и именно суд, в соответствии с трудовым и гражданским процессуальным законодательством, наделён полномочиями по разрешению данного спора по существу.
Довод ООО "Водоканал" о том, что оно было лишено возможности повлиять на формирование надлежащей профсоюзной организации, несостоятелен, так как судами первой и апелляционной инстанций установлен факт учреждения работниками первичной профсоюзной организации.
Несмотря на указанные в кассационной жалобе объективные экономические причины для отказа от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению, и невозможность временно приостановить его действие, на основании части девятой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, несоблюдение порядка отказа от предложения о присоединении к соглашению влечет за собой распространения действия соглашения на работодателя со дня официального опубликования предложения.
Довод ООО "Водоканал" о том, что предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением выплаты не относятся к выплатам, установленным трудовым законодательством, в связи с чем отказ в перерасчёте заработной платы по ставкам Соглашения не свидетельствует о безусловном ущемлении прав работников, так как они получают заработную плату, предусмотренную трудовым договором, является неправомерным, поскольку, как было установлено судами первой и апелляционной инстанций, условия оплаты труда, определённые трудовым договором, ухудшают положение работника по сравнению с условиями Соглашения, при этом условия Соглашения ООО "Водоканал" не соблюдаются, что следует квалифицировать как нарушение прав работника на заработную плату.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку при подаче кассационной жалобы ответчиком государственная пошлина оплачена не была, кассационная жалоба рассмотрена и оставлена без удовлетворения, то с её подателя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб. в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 4 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Водоканал" (ИНН 1103043329) государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 3000 (три тысячи) рублей в доход местного бюджета Санкт-Петербурга.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.