Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Калугина Д.М, при секретаре Николаенкове Д.А, с участием прокурора управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании с применением видео-конференц связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими нормативные правовые акты в части, с момента принятия, по апелляционной жалобе представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Кашаповой Р.Р. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorb.ru, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Данные документы опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ до начала наступления налогового периода.
Пунктом 990 Перечня к приказу N от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 2690 Перечня к приказу N от ДД.ММ.ГГГГ, 1375 Перечня к приказу N от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 2677 Перечня к приказу N от ДД.ММ.ГГГГ включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", корпус 1.
Административный истец - ФИО1, являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", корпус 1, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 990 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ; пункта 2690 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ; пункта 1375 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ; пункта 2677 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2023 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указала, что спорное здание не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 годы нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО1 было удовлетворено.
Не согласившись с решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратилось с апелляционной жалобой на вышеуказанное решение.
В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ указало, что согласно актам фактического использования нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", корпус 1 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ комиссией установлено, что в здании расположены торговые объекты: мебельный центр "Шатура" и салон мебели "Bison", в результате чего, комиссией сделан вывод о соответствии объекта недвижимости требованиями статьи 378.2 НК РФ.
Судом необоснованно не оценены в качестве доказательств по делу фотографии, приложенные к актам обследования, которые подтверждают, что здание используется в качестве объекта торговли, то есть в целях применения статьи 378.2 НК РФ. Акты фактического использования спорного объекта недвижимости, вопреки доводам суда, составлены в соответствии с Порядком определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан. Кроме того, информация из открытых источников - информационно телекоммуникационной сети "Интернет" так же свидетельствует о том, что в здании расположены вышеуказанные торговые объекты, что свидетельствует о правомерном включении его в оспариваемые пункты Перечней. Административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных требований истца.
На апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Прокуратурой Республики Башкортостан поданы возражения, о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного решения.
Представителем административного истца - ФИО1 - Зиннуровым Р.И. так же представлены возражения на апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, о необоснованности доводов жалобы и законности принятого судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца - ФИО1 - Зиннуров Р.И, участвующий с применением видео-конференц связи, доводы возражений поддержал, просил решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - отклонить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, полагавшей оставлению без изменения решения Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, доводы представителя административного истца - ФИО1 - Зиннурова Р.И, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с ДД.ММ.ГГГГ введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования. По данному основанию нормативные правовые акты не оспариваются.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций".
Из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорное здание ни одному из перечисленных выше критериев не соответствуют.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", корпус 1, общей площадью 1223 кв.м, которое включено в пункт 990 Перечня на 2020 год, пункт 2690 Перечня на 2021 год, пункт 1375 Перечня на 2022 год, пункт 2677 Перечня на 2023 год.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее- ЕГРН) о переходе прав на объект недвижимости филиала ППК "Роскадастр" по "адрес" здание с кадастровым номером "адрес" на праве собственности принадлежит ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ (выписка N N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 116).
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости об объекте недвижимости у объекта недвижимости нежилого здания с кадастровым номером N назначение: нежилое, наименование: здание, установлена связь с земельными участками с кадастровыми номерами Nт. 1 л.д. 116-131).
Земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "земельные участки других промышленных предприятий", земельный участок с кадастровым номером N вид разрешенного использования "земельные участки объектов коммунального хозяйства" (выписка из ЕГРН N КУВИ N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 119, выписка из ЕГРН N "адрес" ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 127).
Из материалов дела следует, что на юридически значимые даты на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (на даты утверждения оспариваемых в части Перечней на 2020, 2021, 2022, 2023 годы) объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N располагалось на земельных участках с кадастровыми номерами N, имеющими вид разрешенного использования - "земельные участки других промышленных предприятий" и "земельные участки объектов коммунального хозяйства", соответственно.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные виды разрешенного использования земельных участков не свидетельствует о законности включения здания с кадастровым номером N в Перечни на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда соглашается, поскольку указанные виды разрешенного использования земельного участка не являются безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предполагают размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно сообщению Сибайского участка Баймакского филиала Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "ГКО и ТИ" N от ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт на объект с кадастровым N, расположенный по адресу: "адрес", в архиве отсутствует, предприятием не изготавливался (т. 1 л.д. 146).
Таким образом, наименование самого здания, его назначение, по данным ЕГРН, а также отсутствие сведений о фактическом использовании здания с кадастровым номером N, ввиду отсутствия технических паспортов на него, не свидетельствуют о размещении в нем объектов, занимающих более 20% площади, отвечающих признакам статьи 378.2 НК РФ, так как правовое значение для признания здания отвечающих признакам, указанным в данной норме права, является назначение, разрешенное использование или наименование помещений в таком здании.
