Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С.
судей Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре Шаманиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Муртазина Э.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими в части нормативных правовых актов, по апелляционной жалобе Индивидуального предпринимателя Муртазина Э.Р. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 октября 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителей административного истца - Неустроевой Т.С, административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - Буксман В.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810 утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N3473 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Пунктом 3831 Перечня на 2018 год, пунктом 5556 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, 2019 годы, было включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Пунктом 6893 Перечня на 2020 год, пунктом 3140 Перечня на 2021 год, пунктом 2502 Перечня на 2022 год, пунктом 3275 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020-2023 годы, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"
Пунктом 3833 Перечня на 2018 год, пунктом 5558 Перечня на 2019 год, пунктом 6894 Перечня на 2020 год, пунктом 3141 Перечня на 2021 год, пунктом 2503 Перечня на 2022 год, пунктом 3276 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018-2023 годы, было включено нежилое здание с кадастровым N, расположенное по адресу: "адрес"
Данные документы опубликованы на официальных сайтах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
Административный истец Индивидуальный предприниматель Муртазин Э.Р. (далее - ИП Муртазин Э.Р.), являющийся сособственником нежилого помещения с кадастровым номером N, входящего в состав нежилого здания с кадастровым номером N, а также сособственником нежилого помещения с кадастровым номером N, входящего в состав нежилого здания с кадастровым номером N, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части включения в оспариваемые пункты перечней нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес"; нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование требований указано, что спорные объекты недвижимости и земельные участки, на которых они расположены, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение вышеуказанных объектов недвижимости в оспариваемые Перечни нарушает права истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 октября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поскольку судом при принятии решения по делу были допущены нарушения норм процессуального и материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного ответчика доводы апелляционной жалобы считала необоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что имевшиеся в распоряжении Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сведения на дату формирования Перечней позволяли с достоверностью определить нежилые здания и помещения в них как объекты торговли, так как более 20% площади используется в торговых целях, в связи с чем, имелись оснований для включения его в Перечни.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции верно полагал, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018, 2020, 2021, 2022 год отнесено к компетенции Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" (вступившего в силу с 23 мая 2018 года) утверждение Перечня на 2019 год отнесено к компетенции Правительства Республики Башкортостан.
Порядок опубликования на даты оспаривания Перечней не нарушен. Нормативные правовые акты в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации были размещены на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций и физических лиц.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания федерального и регионального законодательства, сделал верный вывод о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченными органами в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Административным истцом не оспаривалась компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан на принятие оспариваемого постановления.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-3 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).
Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектам налогообложения относит расположенное в пределах муниципального образования наряду с другими объектами недвижимости иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1).
Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2).
Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2);
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункты 2).
В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно положений пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, отнесение недвижимого имущества к имуществу, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость имущества осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и (или) его предназначения и (или) вида его фактического использования.
Каждое из указанных критериев является самостоятельным основанием для включения спорного объекта недвижимости в соответствующий Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Административным истцом заявлены требования об оспаривании Перечней в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером N нежилого здания с кадастровым номером N, нежилого здания с кадастровым номером N
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 марта 2021 года NN 373-О, 374-О, следует, что возможность нахождения в здании (строении, сооружении) помещений, принадлежащих разным собственникам и используемых с разными целями (помещений разного назначения, как и помещений, используемых с разными целями), прямо учтена в положениях статьи 378.2 НК РФ, устанавливающих особенности налогообложения применительно к помещениям, находящимся в торговых центрах (комплексах). Из этого, кроме прочего, следует и налогообложение по кадастровой стоимости таких объектов недвижимого имущества, которые хотя и не относятся непосредственно к помещениям, используемым для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, но расположены в зданиях (строениях, сооружениях), относящихся к торговым центрам (комплексам), как их определяет статья 378.2 НК РФ.
Такое регулирование, действующее во взаимосвязи с главой 32 "Налог на имущество физических лиц" данного Кодекса, дает основание к применению повышенных налоговых ставок в случаях, когда соответствующая недвижимость выступает объектом обложения налогом на имущество физических лиц.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что взаимосвязанные положения статьи 378.2 НК РФ исходят из того, что значимой с точки зрения налогообложения является концентрация потенциально доходной недвижимости при использовании 20 процентов от общей площади здания (строения, сооружения) для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и распространяют по этому признаку повышенную налоговую нагрузку на все помещения соответствующего торгового центра (комплекса).
