Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е.
при секретаре Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Пермского края, Калугина Андрея Геннадьевича о признании недействующим в части Постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения 15 к постановлению правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" с момента принятия постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 года N 304-п, по административному иску Соболевой Ольги Андреевны, Шпилькина Виктора Анатольевича, Шафрановой Татьяны Александровны, Пигасовой Лидии Ивановны, общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", Хыдырова Вагифа Фазилоглы, Лембака Михаила Михайловича, Мирзоева Алигизмата Газарханоглы, Давлетшина Олега Раисовича, общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" о признании не действующим в части постановление Правительства Пермского края N 304-п от 26 апреля 2023 г.."О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" и отмене постановления Правительства Пермского края от 20 апреля 2023г. N 299-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых
объектов", по апелляционным жалобам Правительства Пермского края, Соболевой Ольги Андреевны, Шпилькина Виктора Анатольевича, Шафрановой Татьяны Александровны, Пигасовой Лидии Ивановны на решение Пермского краевого суда от 11 сентября 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителей административных истцов Оксюты Д.А, Басалдиной А.А, Кузнецовой И.А, представителя административного ответчика Харитоновой Т.В, представителей заинтересованных лиц Сальниковой И.В, Левитан О.Е, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с пунктом 4 приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" Правительством Пермского края 6 июля 2022 года принято постановление N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов".
Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 7.7.2022, на официальном сайте Правительства Пермского края https://gov.permkrai.ru, 7.7.2022, в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 27, 11.07.2022.
Пунктом 1 указанного постановления предусматривалось продление на 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срока действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, фуд-траков) и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2026 года, при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов.
Пунктом 2 постановления предусматривалось продление срока действия договоров на размещение сезонных нестационарных объектов (палаток, лотков) до конца года, следующего за годом окончания срока действия указанных договоров, без проведения торгов при соблюдении Правил благоустройства.
В соответствии с пунктом 4 названного постановления установлено продление на 5 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) срок действия договоров и иных разрешительных документов на право организации и проведения ярмарок, сроки действия которых истекают с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2024 года, при соблюдении Правил благоустройства.
Продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 1-4 настоящего постановления, осуществляется на основании письменных заявлений лиц, с которыми заключены договоры и (или) которым выданы разрешительные документы, поданных в орган государственной власти Пермского края, уполномоченный на заключение соответствующих договоров, выдачу разрешительных документов (пункт 5).
Решением Пермского краевого суда от 16 февраля 2023 года признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 постановления Правительства Пермского края от 6 июля 2022 года N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" в части слов "при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов"; пункт 2 постановления Правительства Пермского края от 6 июля 2022 года N 577-п в части слов "при соблюдении Правил благоустройства"; пункт 4 постановления Правительства Пермского края от 6 июля 2022 года N 577-п в части слов "при соблюдении Правил благоустройства".
Постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 N 304-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" и отмене постановления Правительства Пермского края от 20 апреля 2023 г. N 299-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 года N 577-п внесены изменения:
Пункт 1 постановления Правительства Пермского края N 577-п изложен в следующей редакции: "Продлить до 31 декабря 2023 года (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия договоров на право размещения нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, срокдействия которых истек в период с 14 марта 2022 года по 7 мая 2023 г." (пункт 1.3 постановления от 26 апреля 2023 N 304-п).
Пункт 2 признан утратившим силу (пункт 1.4 постановления от 26 апреля 2023 N 304-п).
Пункт 4 изложен в следующей редакции: "Продлить на 1 год (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления) срок действия договоров и иных разрешительных документов на право организации и проведения ярмарок, сроки действия которых истекают с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2024 г." (пункт 1.5 постановления от 26 апреля 2023 N 304-п).
Пункт 5 изложен в следующей редакции: "Продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящего постановления, осуществляется на основании письменных заявлений лиц, с которыми заключены договоры и (или) которым выданы разрешительные документы, поданных в орган государственной власти Пермского края, орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченный на заключение соответствующих договоров, выдачу разрешительных документов (далее - уполномоченный орган).
