г. Нижний Новгород 6 февраля 2024 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Рогачёвой Ю.А, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя глава КФХ Белова А.С. об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости земельных участков, по частной жалобе индивидуального предпринимателя глава КФХ Белова А.С. на определение Оренбургского областного суда от 22 ноября 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
ИП глава КФХ Белов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 22 ноября 2023 года в принятии административного искового заявления ИП глава КФХ Белов А.С. отказано.
В частной жалобе административный истец просит указанное определение отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование доводов жалобы указывает, что кадастровая стоимость оспариваемых объектов недвижимости является архивной, что исключает возможность ее оспаривания в рамках статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Изучив материалы дела, проверив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено данным Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Из материалов дела следует, что ИП глава КФХ Белов А.С. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2019 года земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 25 октября 2022 года N1123-пп, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" N.
17 ноября 2023 года ИП глава КФХ Белов А.С. обратился в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определённой в отчетах об оценке по состоянию на 1 января 2019 года соответственно.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья исходил из того, что с 1 января 2023 года на территории Оренбургской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в соответствии с которыми предусмотрен внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ "Центр государственной и кадастровой оценки Оренбургской области".
Поскольку доказательств обращения в ГБУ "Центр государственной и кадастровой оценки Оренбургской области" с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, результатом рассмотрения которого явилось бы принятие решений бюджетного учреждения о пересмотре или об отказе в пересмотре кадастровой стоимости административном истцом не представлено и требований об оспаривании таких решений им не заявлено, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, для отказа в принятии административного искового заявления.
Данные выводы суда являются верными.
Так, статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2026 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2022 года N 1514-пп датой перехода к применению на территории Оренбургской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 1 января 2023 года.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с 1 января 2023 года на территории Оренбургской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ "Центр государственной и кадастровой оценки Оренбургской области", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Вместе с тем, относительно доводов частной жалобы истца о том, что им оспаривается кадастровая стоимость объектов, которая в настоящее время стала архивной, а потому не может быть пересмотрена по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
Действительно, оспариваемая ИП глава КФХ Беловым А.С. кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2019 года является архивной, поскольку постановлением Правительства Оренбургской области N 1123-пп от 25 октября 2022 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ по состоянию на 1 января 2022 года, данный приказ вступил в силу с 1 января 2023 года.
Административным истцом справедливо отмечено, что пересмотр архивной кадастровой стоимости по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ не предусмотрен.
При этом, в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.
Административный истец просит пересмотреть кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Данная кадастровая стоимость объектов была утверждена в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации (Обзор судебной практики N 2 (2021), оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ до окончания переходного периода (до 1 января 2023 года, либо до даты принятия Решения), осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ (в первоначальной редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Пунктом 6 части 2 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, как по результатам рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ), так и при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (статья 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение (суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) подано соответствующее заявление.
В этом состоит отличие правового регулирования, установленного статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, от правового регулирования, предусмотренного частью 5 стати 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Федеральный закон N от 3 июля 2016 года 237-ФЗ (в отличие от Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, положения которого к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат) не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости иначе как с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе, не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости со дня начала применения кадастровой стоимости.
На основании материалов дела, установлено, что ИП глава КФХ Белов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков 17 ноября 2023 года.
Ранее ни в суд, ни в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец не обращался.
Учитывая вышеприведенные положения федерального законодательства, сведения об оспоренной кадастровой стоимости земельного участка как в порядке статьи 22, так и установленной в порядке статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в требуемый административным истцом период не могут.
В данном случае на дату обращения в суд административный истец правом на применение результатов пересмотра архивной кадастровой стоимости на спорный период ее действия для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, уже не обладал, так как результаты определения кадастровой стоимости на основании данного заявления могли быть применены лишь с 1 января 2023 года, а не с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.
Таким образом, оснований для отмены в апелляционном порядке обжалуемого определения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение судьи Оренбургского областного суда от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу индивидуального предпринимателя глава КФХ Белова А.С. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Оренбургский областной суд.
Судья Ю.А. Рогачёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.