Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В, при секретаре Юриной Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Павлова Евгения Николаевича о признании недействующим пункта 876 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года N 392-О, по апелляционной жалобе Павлова Евгения Николаевича на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения административного истца и его представителя Кокшарова А.Ю, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Ю.Д, полагавшей решение суда подлежим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
пунктом 876 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год), утвержденного приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года N392-О, размещенного на официальном сайте Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.minust.cap.ru), и в газете "Вести Чувашии" N1, здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Московский, д. 14 Б (далее - спорное здание) признано объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как кадастровая стоимость.
Павлов Е.Н. как собственник помещения, расположенного в спорном здании, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей приведенной нормы, обосновывая свою позицию тем, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение названного объекта недвижимого имущества в Перечень на 2021 год противоречит статье 378.2 НК РФ и нарушает его права, свободы и законные интересы, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав явившихся по делу лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, исходя из положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, пункта 64 раздела 3 Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 13 октября 2016 года N 422, Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года N 343, правомерно пришел к выводу о том, что приказ Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 24 декабря 2020 года N 392-О, которым был утвержден оспариваемый Перечень, принят уполномоченным органом в установленном законом порядке, в пределах своей компетенции с соблюдением требований, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Исходя из статьи 3, подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 НК РФ, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Павлов Е.Н. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, которое наряду с иными нежилыми помещениями (кадастровые номера N) расположено в нежилом здании с кадастровым номером N общей площадью 613, 7 кв. м по адресу: "адрес"Б.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости названное выше нежилое здание 2005 года постройки имеет наименование назначение "нежилое", наименование "административный корпус с пристроем", расположено на земельном участке площадью 5775 кв. м с кадастровым номером N, имеющем вид разрешенного использования "для многоэтажной застройки".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации) - технических паспорта помещений, входящих в состав здания, для использования в целях размещения торговых объектов.
Так, согласно технического паспорта, изготовленного МУП "Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на помещение с кадастровым номером N, принадлежащее Павлову Е.Н, помещение N 9 площадью 91 кв. м, расположено в мансарде (Литера А4) нежилого четырехэтажного монолитного пристроя (литера А2) с подвалом (литера АЗ) к жилому десятиэтажному монолитному дому (литера А) с подвалом (Литера А1) и включает следующие помещения: лестница, коридоры, туалет, кабинеты.
Согласно технического паспорта, изготовленного МУП "Бюро технической инвентаризации приватизации жилищного фонда" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на помещение с кадастровым номером N, принадлежащее ФИО12, помещение N 6 площадью 77, 00 кв. м, расположено на третьем этаже (Литер А2) и включает следующие помещения: лестница, коридоры, туалет, кабинеты, кладовая, лоджия, балкон.
Согласно технического паспорта, изготовленного МУП "Бюро технической инвентаризации приватизации жилищного фонда" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на помещение с кадастровым номером N, принадлежащее ФИО13, помещение N 7 площадью 26, 6 кв. м, расположено на четвертом этаже (Литера А2) и включает следующие помещения: лестница, коридор, туалет, кабинет.
Согласно технического паспорта, изготовленного МУП "Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на помещение с кадастровым номером N, принадлежащее ФИО14, помещение N 2 площадью 70 кв. м расположено на четвертом этаже (Литера А2) и включает следующие помещения: кабинеты, коридор, кладовая, санузел, моечная, раздевалка, лестница.
Согласно технического паспорта, изготовленного МУП "Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на помещение с кадастровым номером N, принадлежащее ФИО10 и ФИО11, помещение N 3 площадью 41, 6 кв. м, расположено в подвале (Литера АЗ) включает следующие помещения: склады.
Согласно технического паспорта, изготовленного МУП "Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на помещение с кадастровым номером N, принадлежащее ФИО11 и ФИО10, помещение N 4 площадью 77, 3 кв. м расположено на первом этаже (Литера А2) и включает следующие помещения: лестница, коридор, туалет, кладовая, балкон, торговые залы (10, 4 кв. м, 7, 9 кв. м, 11, 7 кв. м, 9 кв. м, 13, 2 кв. м, 9, 8 кв. м).
Согласно технического паспорта, изготовленного МУП "Бюро технической инвентаризации приватизации жилищного фонда" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на помещение с кадастровым номером N, принадлежащее ФИО10, помещение N площадью 76, 6 кв. м, расположено на втором этаже (Литер А2) и включает следующие помещения: лестница, коридор, туалет, торговые залы (10, 5 кв. м, 7, 9 кв. м, 11, 9 кв. м, 8.1 кв. м, 13, 3 кв. м, 9, 7 кв. м), кладовая, лоджия, балкон.
В порядке подготовки настоящего дела к судебному разбирательству в суде апелляционной инстанции в Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Чуваштехинвентаризация" Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в целях установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, направлен судебный запрос, ответ на который приобщен к материалам дела.
