Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Красновой Е.Г. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан недействующими с момента принятия пункт 575 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907, с момента принятия по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 октября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя административного истца "данные изъяты" заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
15 декабря 2020 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издало приказ N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 1907 от 15 декабря 2020 года, Перечень).
Приказ N 1907 опубликован на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorb.ru.
В пункт 575 Перечня к приказу N 1907 от 15 декабря 2020 года в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2021 год, включено нежилое здание с кадастровым номером "Номер" расположенное по адресу: "Адрес"
Краснова Е.Г. являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером "Номер", расположенного в нежилом здании с кадастровым номером "Номер" по адресу: "Адрес" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 575 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907, полагая, что спорное здание не соответствует требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", а также статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый пункт Перечня к приказу N 1907 от 15 декабря 2020 года нарушают права административного истца как собственника здания и налогоплательщика.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 октября 2023 года признан недействующим с момента принятия пункт 575 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 октября 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Считают, что объект недвижимости правомерно был включен в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, и административный истец предоставили возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагали, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Представитель административного истца Камалтдинов Э.Ф. доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также возложена обязанность на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2).
Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункты 1, 2).
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорное здание ни одному из перечисленных выше критериев не соответствует.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Краснова Е.Г. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером "Номер", расположенного в нежилом здании с кадастровым номером "Номер" по адресу: "Адрес"
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 15 декабря 2020 года у здания с кадастровым номером "Номер" установлены следующие характеристики: назначение -нежилое; наименование -нежилое здание, площадь 6174, 6 кв.м.
По состоянию на 15 декабря 2020 года здание с кадастровым номером "Номер" имеет установленную связь с земельным участком с кадастровым номером "Номер" с видом разрешенного использования- "банковская и страховая деятельность, образование и просвещение, деловое управление, общественное питание".
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и не является безусловно определенным в целях отнесения находящегося на таком земельном участке здания к объектам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по критерию вида разрешенного использования земельного участка.
Как видно из юридической конструкции вида разрешенного использования земельного участка "банковская и страховая деятельность, образование и просвещение, деловое управление, общественное питание" допускается использование на земельном участке объектов недвижимости для эксплуатации одновременно как в качестве здания для осуществления банковской и страховой деятельности, так и зданий предназначенных для организации образовательного процесса, делового управления, общественного питания.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "Номер", имеет смешанный характер и не позволяет однозначно отнести расположенные на этом земельном участке объектов капитального строительства к административно-деловому центру, либо зданию, имеющему коммерческое назначение, либо предназначенное для оказания бытовых услуг.
Следовательно, спорное нежилое здание по указанному основанию в оспариваемый Перечень включено быть не могло.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03 августа 2023 года в здании с кадастровым номером "Номер" включены помещения, машино-места, с кадастровыми номерами "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер" "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер".
Согласно сообщению филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 14 августа 2023 года N 23-Исх/10548 по состоянию 15 декабря 2020 года установлены следующие характеристики:
объект недвижимости с кадастровым номером "Номер"назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения
отсутствуют, наименование помещение, площадь 557, 2 кв.м, снят с учета
23 августа 2013 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 30, 6 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования - сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь - 8, 2 кв.м, снят с учет 27 марта 2023 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования - сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 57, 1 кв.м, снят с учета 27 марта 2023 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером - "Номер"назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения
отсутствуют, наименование помещение, площадь 37, 3 кв.м, снят с учета
27 марта 2023 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 3 597, 6 кв.м, снят с учета
26 августа 2013 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 89, 2 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 3 700, 2 кв.м, снят с учета 14 декабря 2011 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером - "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 183, 8 кв.м, снят с учета 15 октября 2015 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 87, 9 кв.м, снят с учета 15 октября 2015 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 252, 4 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 52 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером - "Номер", назначение - нежилое, вид разрешенного использования - сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 90, 5 кв.м, снят с учета 27 марта 2023 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером - "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 53, 9 кв.м, снят с учета 27 марта 2023 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером - "Номер", назначение нежилое; вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 27 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером - "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения
отсутствуют, наименование помещение, площадь 29 кв.м, снят с учета
15 октября 2015 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 130 кв.м. снят с учета 27.03.2023.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 286, 1 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер". назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование сведения отсутствуют, площадь 941 кв.м, снят с учета 26 августа 2013 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер". назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 644, 1 кв.м, снят с учета 21 сентября 2016 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 760, 4 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 429, 1 кв.м, снят с учета 06 июля 2016 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 37, 4 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 653, 1 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 89, 1 кв.м, снят с учета 03 февраля 2016 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 184, 2 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 267, 7 кв.м..