Из изложенного следует, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения и разрешения дел об оспаривании перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в части включения в них помещений, находящихся в здании и, в том числе, образующих такое здание, относится установление того, превышает или нет 20 процентов общей площади здания совокупная площадь находящихся в нем помещений:
назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
которые фактически используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом, вышеуказанные обстоятельства подлежат установлению вне зависимости от того, как сформулированы требования административного истца - им оспариваются перечни в части включения в них только помещений, либо - и помещений, и здания, в котором они расположены.
Иной подход к решению данного вопроса - отказ в рассмотрении по существу заявленных административным истцом требований об оспаривании отдельных положений нормативного правого акта на том лишь формальном основании, что им не оспорены его иные взаимосвязанные нормативные положения - не соответствовал бы положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы) и основным началам законодательства о налогах и сборах, предусмотренным статьей 3 НК РФ (законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав), поскольку свидетельствовал бы об отступлении от принципов законности, всеобщности и равенства налогообложения, о произвольности и дискриминационном характере размера обязательного к уплате сбора, лишал бы его экономического основания, порождал бы правовую неопределенность, что является недопустимым.
Кроме того, такой подход создавал бы необоснованное препятствие для реализации гарантированного частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту, на доступ к правосудию, противоречил бы задачам административного судопроизводства, к которым относятся защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел (пункты 2 и 3 статьи 3 КАС РФ), такому принципу административного судопроизводства как законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел (пункт 3 статьи 6 КАС РФ), который обеспечивается соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 КАС РФ).
Изложенное судом первой инстанции было учтено, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, в том числе с учетом приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, были установлены, а заявленные административным истцом требования рассмотрены по существу.
Из материалов административного дела следует, что в пункт 3831 Перечня на 2018 год, в пункт 5556 Перечня на 2019 год качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, 2019 годы, было включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м.
В пункт 6893 Перечня на 2020 год, в пункт 3140 Перечня на 2021 год, в пункт 2502 Перечня на 2022 год, в пункт 3275 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020-2023 годы, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м.
В пункт 3833 Перечня на 2018 год, в пункт 5558 Перечня на 2019 год, в пункт 6894 Перечня на 2020 год, в пункт 3141 Перечня на 2021 год, в пункт 2503 Перечня на 2022 год, в пункт 3276 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018-2023 годы, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" кв.м.
Административный истец ИП Муртазин Э.Р. и заинтересованное лицо Муртазин Э.Р. являются сособственниками нежилого помещения с кадастровым номером N входящего в состав нежилого здания с кадастровым номером N, а также сособственниками нежилого помещения с кадастровым номером N входящего в состав нежилого здания с кадастровым номером N, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 28 марта 2023 года, 31 марта 2023 года.
Согласно сведениям филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 08 и 09 августа 2023 года в состав объекта недвижимости с кадастровым номером N входят следующие помещения с кадастровыми номерами: N, N, N, N, имеющие назначение - нежилое, наименования - помещения, нежилое помещение. Помещения с кадастровыми номерами N, N поставлены на кадастровый учет 28 августа 2018 года.
В состав объекта недвижимости с кадастровым номером N входят следующие помещения с кадастровыми номерами: N, N, N, имеющие назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение. Помещения с кадастровыми номерами N N поставлены на кадастровый учет 28 апреля 2021 года.
Из ответа филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 08 августа 2023 года на запрос суда, следует, что по состоянию на даты утверждения оспариваемых перечней, у объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена связь с земельным участком с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "Для размещения здания торгово-сервисного комплекса"; у объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена связь с земельным участком с кадастровым номером N с видом разрешённого использования "Обслуживание торгово-сервисного комплекса".
Указанные виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания, являются однозначными, и из буквального их прочтения следует, что они предусматривают размещение на земельных участках торговых объектов, объектов бытового обслуживания, что соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения объектов недвижимости в оспариваемые пункты Перечней и не усматривает оснований для признания оспариваемой нормы Перечня не соответствующей федеральному законодательству.