Письменные заявления на продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 3, 4 настоящего постановления, могут быть поданы не ранее чем за 30 календарных дней до окончания срока действия договоров, разрешительных документов" (пункт 1.6 постановления от 26 апреля 2023 N 304-п).
Постановление Правительства Пермского края от 26 апреля 2023г. N 304-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 26.04.2023, официальном сайте Правительства Пермского края https://gov.permkrai.ru, 27.04.2023.
Прокурор Пермского края обратился в суд с административным иском к Правительству Пермского края о признании недействующими с момента принятия постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 N 304-п пункт 1 постановления Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" (в редакции постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 N 304-п) в той части, в которой не предусмотрена возможность продления без проведения торгов срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельныхучастках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности на срок до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления); в части, в которой не предусмотрена возможность продления без проведения торгов срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 8 мая 2023 года по 31 декабря 2026 года; пункт 4 постановления Правительства Пермского края от 06 июля 2022 г..N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых
объектов" (в редакции постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 N 304-п) в части, в которой не предусмотрена возможность продления срока действия договоров и иных разрешительных документов на право организации и проведения ярмарок на срок до 5 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления).
Соболева О.А, Шпилькин В.А, Шафранова Т.А, Пигасова Л.И, ООО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"", Хыдыров В.Ф, Лембак М.М, Мирзоев А.Г, Давлетшин О.Р, ООО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"" обратились в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия пунктов 1.2, 1.4, 1.5, 1.6 постановления Правительства Пермского края N 304-п от 26 апреля 2023 года "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 6 июля 2022 года N 577-п "О реализации приложения N 15 к Постановлению Правительства Российской Федерации к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" и отмене постановления Правительства Пермского края от 20 апреля 2023 г. N 299-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 г. N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов".
Определением Пермского краевого суда от 14 июня 2023 г. административное дело по административному иску прокурора Пермского края объединено в одно производство с административным делом по административному иску Соболевой О.А, Шпилькина В.А, Шафрановой Т.А, Пигасовой Л.И, ООО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"", Хыдырова В.Ф, Лембак М.М, Мирзоева А.Г, Давлетшина О.Р, ООО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"", объединенному административному делу присвоен N 3а-260/2023.
Калугин А.Г. обратился в суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 г. N 304 пункт 1 постановления Правительства Пермского края от 06 июля 2022 г. N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022, 2023годах и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов (в редакции постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 N 304-п) в части слов "до 31 декабря 2023 года", "по 07 мая 2023 года".
Определением судьи Пермского краевого суда от 19 июля 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Калугина А.Г. объединено в одно производство с административным делом N 3а-260/2023, объединенному административному делу присвоен N 3а-260/2023.
Решением Пермского краевого суда от 11 сентября 2023 года постановлено: "Административные исковые требования прокурора Пермского края, Калугина А.Г. удовлетворить, административные исковые требования Соболевой О.А, Шпилькина В.А, Шафрановой Т.А, Пигасовой Л.И, ООО " "данные изъяты"", ООО "Пресса-Маркет", Хыдырова В.Ф, Лембака М.М, Мирзоева А.Г, Давлетшина О.Р, ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" удовлетворить частично.
Признать не действующими с момента принятия постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 г. N 304-п пункты 1, 4 постановления Правительства Пермского края от 6 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" в редакции постановления правительства Пермского края от 26 апреля 2023 г. N 304-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 г. N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" и отмене постановления Правительства Пермского края от 20 апреля 2023 г. N 299-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 г. N 577-п "О реализации приложения 15 к постановлению Правительства российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов".
В удовлетворении требований административного иска о признании не действующими пунктов 1.4, 1.6 постановления Правительства Пермского края N 304-п от 26 апреля 2023 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 г. N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" и отмене постановления Правительства Пермского края от 20 апреля 2023 г. N 299-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 г. N 577-п "О реализации приложения 15 к постановлению Правительства российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" отказать".