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 1072, 8 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 271, 1 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения, отсутствуют, наименование помещение, площадь 265 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 257, 2 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 46, 6 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 42, 5 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 119, 5 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 196, 9 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 175, 8 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 114, 3 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 42, 5 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 59, 6 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 36, 9 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер", назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь319, 2 кв.м.
Объект недвижимости с кадастровым номером "Номер" назначение нежилое, вид разрешенного использования сведения отсутствуют, наименование помещение, площадь 299, 6 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленным "данные изъяты" на отдельно стоящее нежилое здание по состоянию на 11 ноября 2004 года, расположенное по адресу: "Адрес" указанное здание имеет площадь 6174, 6 кв.м, имеет наименование "основное строение", фактическое использование "учебное заведение".
В соответствии с экспликацией к техническому плану, указанное 4-х этажное здание с цокольным этажом имеет помещения со следующим назначением:
- цокольный этаж: основное, отдел расписания, центральный вход, холл, преподавательская, библиотека, читальный зал, лестничная клетка, коридор, гардероб, хоз. блок, кладовая, вен. камера;
- помещения 1 этажа: тамбур, лифт, лестничная клетка, подсобное, 4 склад, площадка, сварочный цех, столярный цех;
- помещения 2 этажа: тамбур, лестничная клетка, сан. узел, овощной цех, обеденный зал, компьютерный класс, коридор, аудитория, электрощитовая, каб. зам. директора, комната завхоза, серверная;
- помещения 3 этажа: лестничная клетка, сан. узел, хоз. блок, аудитория, коридор;
- помещения 4 этажа: аудитория, хоз. блок, коридор, архив.
В материалах дела имеются также технические паспорта на помещения, находящиеся в спорном здании.
Согласно техническому паспорту, составленному "данные изъяты" и экспликации к нему на нежилые помещения цокольного этажа 4-этажного отдельно стоящего нежилого здания по состоянию на 15 января 2011 года, расположенное по адресу: "Адрес", имеет площадь 57, 1 кв.м, фактическое использование- образовательное, его помещения: библиотека.
Согласно техническому паспорту, составленному "данные изъяты" и экспликации к нему, на нежилые помещения цокольного этажа 4-этажного нежилого здания по состоянию на 15 января 2011 года, расположенное по адресу: "Адрес", имеет площадь 130 кв.м, фактическое использование- образовательное, его помещения: центральный вход, кабинет, коридор.
Согласно техническому паспорту, составленному "данные изъяты" и экспликации к нему, на нежилые помещения цокольного этажа 4-этажного отдельно стоящего нежилого здания по состоянию на 15 января 2011 года, расположенное по адресу: "Адрес" имеет площадь 8, 2 кв.м, фактическое использование - вспомогательное, его помещения: центральный вход.
Согласно техническому паспорту, составленному "данные изъяты" и экспликации к нему, на нежилое помещения цокольного этажа 4-этажного нежилого здания по состоянию на 15 января 2011 года, расположенное по адресу: "Адрес", имеет площадь 53, 9 кв.м, фактическое использование- вспомогательное, его помещения: гардероб.
Согласно техническому паспорту, составленному "данные изъяты" и экспликации к нему, на нежилые помещения цокольного этажа 4-этажного отдельно стоящего нежилого здания по состоянию на 15 января 2011 года, расположенное по адресу: "Адрес" имеет площадь 37, 3 кв.м, фактическое использование- образовательное, его помещения: отдел расписания, кабинеты.