Таким образом, вывод суда о невозможности включения здания с кадастровым номером N в Перечни на 2020-2023 годы по наименованию, назначению, которые содержатся в технической документации и сведениях ЕГРН, в качестве самостоятельного основания для включения в Перечни, является верным.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) назначение здания с кадастровым номером N "нежилое", наименование: "здание" (л.д. 26-29).
Наименование здания "здание", назначение "нежилое", площадь объекта недвижимости федеральным налоговым законодательством для определения объектов в целях применения статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации не предусмотрены, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании, назначении, разрешенном использовании помещений в составе спорного здания, так и его частей, в материалах административного дела не имеется.
Следовательно, спорное здание с кадастровым номером N в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 годы включению не подлежало.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Разрешая административный иск ФИО1 суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что относимых и допустимых доказательств, подтверждающих вид фактического использования здания с кадастровым номером N по состоянию на даты его включения в Перечни на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы административным ответчиком не представлено, а представленные акты фактического использования здания с кадастровым номером N не соответствуют Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения".
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, считает его верным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела, которые подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, доводы апелляционной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются.
Административный ответчик в обосновании своих доводов ссылался на акты обследования здания с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым 100% площади объекта используется для размещения объектов торговли, - под размещение мебельного центра "Шатура", а в соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ - под размещение салона мебели "Bison". Суд первой инстанции правомерно критически отнесся к указанным доказательствам на основании следующего.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время действует Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения". Вышеуказанным Порядком определения вида фактического использования зданий определены условия включения зданий (строений, сооружений) в Перечень.
Согласно п. 2.1, 2.2 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляет акт с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости.
В соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, комиссией на основании документов технического учета (инвентаризации) и (или) сведений о таком учете (инвентаризации), сведений из ЕГРН и (или) результатов фактических обследований подлежат определению: а) общая площадь здания (строения, сооружения) б) общая сумма полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов) в) площадь помещений общего пользования (п. 21.1, 2.2 Методики).
В то же время в представленных актах обследования здания с кадастровым номером N содержится лишь общее указание на использование нежилых помещений здания в целях размещения в нем мебельного центра "Шатура". В Актах не приведены выявленные в ходе обследования достаточные признаки, свидетельствующие о размещении торговых помещений в здании. Приложенные к Актам фотографии не имеют привязки ни к адресу обследуемого объекта, ни к конкретным помещениям объекта недвижимости, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Отсутствие описания и привязки представленных фотоматериалов к конкретным помещениям, отсутствие замеров площадей соответствующих площадей, не позволяют установить (проверить) процентное соотношение площадей здания с кадастровым номером N, используемых под соответствующие цели. Кроме того, представленные акты обследования здания с кадастровым номером N, составленные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, составлены без доступа комиссии в здание, следовательно, не могут подтверждать обоснованность включения спорного здания в Перечни на 2020, 2021, 2022, 2023 годы.
В материалах дела имеется акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91-101) из которого следует, что предметом обследования являлось здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес". По утверждению административного ответчика указанный акт подтверждает факт использования всей площади здания для размещения объектов торговли, под салон мебели "Bison". Акт составлен с доступом комиссии в здание.
Однако, акт обследования, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, так же не содержит сведений о площади, используемой для осуществления определённого вида деятельности (например, площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования. Кроме того, фотографии, приложенные к указанному акту обследования не имеют привязки ни к адресу обследуемого объекта, ни к конкретным помещениям объекта недвижимости, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что не позволяет установить (проверить) процентное соотношение площадей здания с кадастровым номером N, используемых под соответствующие цели. Указанный акт обследования так же не может свидетельствовать об использовании спорного здания в целях применения ст. 378.2 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о соответствии приведенных в материалах дела актов обследования спорного здания Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", судебной коллегией отклоняются.
Иных сведений о том, что проводились мероприятия по обследованию здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес", с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечни на 2020- 2023 годы, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлено.
В соответствии с ответом Управления федеральной налоговой службы по "адрес" N" от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: "адрес", в информационном ресурсе ФНС России по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сведения о контрольно-кассовой технике отсутствуют (л.д. 147).
Таким образом, исходя из критерия фактического использования здание с кадастровым номером 02 N в Перечни на 2020, 2021, 2022 и 2023 годы включено также быть не могло.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названных объектов в Перечни на 2020 - 2023 годы, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Определяя момент с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечней на 2020, 2021, 2022 и 2023 год недействующим со дня принятия.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах вынесенное по делу судебное решение, следует признать законным и обоснованным, вопреки доводам апелляционной жалобы, отмене оно не подлежит.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено - ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.