Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре Ш, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нефтехиминженеринг" о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 октября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Под пунктом N Перечня на 2017 год, пунктом N Перечня на 2018 год, пунктом N Перечня на 2020 год, пунктом N Перечня на 2021 год, пунктом N Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 5 368, 1 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Нефтехиминженеринг" (далее также - ООО "Нефтехиминженеринг", административный истец), являясь сособственником нежилого помещения с кадастровым номером N, входящего в состав спорного нежилого здания с кадастровым номером N, обратилось в суд с административным иском, в котором просило признать недействующими со дня принятия вышеназванные пункты Перечней на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы, обосновывая свои требования тем, что здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, что включение названного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни противоречит статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает его права, свободы и законные интересы как сособственника нежилого помещения, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 октября 2023 года исковое заявление ООО "Нефтехиминженеринг" удовлетворено, признаны недействующими с момента принятия:
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732;
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636;
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810;
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907;
пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603.
В апелляционной жалобе Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченными органами, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Исходя из статьи 3, подпункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-З "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, статьей 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений); отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из приведенных федеральных и региональных норм, для включения здания в Перечень суду надлежит установить, что оно либо:
расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;
не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорный объект недвижимости ни одному из перечисленных выше критериев не соответствует.
Материалами дела подтверждается, что административный истец является сособственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в нежилом здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Здание с кадастровым номером N, площадью 5 368, 1 кв.м, назначение "нежилое", наименование "данные отсутствуют" включено в пункт N Перечня на 2017 год, пункт N Перечня на 2018 год, пункт N Перечня на 2020 год, пункт N Перечня на 2021 год, пункт N Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Согласно письменным пояснениям Публично-правовой компании "Роскадастр" в лице филиала по Республике Башкортостан от 6 сентября 2023 года, по состоянию на даты утверждения оспариваемых Перечней объект недвижимости с кадастровым номером N располагался на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "для эксплуатации учебно-лабораторно корпуса, административных помещений, общежития, офисов".
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанный вид разрешенного использования земельного участка безусловно не свидетельствует о том, что на данном земельном участке предусмотрено размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Таким образом, для включения в Перечень объекта, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан", составленному по состоянию на 8 февраля 2012 года на отдельно стоящее 4-х этажное нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", спорный объект недвижимости имеет площадь 5 368, 1 кв.м и состоит из: литера "А" - наименование "учебно-лабораторный корпус", фактическое использование "учебно-лабораторное" и литера "А1" - наименование "пристрой", фактическое использование "учебное".
Из экспликации к поэтажному плану следует, что здание состоит из следующих помещений:
Литер "А1" (подвал) - кабинет (4), архив, склад, торговое помещение (17, 2 кв.м), подсобное помещение, мастерская, электрощитовая;
Литер "А" (подв.) - лыжная база, оружейная, склад, коридор, учебный класс, тир, тренажерный зал, тамбур, сауна, душевая, коридор, бассейн, лестничная клетка, подсобное, бойлерная, венткамера, электрощитовая;
Литер "А1" (цок) - подсобное, санузел, кабинет (6), операционный зал (41, 3 кв.м + 15, 1 кв.м + 17, 7 кв.м), производственное, коридор, душевая, раздевалка, служебное, лестничная клетка, холл, сейфовый кабинет, тамбур, служебное, охрана, касса (4, 7 кв.м + 2, 5 кв.м + 4, 9 кв.м + 3, 5 кв.м), электрощитовая, тепловой узел;
Литер "А1" (этаж 1) - лестничная клетка, санузел, аудитория, коридор, препараторская, кабинет (6), подсобное, душевая, раздевалка, спортивный зал;
Литер "А" (этажу 2) - препараторская, аудитория, кабинет, гардероб, санузел, тамбур, кладовая, коридор, буфет (44, 7 кв.м), вестибюль;
Литер "А1" (этаж 2) - кабинет (13), служебное, санузел, коридор, кабинет, лестничная клетка;
Литер "А" (этаж 2) - препараторская, аудитория, коридор, кабинет (3), компьютерный класс, санузел, кладовая, лестничная клетка;
Литер "А1" (этаж 3) - кабинет (22), санузел, коридор, лестничная клетка, конференцзал, производственное;
Литер "А" (этаж 3) - аудитория, препараторская, компьютерный класс, санузел, лестничная клетка, коридор;
Литер "А1" (этаж 4) - кабинет (6), тамбур, лестничная клетка;
Литер "А" (этаж 4) - аудитория, препараторская, коридор, санузел, кладовая, лестничная клетка;
Литер "А1" (этаж 5) - кабинет (6), санузел, коридор, лестничная клетка, кладовая.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на нежилое здание с кадастровым номером N, спорный объект недвижимости состоит из следующих помещений: "данные изъяты".
