Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С.
судей
Батялова В.А, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре
Шаманиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ООО "Фабрика грез" к Министерству архитектуры и пространственного - градостроительного развития Оренбургской области о признании недействующим Распоряжения Министерства архитектуры и пространственного - градостроительного развития Оренбургской области от 08 июня 2021 года N4 - р "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной бул. Пушкинским, земельными участками с кадастровыми номерами N, N, территорией озеленения общего пользования (рекреационные) и земельным участком с кадастровым номером N, площадью 2 га в городе Оренбурге", по апелляционной жалобе ООО "Фабрика грез" на решение Оренбургского областного суда от 24 октября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя административного истца - Лагвилава Р.П, представителя административного ответчика Министерства архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области - Голуб С.В, представителя администрации г.Оренбурга - Фоновой Д.В. заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства архитектуры и пространственного - градостроительного развития Оренбургской области N4 - р от 08 июня 2021 года утверждены проект планировки и проект межевания территории, ограниченной бул. Пушкинским, земельными участками с кадастровыми номерами N, N, территорией озеленения общего пользования (рекреационные) и земельным участком с кадастровым номером N, площадью 2 га в городе Оренбурге.
Нормативный правовой акт 08 июня 2021 года опубликован на официальном сайте опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://pravo.orb.ru.
ООО "Фабрика грез", являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим указанного нормативного правового акта, указав, что им предусмотрена процедура изъятия для муниципальных нужд названных земельных участков, поскольку в границах проектируемой территории выявлено наличие объектов капитального строительства и земельных участков, расположенных под ними, нарушающих благоприятные условия визуального восприятия главной городской набережной, а также объекта культурного наследия федерального значения - здания Оренбургского высшего авиационного училища, в котором в 1955 - 1957 годах учился первый в мире летчик космонавт Гагарин Ю.А. Полагает, что данное обстоятельство в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации не является основанием для изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд. На основании оспариваемого распоряжения администрация г.Оренбурга приняла постановление N1630 - П от 14 сентября 2022 года, которым решилаизъять для муниципальных нужд в целях размещения объекта местного значения территории общего пользования Набережной реки Урал (верхняя часть) в г.Оренбурге принадлежащие ООО "Фабрика грез" земельные с кадастровыми номерами N, N, а также здания кафе с кадастровыми номерами N, N, расположенные по адресу: "адрес". С учетом изложенного полагает, что принятое административным ответчиком распоряжение не соответствует положениям земельного законодательства Российской Федерации и нарушает права ООО "Фабрика грез" на осуществление предпринимательской деятельности.
Решением Оренбургского областного суда от 24 октября 2023 года в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, административный истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком, заинтересованным лицом представлены возражения, в которых они просят решение Оренбургского областного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика и заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы считали необоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене или изменению приятого по делу решения суда первой инстанции.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Оспариваемым нормативным правовым актом утвержден проект планировки территории, ограниченной бул. Пушкинским, земельными участками с кадастровыми номерами N, N, территорией озеленения общего пользования (рекреационные) и земельным участком с кадастровым номером N, площадью 2 га в городе Оренбурге" в составе: 1) схемы чертежа планировки территории с отображением красных линий согласно приложению N1; 2) схемы чертежа планировки территории с отображением границ существующих и планируемых элементов планировочной структуры согласно приложению N2; 3) схемы чертежа планировки территории с отображением границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства согласно приложению N3; 4) положения о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории, о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно - делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры согласно приложению N4; 5) положения об очередности планируемого развития территории согласно приложению N5.
Этим же нормативным правовым актом утвержден проект межевания территории в составе: 1) текстовой части проекта межевания территории согласно приложению N6; 2) схемы чертежа межевания территории с отображением границ существующих и планируемых элементов планировочной структуры согласно приложению N7; 3) схемы чертежа межевания территории с отображением красных линий, линий отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений согласно приложению N8; 4) схемы чертежа межевания территории с отображением границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условных номеров образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагается их резервирование и (или) изъятие для государственных или и муниципальных нужд согласно приложению N9; 5) схемы чертежа межевания территории с отображением границ зон действия публичных сервитутов согласно приложению N10.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, помимо прочих, утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату принятия нормативного правового акта), пункт 2 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Законом Оренбургской области от 24 декабря 2020 года N 2564/720-VI-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления МО г.Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области" к полномочиям органов государственной власти Оренбургской области отнесены полномочия по подготовке и утверждению документации по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, внесение в нее изменений, отмена документации по планировке территории или ее отдельных частей, признание отдельных частей такой документации не подлежащими применению, установление порядка подготовки документации по планировке территории, принятия решения об утверждении такой документации, внесения изменений, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению.
