Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Башнефтепромстрой" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим со дня принятия пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603, пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их
кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 5 октября 2023 года, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732) установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636) определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - приказ Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907) определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - приказ Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603) определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - приказ Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473) определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Данные документы опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ и Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления соответствующего налогового периода.
Пунктом N Перечня на 2018 год, пунктом N Перечня на 2019 год, пунктом N Перечня на 2020 год, пунктом N Перечня на 2021 год, пунктом N Перечня на 2022 год и пунктом N Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес" (далее также - спорный объект недвижимости/нежилое здание с кадастровым номером N).
Общество с ограниченной ответственностью "Башнефтепромстрой" (далее также - ООО "Башнефтепромстрой", административный истец) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативных правовых актов пункта N Перечня на 2018 год, пункта N Перечня на 2019 год, пункта N Перечня на 2020 год, пункта N Перечня на 2021 год, пункта N Перечня на 2022 год и пункта N Перечня на 2023 год, указав в обоснование, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N; спорное нежилое здание и земельный участок, на котором оно расположено, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение данного нежилого здания в Перечни нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 5 октября 3023 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Башнефтепромстрой" удовлетворено;
признан недействующими с момента принятия приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес";
признано недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес";
признан недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес";
признан недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес";
признан недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес";
признан недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт N объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес";
с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Башнефтепромстрой" взыскано 22 500 рублей - государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд с административным иском;
с Правительства Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Башнефтепромстрой" взыскано 4 500 рублей - государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд с административным иском.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Министерство) просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 октября 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, указав, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание Акты обследования фактического использования спорного объекта недвижимости от 24.07.2019 г. и 26.08.2022 г. с приложенными фотографиями, из которых усматривается, что в здании осуществляется офисная деятельность, а также вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером N - "для размещения административного здания и гаражей". Также считают неверным и необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что назначение помещений в здании "кабинет" не тождественно назначению "офис".
Административным истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п.1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 N307-ФЗ).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость": утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение: вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения Конституции Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" пришел к правильному выводу, что приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732, постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636, приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810, приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907, приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603, приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N 3473, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
Административным истцом компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан на издание оспариваемых нормативных правовых актов не оспаривалась.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в пункт N Перечня на 2018 год, в пункт N Перечня на 2019 год, в пункт N Перечня по 2020 год, в пункт N Перечня на 2021 год, в пункт N Перечня на 2022 год и в пункт N Перечня на 2023 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", этажей: 4, в том числе подземных 1, площадью 3430, 9 кв.м, назначение: нежилое, наименование: здание административное, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером 02:66:010106:35, относящегося к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования - "для размещения административного здания и гаражей", находящегося в государственной собственности, которым административный истец пользуется по договору аренды.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка "для размещения административного здания и гаражей", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом дана надлежащая оценка виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "для размещения административного здания и гаражей", на котором расположено спорное здание с кадастровым номером N, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Исходя из изложенного, спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером N по указанному основанию (исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено) в отсутствие обследования его фактического использования в Перечни на 2018-2023 годы включению не подлежал.
Следовательно, здание с кадастровым номером N могло быть включено в оспариваемые Перечни, если наименование, назначение или разрешенное использование входящих в его состав помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади названного объекта недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривало размещение объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо при установлении их фактического использования в указанных целях.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, наименование здания "здание административное" федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 НК РФ также не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в нем.
Согласно техническому паспорту, составленному Нефтекамским межрайонным филиалом ГУП Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 16 января 2008 года, спорное здание состоит из литера А (административное здание) площадью 3430, 9 кв.м, что соответствует площади здания указанной в выписке ЕГРН; назначение помещений по экспликации: помещение, вентиляционная камера, склад, кухня, буфет (30, 8 кв.м), архив, теплоузел, коридор, комната художника, АТС, шкаф, учебный, кабинет Т.Б, туалет, электрощитовая, кладовка, отдел выдачи документов, кабинет регистратора, комната вахтера, кабинет ок, кабинет реестров, кабинет ведущих специалистов, приемная, отдел кадров, бухгалтерия, аналитический отдел, касса, бытовка, приемная профсоюза, множительная аппаратура, инженер БСМ, военно-учетный стол, бухгалтер мат.группы, бухгалтер финансовая группа, отдел ведения ГРП, кладовка, компьютерная, умывальная, туалет, машинописное бюро, шлюз.
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании, разрешенном использовании и назначении помещений, входящих в спорное здание и спорное нежилое помещение в материалах административного дела не имеется.