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 8 февраля 2012 года на нежилое помещение цокольного этажа пятиэтажного нежилого пристроя к четырехэтажному нежилому зданию, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 16, 1 кв.м и состоит из следующих помещений: кабинет (т. 2 л.д. 68-71).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13 октября 2006 года на нежилое помещение 3-го этажа 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 40, 4 кв.м и состоит из следующих помещений: препараторская, аудитория (т. 2 л.д. 72-76).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13 октября 2006 года на нежилое помещение 4-го этажа 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 43, 9 кв.м и состоит из следующих помещений: аудитория (т. 2 л.д. 77-81).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 8 февраля 2012 года на нежилое помещение 2-го этажа пятиэтажного нежилого пристроя к четырехэтажному нежилому зданию, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 61, 6 кв.м и состоит из следующих помещений: кабинет, коридор (т. 2 л.д. 82-87).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 8 февраля 2012 года на нежилое помещение 1-го этажа пятиэтажного нежилого пристроя к четырехэтажному нежилому зданию, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 78, 2 кв.м и состоит из следующих помещений: коридор, кабинет (т. 2 л.д. 88-92).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13 октября 2006 года на нежилое помещение 2-го этажа 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 79, 3 кв.м и состоит из следующих помещений: препараторская, компьютерный класс, санузел, кладовая (т. 2 л.д. 93-97).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13 октября 2006 года на нежилое помещение 1-го этажа 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 81, 2 кв.м и состоит из следующих помещений: аудитория, препараторская (т. 2 л.д. 94-102).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13 октября 2006 года на нежилое помещение 1-го этажа 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 110 кв.м и состоит из следующих помещений: аудитория, гардероб, санузел (т. 2 л.д. 103-107).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13 октября 2006 года на нежилое помещение 4-го этажа 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 111, 7 кв.м и состоит из следующих помещений: аудитория, препараторская (т. 2 л.д. 108-111).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13 октября 2006 года на нежилое помещение 2-го этажа 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 128, 6 кв.м и состоит из следующих помещений: препараторская, аудитория, компьютерный класс (т. 2 л.д. 112-116).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13 октября 2006 года на нежилое помещение 2-го этажа 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 128, 8 кв.м и состоит из следующих помещений: аудитория, препараторская, компьютерный класс (т. 2 л.д. 116-121).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13 октября 2006 года на нежилое помещение 1-го этажа 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 128, 9 кв.м и состоит из следующих помещений: препараторская, аудитория (т. 2 л.д. 122-126).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 8 февраля 2012 года на нежилое помещение 2-го этажа 5-ти этажного нежилого пристроя к 4х этажному нежилому зданию, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 144, 9 кв.м и состоит из следующих помещений: лестничная клетка, санузел, кабинет (7), коридор (т. 2 л.д. 127-131).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 8 февраля 2012 года на нежилое помещение 3-го этажа 5-ти этажного нежилого пристроя к 4х этажному нежилому зданию, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 146, 2 кв.м и состоит из следующих помещений: лестничная клетка, санузел, кабинет (8), коридор (т. 2 л.д. 132-136).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 8 февраля 2012 года на нежилое помещение подвала пятиэтажного нежилого пристроя к 4х этажному нежилому зданию, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 128, 8 кв.м и состоит из следующих помещений: архив, склад, торговое помещение (17, 2 кв.м), кабинет (2), подсобное (т. 2 л.д. 137-140).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 8 февраля 2012 года на нежилое помещение цокольного этажа пятиэтажного нежилого пристроя к 4х этажному нежилому зданию, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 251, 1 кв.м и состоит из следующих помещений: санузел, тамбур, кабинет, операционный зал (41, 3 кв.м + 17, 7 кв.м + 15, 1 кв.м), служебное, холл, охрана, тамбур, касса (4, 7 кв.м + 2, 5 кв.м + 4, 9 кв.м + 3, 5 кв.м), сейфовый кабинет, коридор, тамбур, электрощитовая, кабинет (5), коридор (т. 2 л.д. 141-145).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13 октября 2006 года на нежилое помещение 4-го этажа 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 269 кв.м и состоит из помещений: аудитория, препараторская, санузел, кладовая (т. 2 л.д. 146-150).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 13 октября 2006 года на нежилое помещение 3-го этажа 4-х этажного нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 403, 1 кв.м и состоит из помещений: аудитория, препараторская, компьютерный класс, санузел (т. 2 л.д. 151-155).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 8 февраля 2012 года на нежилые помещения 3-го, 4-го, 5-го этажей пятиэтажного нежилого пристроя к 4-х этажному нежилому зданию, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 609, 7 кв.м и состоит из следующих помещений: кабинет (26), санузел, лестничная клетка, коридор, конференцзал, тамбур, кладовая (т. 2 л.д. 156-162).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 8 февраля 2012 года на нежилые помещения 2, 3, 4, 5 этажей пятиэтажного нежилого пристроя к 4-х этажному нежилому зданию, расположенного по адресу: "адрес", объект недвижимости имеет площадь 902, 8 кв.м и состоит из следующих помещений: лестничная клетка, санузел, кабинет (41), коридор, конференцзал, тамбур (т. 2 л.д. 163-169).
Площадь помещений (17, 2 кв.м +41, 3 кв.м +15, 1 кв.м + 4, 7 кв.м + 2, 5 кв.м + 4, 9 кв.м + 3, 5 кв.м + 17, 7 кв.м + 44, 7 кв.м), подпадающих под критерии статьи 378.2 НК РФ, составляет 2, 82 %, то есть менее 20% от общей площади здания 5 368, 1 кв.м.