Осуществление реализации указанных полномочий органов местного самоуправления МО г.Оренбург в области градостроительной деятельности, перераспределенных в соответствии с Законом Оренбургской области от 24 декабря 2020 года N2564/720-VI-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления МО г.Оренбург Оренбургской области и органами государственной власти Оренбургской области" Указом Губернатора Оренбургской области от 29 декабря 2020 года N674-ук отнесено к полномочиям Министерства архитектуры и пространственного - градостроительного развития Оренбургской области.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Министерства архитектуры и пространственного - градостроительного развития Оренбургской области N4 - р от 08 июня 2021 года принято в соответствии с требованиями законодательства уполномоченным органом.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на законе.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения, в том числе по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории (статья 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности имеет цель обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения осуществляется территориальное планирование - планирование развития территорий (пункт 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений (статья 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, что территория, в отношении которой утвержден проект межевания и проект планировки, находится в функциональной зоне рекреации Генерального плана МО г. Оренбург, утвержденного решением Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года N674, и в территориальной зоне Р.1 - Зона озелененных территорий общего пользования, установленной Правилами землепользования и застройки МО г.Оренбург, утвержденных Приказом Министерства архитектуры и пространственно - градостроительного развития Оренбургской области N36/70 от 10 августа 2021 года, что подтверждается представленными в дело административным ответчиком выкопировками из названных документов.
Суд первой инстанции верно пришел к выводу, что проекты планировки и межевания территории не противоречат Генеральному плану, Правилам землепользования и застройки МО г. Оренбург и приняты на их основе.
Также суд, анализируя содержание оспариваемого нормативного правового акта и утвержденных им документов территориального планирования, обоснованно пришел к выводу, что проекты планировки и межевания территории отвечают требованиям, предъявляемым к содержанию документов территориального планирования, указанным в статьях 41, 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Оренбургского городского Совета от 26 июня 2020 года N936 внесены изменения в решение Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 года N674 "Об утверждении Генерального плана г.Оренбурга", а именно, в Перечень существующих парков, садов, скверов, бульваров, расположенных на территории г.Оренбурга, внесена "Сиреневая Аллея", расположенная на бульваре Пушкинском.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 16 мая 2023 N450-пп к предмету охраны исторического поселения регионального значения город Оренбург отнесена Набережная реки Урал; Пушкинский бульвар протяженностью 160 метров отнесен к исторической аллейной посадке, в предмет его охраны включены площадь, протяженность, ширина, функциональное назначение, процент озеленения бульвара.
Постановлением администрации г. Оренбурга от 29 июня 2023 года N1126-п определены границы территории туристского центра г.Оренбурга, в которую включен Пушкинский бульвар.
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу, что на обозначенной в оспариваемом распоряжении территории, в отношении которой утверждены проекты планировки и межевания, находятся объекты местного значения "Сиреневая аллея" и Пушкинский бульвар, которые имеют высокое историческое и рекреационное значение для МО г.Оренбург.
При таких обстоятельствах в силу положений пунктов 2 и 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации в оспариваемом распоряжении могло иметься указание на изъятие земельных участков для муниципальных нужд.
Как установлено судом, на ул. Набережная (Пушкинский бульвар) расположены принадлежащие ООО "Фабрика грез" земельные участки с кадастровыми номерами N и N; на последнем расположено двухэтажное здание кафе N27/2.
Указанные объекты недвижимости административный истец использует в предпринимательской деятельности, имея основной зарегистрированный вид деятельности, - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
Принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества препятствуют целям обеспечения устойчивого развития территорий местного значения "Сиреневая аллея" и Пушкинский бульвар, в связи с чем, административным ответчиком в оспариваемом распоряжении правомерно указано на проведение процедуры изъятия для муниципальных нужд указанных земельных участков в соответствии с разработанным и утвержденным проектом межевания, на формирование единого земельного участка под территорию общего пользования в границах, определенных данным проектом и его оформление в муниципальную собственность для обеспечения развития данной территории.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно пришел к выводу, что нарушений прав административного истца не усматривается, поскольку установленная земельным законодательством процедура изъятия земельных участков предполагает равноценное возмещение правообладателю их стоимости. А также нарушений процедуры подготовки проекта планировки и межевания территории, порядка проведения публичных слушаний судом не установлено.
Приведенные доводы в апелляционной жалобе повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, суд дал надлежащую правовую оценку, аргументированно изложив в обжалуемом акте.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания недействующим распоряжения Министерства архитектуры и пространственного - градостроительного развития Оренбургской области N4 - р от 08 июня 2021 года.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 24 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Фабрика грез" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 6 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.