Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Калугина Д.М, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению М.Ю.А, М.Е.С. о признании не действующими со дня принятия пунктов N, N таблицы 1 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п, пунктов N, N таблицы 1 и пункта N таблицы 2 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п, пунктов N, N таблицы 1 и пункта N таблицы 2 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. N 940-п, по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 25 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административных истцов З.О.А, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п), опубликованным 9 декабря 2019 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", за N 48, том 2, а также размещенным 2 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, являющийся Приложением к данному Постановлению (далее также - Перечень на 2020 год).
Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п), опубликованным 7 декабря 2020 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 49, том 1, а также размещенным 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год, являющийся Приложением к данному Постановлению (далее также - Перечень на 2021 год).
Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п), опубликованным 6 декабря 2021 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 49, том 1, а также размещенным 30 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, являющийся Приложением к данному Постановлению (далее также - Перечень на 2022 год).
Под пунктами N, N, N таблицы 1 Перечня на 2020, 2021, 2022 годы включено здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (далее также - спорный объект недвижимости/спорное здание с кадастровым номером N); под пунктами N, N, N таблицы 1 Перечня на 2020, 2021, 2022 годы включено задние с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (далее также - спорный объект недвижимости/спорное здание с кадастровым номером N); под пунктами N, N таблицы 2 Перечня на 2021, 2022 годы включено нежилое помещение с кадастровым номером N по адресу: "адрес" (далее также - спорный объект недвижимости/спорное нежилое помещение с кадастровым номером N).
М.Ю.А, М.Е.С. (далее также - административные истцы), являясь собственниками здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес", здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес", нежилого помещения с кадастровым номером N по адресу: "адрес", обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов N, N таблицы 1 Перечня на 2020 год, пунктов N, N таблицы 1 и пункта N таблицы 2 Перечня на 2021 год, пунктов N, N таблицы 1 и пункта N таблицы 2 Перечня на 2022 год, мотивируя требования тем, что спорные объекты недвижимости не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем неправомерно включены в оспариваемые Перечни на 2020-2022 годы, что нарушает их законные интересы, возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Пермского краевого суда от 25 августа 2023 года административное исковое заявление М.Ю.А, М.Е.С. удовлетворить частично;
признаны не действующими со дня принятия:
- пункты N, N таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 г. N 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- пункты N, N таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- пункты N, N таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
в удовлетворении административных исковых требований М.Ю.А, М.Е.С. о признании недействующим со дня принятия пункта N таблицы 2 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 г. N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; пункта N таблицы 2 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края (далее также Правительство) просит решение Пермского краевого суда от 25 августа 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы административный ответчик указал, что поскольку на момент включения в оспариваемые Перечни объект недвижимости с кадастровым номером N представлял собой аптеку, а объект недвижимости с кадастровым номером N был расположен на земельных участках с видом разрешенного использования - для реконструкции здания стоянки на 47 машин под магазин и предпринимательство, следовательно, данные объекты недвижимости предназначены в целях размещения торговых объектов, и обоснованно включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 годы на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с положениями ст. 378.2 НК РФ. Считают неверным вывод суда первой инстанции о том, что указанные сведения не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
Прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции и заинтересованным лицом Управлением Федеральной налоговой службы по Пермскому краю представлены возражения на апелляционную жалобу Правительства Пермского края.
Представитель административных истцов М.Ю.А. и М.Е.С. - З.О.А, участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административных истцов, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 0211.2013 N307-ФЗ).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года N140-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано 1 января 2018 года (статьи 1 и 2).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года N 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края от 13 ноября 2017 N141-ПК).
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 N141-ПК (в редакции Закона Пермского края от 5 ноября 2019 года N458-ПК) установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. м и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства, пришел к правильному выводу, что Постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года N 874-п, постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п, постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения в действие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, М.Ю.А. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 621, 9 кв.м, назначение - нежилое, наименование - одноэтажное кирпичное здание теплой стоянки N1 на 31 автомашину, по адресу: "адрес".
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ППК "Роскадастр" по Пермскому краю на запрос суда первой инстанции:
- здание с кадастровым номером N по состоянию на 28 ноября 2019г. располагалось в пределах земельного участка с кадастровым номером N;
- сведения о земельном участке с кадастровым номером N исключены из ЕГРН 11.01.2009г. путем присвоения статуса записи об объекте "Архивная", в связи с чем предоставить информацию о виде разрешенного использования земельного участка по состоянию на 28 ноября 2019г, 25 ноября 2020г, 29 ноября 2021г. не представляется возможным;
- по состоянию на 25 ноября 2020г, 29 ноября 2021г. здание с кадастровым номером N располагалось в пределах земельных участков с кадастровыми номерами N, N;
- в сведениях ЕГРН содержится информация об объекте недвижимости с кадастровым номером N, расположенном в пределах земельного участка с кадастровым номером N;
- вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 25 ноября 2020г, 29 ноября 2021г. по документу - "предпринимательство", по классификатору - "для размещения объектов торговли"; сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "Предпринимательство" внесены на основании межевого плана 12.12.2019;
- вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 25 ноября 2020 г, 29 ноября 2021г. по документу - "объекты гаражного назначения", по классификатору Росреестра - "Для размещения индивидуальных гаражей"; сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "Объекты гаражного назначения" внесены в ЕГРН на основании межевого плана 12.12.2019.