Как верно отмечено судом первой инстанции, назначение помещения "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Соответственно, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и документов технического учета, спорное нежилое здание не подлежало включению в оспариваемые Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы.
Кроме того, представителем административного истца в материалы дела представлены следующие договоры аренды и субаренды помещений, расположенных в спорном здании с кадастровым номером N:
от 1 июля 2017 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду передан кабинет N 2 (офис N 603), расположенный по адресу: "адрес", площадью 25, 1 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 31 мая 2018 года (т. 1 л.д. 105-107);
от 1 июня 2020 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду передан кабинет N 5в, расположенный по адресу: "адрес", площадью 12, 1 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 28 февраля 2021 года (т. 1 л.д. 108-110);
от 1 апреля 2020 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду передан кабинет N 5в, расположенный по адресу: "адрес", площадью 12, 1 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 28 февраля 2021 года (т. 1 л.д. 111-114);
от 1 мая 2019 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду передан кабинет N 33к (офис 405), расположенный по адресу: "адрес", этаж 3, площадью 21, 6 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 31 марта 2020 года (т. 1 л.д. 115-117);
от 1 июля 2017 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду переданы нежилые помещения N 37, 38, расположенные по адресу: "адрес", общей площадью 158, 3 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 31 мая 2018 года (т. 1 л.д. 118-120);
от 1 мая 2019 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду передан кабинет N 5ц (офис 104), расположенный по адресу: "адрес", площадью 10, 5 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 31 марта 2020 года (т. 1 л.д. 121-123);
от 1 мая 2019 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду передан кабинет N19ц-21ц (офис 101), расположенный по адресу: "адрес", площадью 68, 4 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 31 марта 2020 года (т. 1 л.д. 124-126);
от 1 июня 2021 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в аренду передан кабинет N17ц, расположенный по адресу: "адрес", площадью 16, 1 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 1 мая 2022 года (т. 1 л.д. 127-129);
от 1 мая 2019 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду передан кабинет N 11н (офис 602), расположенный по адресу: "адрес", площадью 22, 6 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 31 марта 2020 года (т. 1 л.д. 130-132);
от 1 мая 2019 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду передан кабинет N 22к (офис 35), расположенный по адресу: "адрес", площадью 11, 7 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 31 марта 2020 года (т. 1 л.д. 133-135);
от 1 мая 2019 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду передан кабинет N19к (офис 32), расположенный по адресу: "адрес", площадью 9, 3 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 31 марта 2020 года (т. 1 л.д. 139-141);
от 1 мая 2019 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду передан кабинет N 17к-18к (офис 31), расположенный по адресу: "адрес", площадью 20, 5 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 31 марта 2020 года (т. 1 л.д. 142-144);
от 1 августа 2020 года N, заключенный между "данные изъяты", согласно которому в субаренду передан кабинет N 20к, расположенный по адресу: "адрес", площадью 12, 3 кв.м для использования в качестве офиса со сроком аренды до 28 февраля 2021 года (т. 1 л.д. 145-147).
Площадь помещений, переданных по договорам аренды для дальнейшего использования под офис и подпадающих под критерии статьи 378.2 НК РФ, составляют менее 20% от общей площади здания 5 368, 1 кв.м, что также свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы.
В материалы дела представлены акты обследования фактического использования здания с кадастровым номером N (далее также - Акт) от 30 августа 2018 года, 24 июля 2019 года, 25 июля 2020 года, 29 апреля 2021 года, согласно которым объект недвижимости соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что акты и приложенные к ним фотографии не содержат сведений, фиксирующих фактическое использование здания и помещений в нем в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с положениями, регламентированными Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 N 180, а также Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233, представленные акты обследования по определению фактического использования здания правомерно не признаны судом первой инстанции достаточными доказательствами в силу следующих нарушений.
В актах отсутствует процентное соотношение площадей спорного здания, используемых в целях статьи 378.2 НК РФ, не представлены достаточные фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования.
Так, Акты не содержат сведений, фиксирующих фактическое использование здания и помещений в нем в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В Актах не приведены выявленные в ходе обследования причины, которые бы свидетельствовали о размещении в нем помещений, отвечающих вышеназванным условиям. Вместо описания результатов обследования фактического использования здания Акты содержат лишь общее указание на его использование в целях размещения различных организаций. Фотоматериалы, приложенные к Актам, содержат лишь общий вид здания с улицы и находящихся в нем помещений без фиксации осуществляемой в них деятельности с возможностью соотнесения с документами технического учета (инвентаризации), а также таких неотъемлемых элементов, сопутствующих процессу размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, как централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, зоны для потребителей, кассовые аппараты, прейскуранты цен и т.д.
При таких данных, акты фактического обследования не могут быть приняты в качестве доказательства достоверно подтверждающего вид фактического использования объекта недвижимости, поскольку не позволяют определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.
Иных доводов, способных повлечь отмену оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания и помещений в нем критериям, установленным НК РФ и необходимым для их включения в Перечень, не представлено. Не содержится ссылок на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 17 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.