Затем Пермским краевым судом вынесено определение об исправлении описки в указанном решении суда от 17 октября 2023 года, а так же определение о разъяснении этого же решения от 27 октября 2024 года.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Правительство Пермского края подало апелляционную жалобу, дополнения к ней, в которых указало, что судом неверно применены нормы материального права, поскольку из буквального содержания пунктов 1-3 приложения N15 к Постановлению Правительства РФ N353 от 12 марта 2022 года следует, что указанное Постановление предусматривает возможность продления действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее НТО) и разрешительных документов на право организации рынка и проведения ярмарок без проведения торгов, что указывает на диспозитивность нормы.
При этом, согласно пункту 4 приложения N15 к Постановлению Правительства РФ N353 от 12 марта 2022 года сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документов, указанные в пунктах 1-3 приложения N15, и порядок их продления устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта РФ, таким образом, статьей 72 Конституции РФ определение срока продления названных документов и порядка их продления передано на региональный уровень.
Также указали на то, что суд ошибочно посчитал, что нарушена процедура принятия обжалуемого нормативного правового акта, поскольку указанный акт не прошел оценку регулирующего воздействия, в ходе рассмотрения дела по апелляционным жалобам представитель Правительства Пермского края и представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика указали, что у административных истцов Соболева О.А, Шпилькин В.А, Шафранова Т.А. Пигасова Л.И. и др. отсутствует право на обращение в суд, поскольку указанным лицам договоры продлены на максимальные сроки, следовательно, их права не нарушены.
В связи с чем, административный ответчик просит отменить решение Пермского краевого суда и принять по административному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных требований в полном объеме.
Так же административные истцы Соболева О.А, Шпилькин В.А, Шафранова Т.А. и Пигасова Л.И. обратились с апелляционной жалобой и дополнениями к ней на указанное решение суда, указав, что решение суда не содержит ясных выводов о разрешении административных исковых требований административных истцов Соболевой О.А, Шпилькина В.А. и др.
Кроме того, суд вышел за пределы административных исковых требований прокурора Пермского края, поскольку признал недействующими пункты 1 и 4 Постановления Правительства Пермского края N577-п от 6 июля 2022 года в полном объеме, а не в части, как просил административный истец.
При этом, суд первой инстанции, установив незаконность изменений, внесенных Постановлением Правительства Пермского края N304-п от 26 апреля 2023 года, обжалуемым решением полностью признал недействующими пункты 1 и 4 Постановления Правительства Пермского края N577-п от 6 июля 2022 года, что привело к ликвидации нормативно-правовой гарантии, которая имелась до обращения истцов в суд.
Кроме того, что суд неверно посчитал, что не нарушена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, поскольку последний не направлялся на согласование и получения заключения в адрес прокуратуры Пермского края и Министерства юстиции Пермского края.
В связи с чем, просят изменить решение суда, указав об удовлетворении судом требований о признании недействующими пунктов 1.3 и 1.5 Постановления Правительства Пермского края N304-п от 26 апреля 2023 года со дня принятия указанного постановления, а также указав, что пункты 1 и 4 Постановления Правительства Пермского края N577-п от 6 июля 2023 года признаны судом недействующими именно в той части (в той мере), которой не предусмотрена возможность продления без проведения торгов срока действия договоров на размещение НТО на срок до 7 лет, а также договоров на право проведения и организации ярмарок на срок до 5 лет.