Поименованные в экспликации приведенного выше технического паспорта здания с кадастровым номером N помещения не могут быть однозначно отнесены к предусматривающим размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 НК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", в силу чего помещения с назначением "кабинет" правомерно не учтены судом первой инстанции в качестве офисных помещений.
Из анализа приведенной выше документации следует, что документы технического учета (инвентаризации) спорного объекта недвижимости и сведения Единого государственного реестра недвижимости не подтверждают наличие помещений площадью не менее 20% общей площади здания с кадастровым номером N, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, здание с кадастровым номером N в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости в Перечни на 2018-2023 годы включению не подлежало.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорных объектов недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из объяснений представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, спорное здание включено в Перечень на 2018 год и в Перечень на 2019 год на основании информации, полученной от Управления Росреестра по Республике Башкортостан из базы данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) на основании пункта 2.1. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (редакция от 3 ноября 2016 года), действовавшего на момент принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, без проведения мероприятий по определению фактического использования объекта.
Обследование здания и помещений на предмет фактического использования до утверждения Перечня на 2022 год в соответствии с Порядком определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 (далее - Порядок), также не проводилось.
В подтверждение фактического использования спорного объекта недвижимости в целях, предусмотренных ст.378.2 НК РФ, административным ответчиком представлены акты обследования с доступом в здание от 24 июля 2019 года, от 3 августа 2020 года, от 26 августа 2022 года.
Проверив представленные Акты от 24.07.2019 г, от 03.08.2020 г. и от 26.08.2022 г, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данные документы составлены с нарушением Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 (далее - Порядок).
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В актах от 24 июля 2019 года, от 3 августа 2020 года указано, что пользователями здания по договору аренды от 15 мая 2018 года является ООО "ТранснефтьФинанс" (деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета) 74, 7 кв.м, ООО "Транснефть-Охрана" договор аренды от 25 мая 2016 года, площадь 73, 1 кв.м (деятельность частных охранных служб); в особых отметках указано, что цокольный (подземный) этаж занимает швейная мастерская "Метро" (бытовая деятельность), площадь не указана; 1, 2, 3 этажи офисные помещения, 4 этаж архив.
В акте от 26 августа 2022 года, указано, что пользователем здания по договору аренды является АО "Транснефть-Урал", особые отметки: в здании расположен офис "БНПС-Инвест", часть помещений сданы в аренду под офисы: страховых компаний "ВСК", "Югория-мед", "Альфа-страхование-ОМС", кадастровых инженеров, АО "Транснефть-Урал" - 73, 1 кв.м, общественная приемная депутата Г.И.И, представительство Удмуртского государственного университета; материалы технической инвентаризации утратили актуальность, определение занимаемых помещений затруднительно; кроме того, вид разрешенного использования земельного участка "для размещения административного здания и гаражей" соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что Акты от от 24.07.2019 г, от 03.08.2020 г. и от 26.08.2022 г. не соответствует вышеуказанных требованиям Порядка и не содержат сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования, процентное соотношение вышеуказанных площадей, не представлены достаточные фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования.
В Актах не отражены критерии и признаки, свидетельствующие о расположении в здании офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания, объектов общественного питания; отсутствуют сведения о размере площади помещений, используемых в целях предусмотренных ст. 378.2 НК РФ, и иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов.
Содержание указанного акта обследования не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Проанализировав представленные административным ответчиком Акты обследования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данные акты не могут быть приняты в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования спорного объекта недвижимости.
