Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Рогачёвой Ю.А, при секретаре ФИО12
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аллер-Авто" о признании незаконным решения и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения Пензенской области "Государственная кадастровая оценка" на решение Пензенского областного суда от 25 октября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, объяснения представителя административного истца - ФИО13, представителя государственного бюджетного учреждения Пензенской области "Государственная кадастровая оценка" - ФИО14, представителя Министерства государственного имущества Пензенской области - ФИО15, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Аллер-Авто", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
В обоснование указало, что решение государственного бюджетного учреждения Пензенской области "Государственная кадастровая оценка" (далее - ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка") 22 мая 2023 года N об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости является незаконным и нарушает права административного истца как налогоплательщика. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
Решением Пензенского областного суда от 25 октября 2023 года административное исковое заявление ООО "Аллер-Авто" удовлетворено частично.
В удовлетворении требования о признании незаконным решения ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка" от 22 мая 2023 года N отказано.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 17 апреля 2023 года в размере равном его рыночной стоимости - 26 576 924 рубля.
Административным ответчиком ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка" подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, как незаконного и необоснованного.
В обоснование жалобы указывает на несоответствие заключения эксперта, положенного в основу решения суда, требованиям федерального законодательства. Указывает, что экспертом допущены нарушения методологии оценочной деятельности, повлекшие за собой неправильное определение рыночной стоимости земельных участков. Просит назначить по делу повторную экспертизу.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом представлены возражения.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, представитель ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка" - ФИО14, а также представитель Министерства государственного имущества Пензенской области - ФИО15 доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости отменить.
Представитель административного истца ФИО13 доводы возражений относительно апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, а также установление кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Пензенской области от 24 декабря 2020 года N 917-пП установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 февраля 2021 года.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7 статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости.
В целях проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Пензенской области постановлением Правительства Пензенской области от 23 января 2017 года N 16-пП создано ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка", которое наделено полномочиями бюджетного учреждения, перечисленными в статье 7 Закона о государственной кадастровой оценке, в числе прочих на него возложены функции определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при проведении государственной кадастровой оценки.
Положениями статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ детально определён порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, а именно:
определён орган, уполномоченный на рассмотрение соответствующих заявлений и принятие решений;
определены лица, обладающие правом на подачу заявления об установлении рыночной стоимости, способы, сроки и порядок подачи указанных заявлений, перечень необходимых для представления документов (к каковым, в частности, относится отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости);
сроки рассмотрения заявления, порядок принятия решения и др.
Из материалов дела следует, что ООО "Аллер-Авто" является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 23 056 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена на основании акта ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка" от 24 марта 2023 года N по состоянию на 1 января 2023 года в размере 43 317 612, 80 рублей.
Реализуя право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, административный истец 2 мая 2023 года обратился с соответствующим заявлением в ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка" в порядке статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, представив отчет об оценке частнопрактикующего оценщика ФИО19 от 21 апреля 2023 года N, в котором его рыночная стоимость по состоянию на 17 апреля 2023 года определена в размере 20 733 494 рублей.
По результатам рассмотрения указанного заявления 22 мая 2023 года ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка" принято решение N, которым в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости отказано по причине использования в отчёте об оценке объекта недвижимости недостоверных сведений, наличием расчётных и иных ошибок, повлиявших на итоговый результат рыночной стоимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчёта.
Оспаривая решение N, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском, в котором одновременно заявил требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определённом в отчете об оценке частнопрактикующего оценщика Ворфоломеева С.В.от 21 апреля 2023 года N.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции для проверки соответствия названного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности была назначена судебная экспертиза, ее проведение поручено ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России.
Как следует из заключения эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России от 25 сентября 2023 года N, в отчете об оценке частнопрактикующего оценщика Ворфоломеева С.В. от 25 сентября 2023 года N допущено нарушение требований пунктов 10, 13 ФСО N 3, пункта 8 ФСО N 6, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что содержание оспариваемого решения в полной мере соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, принято компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением сроков и порядка его принятия, установленных статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании решения ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка" от 22 мая 2023 года N незаконным.
В данной части решение суда не обжалуется.
Согласно заключению эксперта от 25 сентября 2023 года N 1455/2-4 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N с учетом дополнительного расчета к заключению эксперта по состоянию на 17 апреля 2023 года составляла 26 576 924 рублей.
Разрешая требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, суд исходил из того, что заключение эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России от 25 сентября 2023 года N 1455/2-4 составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, федеральных стандартов оценки, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки, составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы эксперта носят категорический характер и не являются противоречивыми, в связи с чем данное заключение может быть положено в основу решения.
Соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что заключение эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России от 25 сентября 2023 года N 1455/2-4 составлено с соблюдением требований федерального законодательства, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого судебная коллегия находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов.
В заключении проведен сравнительный анализ объекта исследования и объектов-аналогов по всем элементам сравнения, верно применены необходимые корректировки (на торг, на красную линию, на метаположение, на площадь участка, на транспортную доступность и т.д.), процедура введения поправок, равно как и основания неприменения иных корректировок, подробно изложены в заключении эксперта.
Подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей заслуживающих внимание обстоятельств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, только 3 предложения о продаже, представленные административным ответчиком, можно использовать для анализа рынка. Эти предложения содержатся в анализе рынка заключения эксперта. Указанному доводу дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объекта недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлены и в материалах дела отсутствуют.
В удовлетворении ходатайства представителя административного ответчика о назначении по делу повторной судебной экспертизы было отказано протокольным определением от 30 января 2024 года, поскольку в материалах дела имеется достаточная совокупность доказательств, позволяющая разрешить настоящий спор по существу. Заявляя ходатайство о назначении по делу повторной судебной экспертизы, представитель ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка" в суде апелляционной инстанции не представил конкретных замечаний относительно того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, чем отражено в заключении эксперта.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что заключение ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России от 25 сентября 2023 года N отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, оно подтверждает как несоответствие отчета об оценке частнопрактикующего оценщика Ворфоломеева С.В. от 25 сентября 2023 года N требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, так и правильность указанной в заключении итоговой величины рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 17 апреля 2023 года в размере 26 576 924 рублей, в связи с чем находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Иные доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам административного ответчика, заявленным в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
К таким выводам судебная коллегия приходит по результатам анализа и оценки всей совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, которые позволяют констатировать правильность установления применительно к обстоятельствам настоящего дела итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости именно в вышеназванном размере и невозможность ее установления в каком-либо ином размере.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пензенского областного суда от 25 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Пензенской области "Государственная кадастровая оценка" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Пензенский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.