Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Калугина Д.М, при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "Октябрь" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - ФИО6 на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Данные документы опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ и Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления соответствующего налогового периода.
Пунктом 8847 Перечня на 2017 год, пунктом 2859 Перечня на 2018 год, пунктом 4455 Перечня на 2019 год, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", бульвар Космонавтов, "адрес".
ООО "Кинотеатр "Октябрь", собственник вышеуказанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативных правовых актов в части включения в Перечни на 2017-2019 годы здания с кадастровым номером N. В обоснование требований указано, что здание и земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечни нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО "Кинотетра Октябрь" удовлетворены.
С решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, административный ответчик), предъявив апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований административного истца.
В обоснование доводов жалобы Министерство указало, что здание включено в оспариваемые пункты Перечней обоснованно, поскольку на первом этаже на площади 293, 3 кв.м. расположен ресторан "Талер", согласно данным информационного сайта "Яндекс Карты" в спорные периоды 2017-2019 гг. в здании располагались объекты общественного питания, в результате чего включение вышеуказанного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на 2017-2019 годы соответствовало требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан N-з от ДД.ММ.ГГГГ "О налоге на имущество организаций", пункту 3 статьи 378.2 НК РФ.
На апелляционную жалобу Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Прокуратурой Республики Башкортостан поданы возражения, о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности судебного решения.
Представителем административного истца - ООО "Кинотеатр "ОКТЯБРЬ" - ФИО9 так же представлены возражения на апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, о необоснованности доводов жалобы и законности принятого судебного решения.
В судебное заседание представитель административного истца - не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в апелляционной жалобе заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлева Ю.Д. в заключении полагала необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с ДД.ММ.ГГГГ введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования. По данному основанию нормативные правовые акты не оспариваются.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций".
Из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Как следует из материалов дела ООО "Кинотеатр "Октябрь" является собственником здания с кадастровым номером N, площадь 2204, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", бульвар Космонавтов, "адрес", которое включено в пункт 8847 Перечня на 2017 год, в пункт 2859 Перечня на 2018 год, в пункт 4455 Перечня по 2019 год.
Согласно сведениям, содержащимся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение: "нежилое", наименование: "здание кинокомплекса "Октябрь" и расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для обслуживания здания кинотеатра "Октябрь" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) N N от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из ЕГРН N N от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 27-33).
Земельный участок с кадастровым номером N, находится в государственной собственности, которым административный истец ООО "Кинотеатр "Октябрь" пользуется по договору аренды Nот ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-33).
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-Исх/12698 следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости с кадастровым номером N имеет следующие характеристики: вид разрешенного использования "для обслуживания здания кинотеатра "Октябрь" (л.д. 81).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правильному выводу, что здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования которого "для обслуживания здания кинотеатра "Октябрь" не предполагает размещение на земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Между тем, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П и определении от ДД.ММ.ГГГГ N-О, поскольку основанием для включения нежилого здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, послужило не только расположение его на земельном участке с соответствующим видом разрешенного использования, но и иные основания, в том числе предназначение данного объекта для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или фактическое использование для указанных целей (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ), то при рассмотрении настоящего дела подлежит установлению для каких целей предназначено спорное здание.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно техническому паспорту, составленному Салаватским городским филиалом ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на здание кинокомплекса "Октябрь", расположенное по адресу: "адрес", Бульвар Космонавтов, "адрес", площадью 2205, 2 кв.м. (было 2204, 9 кв.м - в примечании указано, что изменение общей площади здания произошло в результате внутренней перепланировки), инвентарный N (совпадает с номером указанным в N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 27), наименование - "здание кинокомплекса "Октябрь", фактическое использование - "по назначению" (л.д. 34-50).
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану строения помещения в здании имеют следующее назначение:
Литер А
1 этаж: тамбур, фойе, касса (8, 9 кв.м.), гардеробная, служебное помещение, зал, подсобное помещение, моечная, овощной цех, лестничная клетка, кухня, разгрузочная, вент.камера, комната отдыха, душевая, туалет, VIP зал, умывальная, бильярдный зал, малый зал, курительная, коридор, эвакуационный выход;
2 этаж: лестничная клетка, фойе, коридор, аппаратная, зрительный зал, коридор;
3 этаж: лестничная клетка, кабинет, подсобное помещение, умывальная, туалет, коридор, вент.камера, приемная, площадка, зрительный зал;
Подвал: лестничная клетка, насосная, подсобное помещение, электрощитовая, элеваторная, коридор.
Поименованные в экспликации технического паспорта помещения не могут свидетельствовать о размещении в здании объектов, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания более 20 % от общей площади, что соответствовало бы требованиями статьи 378.2 НК РФ. При этом термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", помещения с назначением "кабинет" не могут быть учтены в качестве офисных помещений.
Анализируя представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что здание с кадастровым номером N не отвечает критериям, установленным статьи 378.2 НК РФ, в том числе, и потому, что согласно сведений, содержащихся ЕГРН, наименование здания как "здание кинокомплекса "Октябрь"", также не свидетельствует о том, что спорное здание соответствует критериям статьи 378.2 НК РФ, так как такое наименование здания не свидетельствует о том, что данное здание относится к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и также не может быть признано безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании, назначении, разрешенном использовании помещений в составе спорного здания, так и их частей, в материалах административного дела не имеется.
Следовательно, спорное здание с кадастровым номером N в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечни на 2017, 2018, 2019 годы включению не подлежало.