Административными истцами Соболевой О.А, Шпилькиным В.А, Пигасовой Л.И. и др. поданы возражения на апелляционную жалобу Правительства Пермского края, участвующим в деле прокурором относительно доводов апелляционных жалоб представлены возражения, Правительством Пермского края поданы возражения на апелляционную жалобу административных истцов Соболевой О.А, Шпилькина В.А, Пигасовой Л.И. и др, Министерством промышленности и торговли Пермского края поданы пояснения на апелляционные жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Правительства Пермского края - Сальникова И.В. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить, апелляционную жалобу административного истца оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства промышленности и торговли Пермского края - Харитонова Т.В. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила апелляционную жалобу Правительства Пермского края удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Соболевой О.А, Шпилькина В.А, Шафрановой Т.А, Пигасовой Л.И, ООО "Логос-Маркет", ООО "Пресса - Маркет" - Оксюта Д.А. поддержал доводы апелляционной жалобы административных истцом, в удовлетворении апелляционной жалобы Правительства Пермского края просил отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административных истцов Кузнецова И.А, Басалдина А.А (с использованием систем видео-конференц-связи) просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Правительства Пермского края.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в суд апелляционной инстанции не явились.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 (Кодекса административного судопроизводства РФ, далее КАС РФ), по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе дополнительные и новые, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнения к апелляционным жалобам и возражения и пояснения сторон и заинтересованных лиц на апелляционные жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу требований части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых может быть принят нормативный правовой акт; процедуру принятия и правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если она предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя порядок принятия и опубликования нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к выводу, что он издан уполномоченным органом, в установленной законом форме, требования к опубликованию нормативных правовых актов соблюдены, однако с нарушением порядка принятия, а именно в нарушение положений статьи 53 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" оценка регулирующего воздействия проекта Постановления N 304-п не проводилась.
Поскольку нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции признал недействующими пункты 1-4 Постановления Правительства Пермского края N577-п от 6 июля 2022 года с момента принятия Постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 N304, в связи с нарушением процедуры принятия.
Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 26.3.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 26.3.3 вышеуказанного Закона).
Согласно ч. 1 статьи 1 Закона Пермского края от 11 декабря 2014 года N412-ПК "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Пермского края и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности, и экспертизе нормативных правовых актов Пермского края и муниципальных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской деятельности" проекты законов Пермского края, проекты постановлений Законодательного Собрания Пермскогокрая, имеющие нормативный характер, проекты нормативных правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Пермского края обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а так же устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Пермского края, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - проекты нормативных правовых актов Пермского края), подлежат оценке регулирующего воздействия.
Исходя из системного анализа вышеуказанных правовых норм, оценке регулирующего воздействия подлежат такие нормативные правовые акты, которые вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Поскольку само по себе Постановление Правительства Российской Федерации N353 от 12 марта 2022 года (Приложение N15) устанавливает особенности разрешительных режимов в сфере торговли, то и Постановление Правительства Пермского края N577-п от 6 июля 2022 года и Постановление Правительства Пермского края N304 от 26 апреля 2023 года вводят особенности разрешительных режимов на территории Пермского края, при этом не содержат каких либо дополнительных обязанностей, запретов, и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а делегируют право на продление правоотношений, не исключают возможность осуществления законной предпринимательской и инвестиционной деятельности.
При этом судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что федеральным законодательством не предусмотрено обязательное направление проектов нормативных правовых актов, принимаемых субъектом Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в прокуратуру и Управление Министерства юстиции субъекта.
Согласование, принятие нормативных правовых актов не поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия заключений прокуратуры и Управления Министерства юстиции по Пермскому краю по проекту нормативного правового акта, следовательно, сам по себе тот факт, что проект постановления N 304-п не был направлен в адрес указанных органов, а также отсутствие оценки регулирующего воздействия, не может расцениваться как существенное нарушение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, являющееся безусловным основанием для признания его недействующим.
При таких обстоятельствах, заслуживает внимание довод апелляционной жалобы Правительства Пермского края, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушена, и соответственно отклоняется довод апелляционной жалобы по тем же основаниям административных истцов Соболевой О.А, Шпилькина В.А, Пигасовой Л.И. и др.
Удовлетворяя административные требования истцов и прокурора Пермского края в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что положения пунктов 1 и 4 постановления Правительства Пермского края от 6 июля 2022 г. N 577-п (в редакции постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 N 304-п) противоречат положениям Приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации N 353, нарушают права и законные интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, поскольку существенно ограничивают их возможности на использование гарантированных федеральным законодательством мер государственной поддержки, указанные положения подлежат признанию недействующими.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона от 21 декабря 2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации и согласованную деятельность иных исполнительных органов субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 33 Закона N 414-ФЗ высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с компетенцией субъекта Российской Федерации и в пределах своих полномочий, установленных конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации обеспечивает разработку и осуществление мер, направленных на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации;
Согласно части 1 статьи 23 Устава Пермского края от 27 апреля 2007 года N 32-ПК постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края является Правительство Пермского края.