Из анализа приведенной информации следует, что в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости имеется связь здания с кадастровым номером N с тремя земельными участками с кадастровыми номерами N, N, N.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "для реконструкции здания стоянки на 47 автомашин под магазин", вопреки позиции административного ответчика, не мог служить основанием для включения здания с кадастровым номером N в оспариваемые Перечни на 2020, 2021, 2022 годы, поскольку названный земельный участок был снят с кадастрового учета в 2009 году.
Также судом обоснованно учтено, что объект недвижимости с кадастровым номером N располагается на земельных участках с кадастровыми номерами N, N, сведения о видах разрешенного использования которых внесены 12.12.2019 г, при этом из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером N следует, что для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка с кадастровым номером N.
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, в собственности М.Е.С. находится нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 11, 6 кв.м, нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 11, 5 кв.м, расположенные в здании с кадастровым номером N.
Из пояснений представителя административного истца суду первой инстанции также следует, что М.Е.С. является собственником помещения с кадастровым номером N, площадью 152, 6 кв.м. по адресу: "адрес" пом.11, в здании с кадастровым номером N.
Нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1330, 3 кв.м, назначение - нежилое, наименование - аптека 202, по адресу: "адрес", расположено на земельном участке с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования - объекты медицинских учреждений локального назначения.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Разрешенное использование земельного участка, с которым законодатель связывает возможность включения в Перечень объекта недвижимости, по смыслу положений пункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являясь характеристикой правового режима земельного участка, определяется в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", вид разрешенного использования земельного участка " Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)(код 4.2) предусматривает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5-4.8.2, "Бытовое обслуживание" (код 3.3), предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро), "Общественное питание" (код 4.6) предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары), "Рынки" (код 4.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар) с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв.м, и размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка, "магазины" (код 4.4) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков.
Принимая во внимание расположение объекта с кадастровым номером N на двух земельных участках с кадастровыми номерами N (имеющем вид разрешенного использования "Предпринимательство") и N (имеющем вид разрешенного использования - "объекты гаражного назначения"), проанализировав виды разрешенного использования названных земельных участков, а также вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ("объекты медицинских учреждений локального назначения"), на котором расположено здание с кадастровым номером N, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что виды разрешенного использования указанных земельных участков не позволяют однозначно отнести спорные объекты недвижимости с кадастровыми номерами N и N к категории предназначенных для размещения офисных зданий делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, здания с кадастровыми номерами N и N по указанному основанию (исходя из вида разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены) в Перечни на 2020, 2021, 2022 года включению не подлежали.
В связи с указанным, как правильно отмечено судом первой инстанции, для решения вопроса об отнесении спорных объектов недвижимости, размещенных на вышеназванных земельных участках, к объектам, перечисленным в статье 378.2 НК РФ, требуется установление иных предусмотренных для этого законом оснований, с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в документах технического учета, указывающих на размещение в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания площадью не менее 20 процентов общей площади зданий.
В соответствии со сведениями ЕГРН (том 2, л.д.5, 6):
- входящие в состав здания с кадастровым номером N помещения на юридически значимые даты утверждения оспариваемых в рамках настоящего административного дела Перечней имели назначение - "нежилое", наименование - "гараж";
- входящие в состав здания с кадастровым номером N помещения на юридически значимые даты утверждения оспариваемых в рамках настоящего административного дела Перечней имели назначение - "нежилое", наименование - "нежилое помещение", "помещение", "часть 3-этажного здания (аптека, ателье) с подвалом".
Из технического паспорта, составленного по состоянию на 18 марта 2002г. следует, что нежилое строение N 11 по улице Промышленная, корпус 10 состоит из 1 этажа, и включает помещения с назначением: гаражи.
Следовательно, из сведений ЕГРН и документов технического учета (инвентаризации) не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорного здания с кадастровым номером N предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 5 июня 2003 года Чайковским МУП БТИ, нежилое здание (строение) N 22 по ул. Карла Маркса, аптека 202, имеет назначение - "лечебно-санитарное и бытовое", использование - "аптека, ателье, юридические услуги, торговое", включает в себя помещения в подвале со следующим наименованием: помещение, вспомогательное помещение, коридор; на первом этаже: тамбур, лестничная клетка, коридор, помещения, умывальник, туалет, коридор, бухгалтерия, кабинет, торговый зал; на втором этаже: кабинет, кладовка, помещения; швейная мастерская, торговый зал; на третьем этаже: помещения, актовый зал, кладовка; всего площадь помещения по зданию составляет 1330, 3 кв.м.
