г. Нижний Новгород
16 января 2024 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Калугина Д.М, рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело по частной жалобе Г. на определение судьи Оренбургского областного суда от 25 октября 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Г. обратился в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в котором просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование требований заявитель указывает, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, определенная в порядке массовой оценки по состоянию на 1 января 2021 года, является завышенной по сравнению с ее рыночной стоимостью. Полагает, что новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости на территории Оренбургской области с 1 января 2023 года, связанное с переходом к применению статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке, что не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на ее оспаривание в судебном порядке.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 25 октября 2023 года Г. отказано в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе Г. просит определение судьи отменить, полагая, что данное определение незаконно, поскольку судом допущены нарушения материального и процессуального права, а также неправильно определены фактические обстоятельства дела.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения, в связи с чем доводы частной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется нормами КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N269-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2026 года (далее - переходный период).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ или Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ).
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - также ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом, как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года, в связи с чем оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ.
Следовательно, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, начатой по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, осуществляется в соответствии с этим законом; оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, установленной в рамках государственной кадастровой оценки, проведенной по правилам Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 30 августа 2017 года N634-п "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", датой перехода установлено 1 сентября 2017 года.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2022 года N1514-пп датой перехода к применению на территории Оренбургской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 1 января 2023 года.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ с 1 января 2023 года на территории Оренбургской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ "Центр государственной и кадастровой оценки Оренбургской области", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ).
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, то есть в Оренбургской области после 1 января 2023 года может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Г. обратился в Оренбургский областной суд с настоящим административным исковым заявлением 16 октября 2023 года. Доказательств соблюдения внесудебного порядка административным истцом, а именно: обращение Г. в ГБУ "Центр государственной и кадастровой оценки Оренбургской области" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, не представлено и в материалах дела данных доказательств не имеется. Кроме того, при подаче административного искового заявления административным истцом заявлено только требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, которое является дополнительным и может быть заявлено только одновременно с требованием о признании незаконным решения бюджетного учреждения в сфере кадастровой оценки.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что в Оренбургской области в связи с переходом к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ с 1 сентября 2017 года, как при рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, так и при установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, только с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение (суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) подано соответствующее заявление.
В этом состоит отличие статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ от положений части 5 стати 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, согласно которой кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Отказывая в принятии данного административного искового заявления, судья, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, и на основании приведенных положений статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ обоснованно исходил из того, что с 1 января 2023 года в Оренбургской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН, соответственно, на территории Оренбургской области вопросы установления кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением ГБУ "Центр государственной и кадастровой оценки Оренбургской области" в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, с чем суд апелляционной инстанции соглашается, в связи с чем возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости путем установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года административным истцом утрачена, поэтому заявленные требования об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере рыночной стоимости не подлежат рассмотрению в суде.
Ссылку в частной жалобе на пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 и на то, что у истца сохраняется возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, ставшей архивной, в связи с сохранением права на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости, в том числе во внесудебном порядке. При этом Федеральный закон от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в отличие от Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ вообще не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размер его рыночной стоимости иначе как с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, в том числе не предусматривает применение вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости в размер его рыночной стоимости со дня начала применения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах в принятии административного искового заявления судьей суда первой инстанции отказано правомерно.
Другие доводы частной жалобы основаны на ошибочном толковании и неверном понимании норм процессуального законодательства, в связи чем являются несостоятельными и не могут повлечь отмену определения судьи.
Таким образом, обжалуемое определение суда следует признать обоснованным, соответствующим действующему законодательству и обстоятельствам дела. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение судьи Оренбургского областного суда от 25 октября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.