Между тем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере предпринимательских и торговых отношений, органы государственной власти субъекта при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N163-О, от 19.01.2010 N137-О-П, от 16.01.2018 N6-О, постановление от 24.05.2001 N8-П, от 26.12.2002 N17-П, от 29.01.2004 N2-П).
Исходя из потребности в обеспечении правовой определенности, стабильности регулирования и возникших правоотношений, судебная коллегия полагает, что Правительство Пермского края, принимая оспариваемые изменения в нормативный правовой акт без должных на то оснований, сократила сроки продления договоров и иных разрешительных документов по сравнению со сроками продления, установленными постановлением правительства Пермского края N 577-п в первоначальной редакции, изданной во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 353 от 6 июля 2022 года.
Довод административного ответчика о том, что изменения вносились в связи с решением Пермского краевого суда от 16 февраля 2023 года, которым признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1 постановления Правительства Пермского края от 6 июля 2022 года N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" в части слов "при соблюдении требований Правил благоустройства территории муниципальных образований Пермского края, установленных для данных объектов"; пункт 2 постановления Правительства Пермского края от 6 июля 2022 года N 577-п в части слов "при соблюдении Правил благоустройства"; пункт 4 постановления Правительства Пермского края от 6 июля 2022 года N 577-п в части слов "при соблюдении Правил благоустройства", поскольку не все объекты отвечали требованиям Правил благоустройства и продление на такие объекты разрешительных сроков на 5 и 7 лет является небезопасным, по мнению судебной коллегией является надуманным.
При этом судебная коллегия учитывает, что в субъекте РФ, в том числе и в Пермском крае, имеются необходимые инструменты правового регулирования вопросов по соответствию объектов торговли требованиям Правил благоустройства и безопасности.
При таком положении судебная коллегия считает, что решение суда в указанной части является законным и обоснованным, а довода апелляционной жалобы Правительства Пермского края в указанной части подлежат отклонению.
Также подлежит отклонению и довод Правительства Пермского края, что у административных истцов Соболевой О.А, Шпилькина В.А, Пигасовой Л.И. и др. отсутствует право на обращение в суд, поскольку соглашения о продлении договоров с ними заключены, как не основанный на нормах процессуального права, поскольку восстановление прав административных соистцов произошло после рассмотрения по существу административных требований.
Нет оснований для отмены решения в той части, в которой отказано в удовлетворении заявленных требований административным истцам Соболевой О.А, Шпилькиным В.А, Пигасовой Л.И. и др. о признании недействующими пунктов 1.4, 1.6 постановления Правительства Пермского края N 304-п от 26 апреля 2023г. "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" и отмене постановления Правительства Пермского края от 20 апреля 2023 г. N 299-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения 15 к постановлению Правительства российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов".
Пунктом 1.4 Постановления N 304-п признан утратившим силу пункт 2 Постановления N 577-п, в целях приведения Постановления N 577-п в соответствие федеральному законодательству.
Пунктом 1.6 постановления N 304-п изложен в новой редакции пункт 5 постановления N 577-п. Указанным положением установлен порядок продления договоров и разрешительных документов без проведения торгов.
Согласно пункту 5 постановления N 577-п в редакции Постановления N 304 -п продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящего постановления, осуществляется на основании письменных заявлений лиц, с которыми заключены договоры и (или) которым выданы разрешительные документы, поданных в орган государственной власти Пермского края, орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края, уполномоченный на заключение соответствующих договоров, выдачу разрешительных документов (далее - уполномоченный орган).
Письменные заявления на продление срока действия договоров и разрешительных документов, указанных в пунктах 3, 4 настоящего постановления, могут быть поданы не ранее чем за 30 календарных дней до окончания срока действия договоров, разрешительных документов.