Согласно техническому паспорту составленному "данные изъяты" и экспликации к нему, на нежилые помещения цокольного этажа 4-этажного нежилого здания по состоянию на 15 января 2011 года, расположенное по адресу: "Адрес" имеет площадь 90, 5 кв.м, фактическое использование - образовательное, его помещения: центральный вход, комната охраны, аудитория, комната охраны.
Является верным суждение суда первой инстанции о том, что назначение помещения "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
В данном случае из имеющихся в технических документациях сведений следует, что помещений, подпадающих под критерии ст. 378.2 НК РФ не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости спорный объект недвижимости в оспариваемый Перечень включению также не подлежит.
Относительно представленного в материалы дела акта обследования фактического использования здания (строения, сооружения) или нежилого помещения от 22 октября 2020 года судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, согласно которым представленный акт обследования не соответствует требованиям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 и Методики определения вида фактического использования зданий, являющейся приложением к Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на основании следующего.
Согласно акту в здании с кадастровым номером "Номер" расположены объекты административной деятельности и общественного питания: компания "данные изъяты"", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", инвестиционная компания "данные изъяты"", "данные изъяты"", компания "данные изъяты" детский центр "данные изъяты" центр сертификации "данные изъяты" "данные изъяты"", судебное агентство "данные изъяты"", образовательный центр "данные изъяты", Ипотечный центр недвижимости, книжная лавка, компания "данные изъяты"", компания "данные изъяты"", компания "данные изъяты" компания "данные изъяты" компания "данные изъяты" компания "данные изъяты" адвокат "данные изъяты" компания "данные изъяты" школа английского языка "данные изъяты"", компания " "данные изъяты"", компания "данные изъяты"", "данные изъяты" ресторан "данные изъяты" Определить процентное соотношение по видам деятельности не представляется возможным, поскольку отсутствует техническая документация. Вместе с тем, по результатам проведенного обследования, комиссией установлено, что объект соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Таким образом, содержание вышеуказанного акта не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для целей предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Акт не содержит номеров помещений для подсчета площади, не содержится сведений о размере площади помещений, а также иная информация, подтверждающая размещение в спорном здании объектов используемых в установленных названной статьей целях.
В представленном акте содержится лишь общее указание на использование нежилых помещений в целях предусмотренных статьей 378.2 НК РФ. В Актах не приведены выявленные в ходе обследования достаточные признаки, свидетельствующие о размещении соответствующих помещений в здании в соответствии с критериями статьи 378.2 НК РФ. Приложенные к Акту фотографии не имеют привязки ни к адресу обследуемого объекта, ни к конкретным помещениям объекта недвижимости, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Отсутствие описания и привязки представленных фотоматериалов к конкретным помещениям, отсутствие замеров площадей соответствующих площадей, не позволяют установить (проверить) процентное соотношение площадей спорного здания, используемых под соответствующие цели.
На основании изложенного, акт обследования фактического использования здания (строения, сооружения) или нежилого помещения на 22 октября 2020 года не может подтверждать наличие законных оснований для включения спорного объекта в оспариваемый Перечень, поскольку не соответствуют требованиям порядка.
Судом первой инстанции было установлено, что 1 февраля 2016 года между "данные изъяты" и "данные изъяты"" заключен договор аренды нежилых помещений, по адресу: "Адрес" общей площадью 377 кв.м. для размещения ресторана, срок аренды до 1 февраля 2023 года.
25 января 2016 года между "данные изъяты" и "данные изъяты" договор аренды нежилых помещений, по адресу: "Адрес", площадью 242, 7 кв.м. для размещения и эксплуатации организации и функционирования заведения общественного питания, а также для административных, складских, технических и иных целей, связанных с такой деятельностью, срок аренды до 1 февраля 2023 года.
Анализируя представленные доказательства, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что площадь помещений, подпадающая под требования ст. 378.2 НК РФ составляет 619, 7 кв.м, что образует менее 20% об общей площади здания 6174, 6 кв.м.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным в статье 378.2 НК РФ. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьей 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности административного искового заявления.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы в своей совокупности основаны на переоценке представленных в материалы дела доказательств и выводов суда, при этом не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.