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что земельный участок, не является безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с ДД.ММ.ГГГГ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию как административно-делового центра, помещения в котором фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или торговым центром (комплексом), помещения в котором используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого здания до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий, при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение здания в Перечни на 2017, 2018 и 2019 годы по его фактическому использованию для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания является правомерным при условии, если проводилось обследование до издания нормативного правового акта, в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Порядок), и содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какое именно из находящихся в здании помещений используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Пунктом 2.1 данного Порядка предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возникли обстоятельства, препятствующие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, и имеется информация, свидетельствующая об использовании данного объекта для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, за исключением случаев, указанных в пункте 2.13 Порядка (пункт 2.5 Порядка).
Между тем, административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечни на 2017, 2018, 2019 года.
Из материалов дела следует, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером с кадастровым номером N, были заключены договоры аренды.
В соответствии с договором аренды N от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "ОКТЯБРЬ" (арендодатель) предоставил во временное пользование (аренду) обществу с ограниченной ответственностью "Арзан" (арендатору) объекты аренды в соответствии с их номерами, указанными в техническом паспорте, выполненным Салаватским городским филиалом ГУП "БТИ РБ":
- зал N общей площадью 150, 1 кв.м.;
- подсобное помещение N общей площадью 10, 5 кв.м.;
- моечная N общей площадью 10, 7 кв.м.;
- овощной цех N общей площадью 14, 9 кв.м.;
- лестничная клетка N общей площадью 12, 2 кв.м.;
- кухня N общей площадью 30, 6 кв.м.;
- разгрузочная N общей площадью 9, 3 кв.м.;
- тамбур N общей площадью 2, 6 кв.м.;
- вент.камера N общей площадью 6, 8 кв.м.;
- комната отдыха N общей площадью 10, 1 кв.м.;
- душевая N общей площадью 1, 1 кв.м.;
- туалет N общей площадью 1, 6 кв.м, расположенные на первом этаже здания кинокомплекса, находящегося по адресу: "адрес", бульвар Космонавтов, "адрес", предназначенное для размещения ресторана. "адрес" арендуемого объекта - 260, 5 кв.м.
Пунктом 2.1 срок аренды по настоящему договору установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-71). Впоследствии, дополнительным соглашением к договору аренды N от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79, 80).
Договором аренды N от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью "Кинотеатр "ОКТЯБРЬ" (арендодатель) предоставил во временное пользование (аренду) обществу с ограниченной ответственностью "Арзан" (арендатору) помещение в здании кинокомплекса по адресу: "адрес", б "адрес", расположенное на втором этаже, площадью 293, 3 кв.м.
В соответствии с п. 1.2. объект недвижимости передается в аренду для использования в целях организации и размещения в нем кинобара и администрации Арендатора. Согласно п. 2.1. договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ срок аренды определен на 11 месяцев и действует по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-75).
Из представленных в материалах дела договоров аренды следует, что в период утверждения оспариваемых Перечней на 2017-2019 годы, помещения в спорном здании с кадастровым номером N использовались в целях предоставления услуг общественного питания (ресторан). При этом, площадь помещений для размещения ресторана составила - 260, 5 кв., - 11, 81% от общей площади 2204, 9 кв.м.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, что в расчет 20 % процентов от общей площади спорного здания, используемой в качестве торговой, для оказания бытовых услуг, а также размещения офисных помещений следует включить площадь равную 293, 3 кв. м, переданную в аренду ООО "Арзан" по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, так как из предмета данного договора не следует, что все сданные в аренду помещения используются для эксплуатации кинобара, кроме этого, из текста договора не следует, что кинобар является объектом торговли, а иных доказательств, таких как акт фактического использования спорного здания административным ответчиком не составлялся. Следовательно, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ правомерно не принят судом первой инстанции в качестве доказательства фактического использования спорного здания.
Таким образом, согласно представленным в материалы административного дела договорам аренды и дополнительных соглашений к ним за 2017-2019 годы, площадь сдаваемых в аренду помещений в спорном здании для размещения объектов общественного питания не превышала 20 % процентов от общей его площади ни в один из оспариваемых периодов.
Суд первой инстанции, проанализировав содержание вышеуказанных договоров аренды, пришел к верному выводу о том, площадь переданных в аренду помещений для использования в качестве объектов общественного питания не превышает 20 процентов от общей площади спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается, представленные в материалах дела документы не подтверждают фактическое использование спорного здания в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ. Таким образом, исходя из критерия фактического использования здание с кадастровым номером N в Перечни на 2017, 2018, 2019 годы включено также быть не могло.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения названного объекта в Перечни на 2017, 2018, 2019 годы, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемый пункт Перечней на 2017, 2018, 2019 годы недействующими со дня принятия.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Ссылка в апелляционной жалобе на общедоступные сведения из телекоммуникационной сети "Интернет", при отсутствии достоверных сведений и расчета соотношения площадей помещений, занимаемых организациями указанными в данных источниках с целью размещения объектов, подпадающих под признаки статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (для оценки выполнения 20-процентного критерия), а также при отсутствии достоверной информации о наличии организаций в спорном здании на начало налогового периода, не может свидетельствовать о том, что спорные объекты недвижимости могут быть отнесены к объектам налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость в 2017, 2018, 2019 годах.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах вынесенное по делу судебное решение, следует признать законным и обоснованным, вопреки доводам апелляционной жалобы, отмене оно не подлежит.
Полагая, что нежилое здание с кадастровым номером 02:59:070302:418, не соответствуют критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, и в статье 2.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О налоге на имущество организаций", административный истец ООО "Кинотеатр "Октябрь" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 8847 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N; пункта 2859 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утверждённого приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N; пункта 4455 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N, оплатив государственную пошлину в размере 13500 рублей (платежное поручение N от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 8).
Поскольку административное исковое заявление ООО "Кинотеатр "Октябрь" было удовлетворено, в пользу административного истца обоснованно взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в вышеназванном размере.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.