Согласно техническому паспорту, составленному ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" по состоянию на 14 марта 2007 года на помещение торгово-сервисного комплекса по адресу: "адрес" (объект недвижимости с кадастровым номером N), здание состоит из литеры А (наименование - Помещение торгово-сервисного комплекса, фактическое использование - по назначению) и следующих помещений: лестничные клетки, коридоры, электрощитовая, торговые залы (19, 4 кв.м, 7, 4 кв.м, 40, 3 кв.м, 43, 1 кв.м, 17, 6 кв.м, 33, 2 кв.м, 43, 2 кв.м, 7, 3 кв.м, 20, 3 кв.м, 65, 3 кв.м, 188, 7 кв.м, 12, 6 кв.м, 35, 4 кв.м, 37, 3 кв.м.), служебные помещения, подсобные помещения, кабинеты, вестибюль, склады, тепловой узел, тамбуры, кабинет мокрой фасовки, кабинет сухой фасовки, бытовое помещение, сан. узлы, раздевалка, кабинет директора, разгрузочная, кинозал, киноаппаратная, подсобное, туалет, склад, помещение, парикмахерская (34, 6 кв.м.), косметический зал, итого - "данные изъяты" кв.м. Уменьшение общей площади на 22, 1 кв.м. произошло в результате внутренней перепланировки.
Площадь помещений, назначение которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов бытового обслуживания "данные изъяты" кв.м. (19, 4 кв.м. + 7, 4 кв.м. + 40, 3 кв.м. + 43, 1 кв.м. + 17, 6 кв.м. + 33, 2 кв.м. + 43, 2 кв.м. + 7, 3 кв.м. + 20, 3 кв.м. + 65, 3 кв.м. + 188, 7 кв.м. + 12, 6 кв.м. + 35, 4 кв.м. + 37, 3 кв.м. + 34, 6 кв.м) составляет 41, 2% от общей площади здания.
Согласно техническому паспорту, составленному ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан" по состоянию на 21 июня 2010 года на нежилое помещение пристроя к "данные изъяты"" по адресу: "адрес" (объект недвижимости с кадастровым номером N), объект состоит из литеры А2 (наименование - нежилое помещение, фактическое использование - по назначению) и следующих помещений: лестничные клетки, боулинговая, тепловой узел, бильярдная, кладовая, торговые залы (517, 7 кв.м, 13, 1 кв.м, 305, 3 кв.м, 307, 9 кв.м.), кабинет директора, коридоры, сан. узлы, склад, электрощитовая, дискозал, гардероб, итого - "данные изъяты" кв.м.
Площадь помещений, назначение которых предусматривает размещение торговых объектов, "данные изъяты" кв.м. (517, 7 кв.м. + 13, 1 кв.м. + 305, 3 кв.м. + 307, 9 кв.м.) составляет 41, 7% от общей площади здания.
В суде апелляционной инстанции представители сторон подтвердили, что сведения содержащиеся в указанных выше технических паспортах по состоянию на даты утверждения оспариваемых перечней не изменялись.
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) также подтверждается, что спорные здания и помещения подлежали включению в оспариваемые Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в них помещений.
Согласно актам обследования фактического использования спорного объекта недвижимости, с кадастровым номером N составленным по состоянию на 19.07.2019, на 12.08.2020, на 31.03.2021, на 01.08.2022 гг, установлено, что объект используется под торговую деятельность: Торгово-сервисного центра " "данные изъяты"", супермаркета " "данные изъяты"", сети магазин косметики и бытовой химии " "данные изъяты"", супермаркета " "данные изъяты"", обувного магазина " "данные изъяты"" и т.д.
Согласно актам обследования фактического использования спорного здания, с кадастровым номером N, составленным по состоянию на 19.07.2019 г, на 02.04.2021 г, на 01.08.202.2 года, установлено, что объект используется под торговую деятельность торгово-сервисного комплекса " "данные изъяты"", цветочного кибермаркета " "данные изъяты"", магазин игрушек " "данные изъяты"", магазин мебели, магазина мебели, магазина ковров и т.д.
При таких данных, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исходя из вида разрешенного использования земельных участков, документов технического учета (инвентаризации) и фактического использования зданий и помещений в них, объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, N, N соответствуют критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ, следовательно, обоснованно были включены в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах у уполномоченного органа имелись законные основания для включения спорных объектов в оспариваемые Перечни.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела, которая была предметом исследования в суде первой инстанции, основана на неверном толковании норм материального и процессуального права и не содержит основанию для отмены или изменения решения суда.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что включение указанных объектов в оспариваемые Перечни соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Муртазина Э.Р. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.