Вместе с тем, в материалы административного дела ППК "Роскадастр" и (по запросу суда первой инстанции) и административным истцом представлены договоры аренды помещений в спорном здании и соглашения к ним:
- договор аренды от 15 мая 2018 года, согласно которому административный истец передал в пользование ООО "Транснефть Финанс" для использования под офис нежилое помещение N6 на первом этаже площадью 74, 7 кв.м (срок аренды составляет период с 15 апреля 2018 года по 14 апреля 2021 года);
- договоры аренды от 25 мая 2016 года, от 27 марта 2019 года, согласно которым административный истец передал в пользование ООО "Транснефть-Охрана" нежилые помещения N1, 24, 25 общей площадью 73, 1 кв.м, расположенные на первом этаже, в целях размещения работников арендатора (срок действия договоров с 1 июня 2016 года по 31 мая 2019 года, с 1 июня 2019 года по 31 мая 2022 года);
- соглашение к договору аренды от 30 сентября 2020 года, согласно которому ООО "Транснефть-Охрана" с согласия административного истца передало все свои права и обязанности по договору аренды от 27 марта 2019 года АО "Транснефть -Урал";
- соглашение от 5 мая 2022 года, согласно которому административный истец и АО "Транснефть-Урал" расторгли договор аренды нежилого помещения от 27 марта 2019 года;
- договор аренды от 6 мая 2022 года, согласно которому административный истец передал в пользование АО "Транснефть-Урал" в целях размещения работников арендатора нежилые помещения NN 1, 4, 6, 21, 24, 25 площадью 183, 3 кв.м, расположенные на первом этаже здания, NN 2, 4, 5, 6, 8 общей площадью 80, 4 кв.м, расположенные на втором этаже здания (срок аренды с 15 апреля 2022 года и составляет 24 месяца);
- договор аренды от 1 сентября 2018 года, согласно которому ООО "АльфаСтрахование - ОМС" временно пользуется помещением общей площадью 35, 8 кв.м (пункт выдачи полисов обязательного медицинского страхования) (срок аренды с 1 сентября 2018 года по 31 июля 2019 года, пролонгация на неопределенный срок);
- договор о передаче нежилого помещения в аренду без права выкупа от 1 июля 2019 года, согласно которому Уфимский филиал СОАО "ВСК" пользуется помещением общей площадью 17 кв.м (срок аренды с 1 июля 2019 года по 31 мая 2020 года, пролонгация на неопределенный срок);
- договор аренды без права выкупа от 30 июля 2022 года, согласно которому административный истец передал ИП А.И.Г. (кадастровый инженер) нежилое помещение N18 общей площадью 36, 2 кв.м для использования под офис сроком по 29 июня 2023 года;
- договор аренды от 1 февраля 2019 года, по условиям которого помещения на цокольном этаже общей площадью 666 кв.м и нежилые помещения NN27, 28 на втором этаже площадью 71, 8 кв.м переданы для производственной деятельности ООО "Рабочая и корпоративная одежда" (ООО "РиКО") (срок аренды с 1 февраля 2019 года по 31 декабря 2019 года, пролонгация на неопределенный срок).
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что не подтверждается какими-либо доказательствами утверждение представителя административного ответчика об отнесении производственной деятельности ООО "РиКО" (швейное производство) к объектам бытового обслуживания.
Проанализировав представленные Акты обследования в совокупности с договорами аренды, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда, что по состоянию на момент принятия Перечня на 2018 год в аренду под офисы сдавалось 73, 1 кв.м, на момент принятия Перечня 2019 года в аренду под офисы сдавались 74, 7+73, 1+35, 8=183, 6 кв.м из площади всего здания 3430, 9 кв.м, на момент принятия Перечня 2020 года и Перечня на 2021 год в аренду под офисы сдавались 74, 7+73, 1+35, 8+17=200, 6 кв.м из площади всего здания 3430, 9 кв.м, на момент принятия Перечня 2022 года в аренду под офисы сдавались 73, 1+35, 8+17=115, 9 кв.м из площади всего здания 3430, 9 кв.м, на момент принятия Перечня 2023 года в аренду под офисы сдавались 183, 3+80, 4+35, 8+17+36, 2=352, 7 кв.м из площади всего здания 3430, 9 кв.м, следовательно, на юридически значимые даты (утверждения оспариваемых в части Перечней на 2018-2023 годы) площадь используемых под офисы помещений не превышала 20% от общей площади всего здания.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что доказательств фактического использования не менее 20 процентов от общей площади здания под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания административным ответчиком не представлено и в материалах административного дела не содержится.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречат федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункт N Перечня на 2018 год, пункт N Перечня на 2019 год, пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год, пункт N Перечня на 2022 год и пункт N Перечня на 2023 год в части включения в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", подлежат признанию не действующими.
Определяя момент, с которого оспариваемые Перечни должны быть признаны недействующими, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункт N Перечня на 2018 год, пункт N Перечня на 2019 год, пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год, пункт N Перечня на 2022 год и пункт N Перечня на 2023 год недействующими с момента принятия нормативных правовых актов.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований ООО "Башнефтепромстрой" о признании недействующим пункта N Перечня на 2018 год, пункта N Перечня на 2019 год, пункта N Перечня на 2020 год, пункта N Перечня на 2021 год, пункта N Перечня на 2022 год и пункта N Перечня на 2023 год, утвержденных, соответственно, приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636, приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907, приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603, приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N, с чем согласилась судебная коллегия, судом в силу ч.1 ст. 111 КАС РФ обоснованно взысканы понесенные административным истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в размере 22500 рублей, с Правительства Республики Башкортостан - 4500 рублей.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.