Поскольку установление порядка продления срока действия договоров и разрешительных документов субъектом Российской Федерации прямо предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации N 353 (пункт 4 Приложения N 15), следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, и установленный оспариваемыми положениями порядок требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не противоречит, прав административных истцов, как субъектов предпринимательской деятельности не нарушает и не оспаривается сторонами.
Как ранее указывалось судебной коллегией, суд первой инстанции сделал вывод о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, в связи с чем, признал недействующими пункты 1, 4 Постановления Правительства Пермского края N577-п от 6 июля 2022 года в полном объеме, а не в части, как просил прокурор Пермского края, административный истец Калугин А.Г, поскольку судебная коллегия посчитала данный вывод судаошибочным, следовательно, указанные пункты подлежат признанию недействующими в той мере, в которой не предусмотрена возможность продления без проведения торгов срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности на срок до 5 и до 7 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления), а также в части, в которой не предусмотрена возможность продления без проведения торгов срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 8 мая 2023 года по 31 декабря 2026 года.
В связи с чем, доводы административных истцов Соболевой О.А, Шпилькина В.А, Пигасовой Л.И. и др. в апелляционной жалобе в данной части подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Вместе с тем судебная коллегия полагает обоснованным довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что признание судом оспоренного нормативного правового акта недействующим с момента принятия постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 N 304-п не соответствует положениям пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ.
В данном случае оспариваемый нормативный правовой акт применялся до принятия решения суда, на их основе реализовывались права физических и юридических лиц, что подтверждается материалами дела, формировалась доходная часть бюджета, кроме того, судебная коллегия посчитала ошибочным вывод суда первой инстанции о нарушении процедуры принятия данного акта, в связи с этим оспариваемый нормативный правовой акт подлежал признанию не действующим в части с момента принятия апелляционного определения, поскольку решение суда первой инстанции подлежит отмене в части с учетом вышеизложенного.
При этом судебная коллегия отмечает, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу действующего законодательства, не является основанием для отказа в защите, нарушенных прав в период действия этого акта.
Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пермского краевого суда от 11 сентября 2023 года с учетом определения об исправлении описки от 17 октября 2023 года в части удовлетворения требований прокурора Пермского края, Калугина Андрея Геннадьевича отменить. Принять новое решение.
Административные исковые требования прокурора Пермского края, Калугина Андрея Геннадьевича удовлетворить частично.
Признать недействующими с момента принятия подпункт 1.3 Постановления Правительства Пермского края от 26 апреля 2023 года N304-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 года N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешенийна размещение торговых объектов" и отмене постановления Правительства Пермского края от 20 апреля 2023 г..N 299-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещениеторговыхобъектов" в той части, в которой не предусмотрена возможность продления без проведения торгов срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности на срок до 7 лет (еслиболее длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления), а так же в части, в которой не предусмотрена возможность продления без проведения торгов срока действия договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают с 08 мая 2023 года по 31 декабря 2026 года; подпункт 1.5 Постановления Правительства Пермского края
от 26 апреля 2023 года N304-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" иотмене постановления Правительства Пермского края от 20 апреля 2023г. N 299-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" в той части, в которой не предусмотрена возможность продления срока действия договоров и иных разрешительных документов на право организации и проведения ярмарок на срок до 5 лет (если более длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом Пермского края, органа местного самоуправления).
В удовлетворении требований административного иска о признании не действующими с момента принятия пунктов 1.4, 1.6 постановления Правительства Пермского края N 304-п от 26 апреля 2023 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения N 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" и отмене постановления Правительства Пермского края от 20 апреля 2023 г. N 299-п "О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 06 июля 2022 N 577-п "О реализации приложения 15 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" и о порядке продления договоров, разрешений на размещение торговых объектов" отказать.
В остальной части апелляционные жалобы Правительства Пермского края Соболевой Ольги Андреевны, Шпилькина Виктора Анатольевича, Шафрановой Татьяны Александровны, Пигасовой Лидии Ивановны - оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.