Филиалом ППК "Роскадастр" по Пермскому краю на запрос суда апелляционной инстанции представлены материалы кадастровых дел помещений, входящих в состав объекта недвижимости с кадастровым номером N, включая техническую документацию.
Из анализа документов технического учета (инвентаризации) как спорного здания с кадастровым номером N, так и входящих в его состав нежилых помещений, представленных следует, что площадь помещений с назначением "торговый зал" составляет 182, 6 кв.м. (93, 7 кв.м. и 88, 9 кв.м.), т.е. менее 20 процентов общей площади спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N (1330, 3 кв.м.), площадь помещений, предназначенных для размещения объектов бытового обслуживания, в техническом паспорте не выделена, а назначение помещения "швейная мастерская" (17, 0 кв.м.) не является безусловно определенным для отнесения к предусматривающим размещение исключительно объекта бытового обслуживания, при этом совокупная площадь помещений с назначением "торговый зал" и "швейная мастерская" также менее 20 процентов общей площади спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N (1330, 3 кв.м.).
Следовательно, из документов технического учета (инвентаризации) также не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорного здания с кадастровым номером N предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
С учетом изложенного является обоснованным вывод суда первой инстанции, что в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости спорные здания с кадастровыми номерами N и N в оспариваемые Перечни включению не подлежали.
Вопреки доводам апелляционной жалобы наименование здания с кадастровым номером N в соответствии со сведениями ЕГРН - "аптека", назначение и использование в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) - "лечебно-санитарное и бытовое" и "аптека, ателье, юридические услуги, торговое", соответственно, а также наименование помещения с кадастровым номером N, входящего в состав здания с кадастровым номером N, в соответствии со сведениями ЕГРН как "часть 3-этажного здания (аптека, ателье) с подвалом", не может быть признано безусловно определенным в целях применения положения ст. 378.2 НК РФ, и не свидетельствует о его предназначении исключительно для размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания, и не позволяет с достаточной очевидностью отнести объект недвижимости к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам) и зданиям, предназначенным для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
Более того, наименование здания федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 НК РФ также не предусмотрены, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, мероприятия по определению вида фактического использования названных спорных объектов недвижимости на момент включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, 2021 год, 2022 год не проводились.
Федеральный законодатель, устанавливая с 01 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как объекта торгового назначения является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения объектов торгового назначения и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади спорного здания.
Кроме того, суд учитывает, что согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу указанных норм определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, т.е. в данном случае до 01.01.2020 г, до 01.01.2021 г, до 01.01.2022 г.
Фактическое использование спорных объектов административным ответчиком в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 378.2 НК РФ на момент включения зданий в оспариваемые Перечни не проверялось; в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N проводилось обследованию с целью определения вида их фактического использования.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов недвижимости в перечень объектов в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком, Правительством Пермского края, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий с кадастровыми номерами N и N условиям, установленным ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для их включения в Перечни, не представлено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействующими пунктов N, N таблицы 1 Приложения к Перечню на 2020 год, пунктов N, N таблицы 1 Приложения к Перечню на 2021 год, пунктов N, N таблицы 1 Приложения к Перечню на 2022 год.
Определяя момент, с которого оспариваемые Перечни должны быть признаны недействующим, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, обоснованно признал соответствующие пункты Перечней недействующими с даты принятия Правительством Пермского края Постановлений от 28 ноября 2019 года N 874-п, от 25 ноября 2020 года N 896-п, от 29 ноября 2021 года N 940-п.
Разрешая заявленные требования о признании недействующим пункта 1578 таблицы 2 приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года, пункта 3518 таблицы 2 приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года, учитывая, что М.Е.С, М.Ю.А. на момент принятия оспариваемых актов являлись правообладателями помещения с кадастровым номером N на праве общей долевой собственности, принимая во внимание характеристики данного помещения в соответствии со сведениями ЕГРН: площадь -1527 кв.м, наименование - встроенное нежилое помещение магазина, назначение - нежилое, а также имеющуюся документы технического учета (инвентаризации) на спорное помещение - технический паспорт, составленный по состоянию на 29 апреля 2007 г, включая имеющуюся в его составе экспликацию к поэтажному плану помещения, в соответствии с которой вся площадь нежилого помещения (1527 кв.м.) отнесена к торговой, при этом поименованы помещения непосредственно с назначением "торговый зал" площадью 27.7 кв.м, 68.7 кв.м, 199, 4 кв.м, 69, 2 кв.м, 292 кв.м, 54, 4 кв.м, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что более 20 процентов общей площади спорного нежилого помещения предусматривает размещение объектов торговли, в силу чего спорное помещение с кадастровым номером N подлежало включению в оспариваемые Перечни в соответствии с документами технического учета (инвентаризации), в связи с чем обоснованно признал не подлежащими удовлетворению требования о признании недействующим со дня принятия пункта N таблицы 2 Перечня на 2021 год и пункта 3518 таблицы 2 Перечня на 2022 год.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 25 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.