БУ ЧР "Чуваштехинветаризация" Минэкономразвития Чувашии представлена копия инвентарного дела на объект недвижимости по адресу: г. "адрес", имеет наименование "административно-бытовой корпус с мансардным этажом и помещением под магазин", назначение "нежилое", и согласно экспликации состоит из следующих помещений: коридоры, тех. помещения, теп. узел, лестница, туалет, торговые залы, балкон, лоджия, кабинет. В экспликации к поэтажным планам нежилого здания предусмотрен более дифференцированный учет площади строения, таким образом в экспликации спорного помещения указано предназначение помещений - торговое основная 123, 4 кв. м.
Таким образом, исходя из технических паспортов как на нежилое здание так и на каждое отдельное помещение, находящееся внутри спорного объекта недвижимости, и принадлежащих на праве собственности физическим лицам, общая площадь помещений с назначением "торговый зал", предусматривающим размещение торговых объектов, составляет 123, 4 кв. м, что составляет 20, 1 % от общей площади всего спорного нежилого здания с кадастровым номером N площадью 613, 7 кв. м, что является; достаточным основанием для включения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2021 год.
Анализ приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, достаточно установления в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ.
Несмотря на это, суд первой инстанции проверил наличие всех условий для признания спорного здания торговым центром, подробно изложив свои выводы в судебном решении, приводя в обоснование соответствующие доказательства и нормы права.
Административный истец в апелляционной жалобе не оспаривает что более 20% общей площади здания предназначено для размещения торговых объектов, утверждая о противоречии оспариваемого пункта имеющему большую силу законодательству в связи с тем, что спорный объект недвижимости нельзя признать отдельно стоящим зданием.
Приведенный довод является несостоятельным в силу следующего.
Пунктом 3 статьи 11 НК РФ предписано, что понятия "объект налогообложения", "налоговая база" и другие специфические термины законодательства о налогах и сборах, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях этого Кодекса.
Поскольку на в пункте 2 статьи 11 НК РФ, ни в статье 378.2 НК РФ, устанавливающей виды недвижимого имущества и определяющей признаки административно-делового и торгового центров, не раскрыто понятие "отдельно стоящее нежилое здание", то в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ подлежит применению понятие "здание", содержащееся в гражданском и градостроительном законодательстве в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Исходя из части 1 статьи 130, а также части 1 статьи 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 430-ФЗ), части 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации "здание" - это недвижимая вещь, один из видов объектов недвижимости и объектов капитального строительства.
В пункте 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" содержится следующее определение: здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Пристройкой же называется часть здания, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, является вспомогательной по отношению к зданию и имеющая с ним одну (или более) общую капитальную стену. Пристройки в большинстве своем имеют внутреннее сообщение с основным зданием. К ним следует относить: пристроенные кухни, жилые пристройки, сени, тамбуры, веранды и т.п. (абзац 20 Приложения N 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации "Основные понятия, используемые в целях настоящей Инструкции", утвержденной приказом Минземстроя Российской Федерации от 04 августа 1998 года N 37).
Вместе с тем, исходя из общего содержания статьи 378.2 НК РФ в целом, которая устанавливает особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, перечень которых является исчерпывающим, содержится в подпунктах 1 - 4 пункта 1 и включает наряду с административно-деловыми центрами, торговыми центрами (комплексами) также жилые дома, а также принимая во внимание, что в целях названной статьи к административно-деловым центрам, и торговым центрам (комплексам) относят здания (строения, сооружения), отвечающие условиям, указанным в пункте 3 и 4 соответственно, по смыслу приведенных законоположений отдельно стоящее здание - это самостоятельный объект недвижимого имущества, не входящий в состав жилого дома, то есть не являющийся частью этого дома.
В данном случае, спорное нежилое здание хотя и пристроено к многоквартирному жилому дому, но никаких вспомогательных функций по отношению к зданию многоквартирного жилого дома не выполняет и доказательств обратного административным истцом не представлено.
Исследовав техническую документацию на спорное здание и нежилые помещения здания, суд апелляционной инстанции приходит к заключению, что оно не подпадает под признаки встроенного нежилого помещения (помещение, располагаемое в габаритах жилого дома с выступом за его пределы не более чем на 1, 5 м), встроенно-пристроенного нежилого помещения (помещение, располагаемое в габаритах жилого здания и в объемах, вынесенных за пределы габаритов жилого здания более чем на 1, 5 м), установленные в приложении Б к СП 31-107-2004. Архитектурно-планировочные решения многоквартирных жилых зданий, одобренному и рекомендованному к применению письмом Госстроя Российской Федерации от 28 апреля 2004 года N ЛБ-131/9.
Из положений Общероссийского классификатора основных фондов (ОК 013-2014 (СНС 2018)), принятого и введенного в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года N 2018-ст, следует, что наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, являются самостоятельными объектами. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными объектами.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" на территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости; к числу основных относятся сведения о виде объекта недвижимости согласно следующей классификации: земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид (пункт 1, подпункт 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Спорный объект недвижимости прошел процедуру кадастрового учета, исходя из представленных на регистрацию документов учтен в реестре недвижимости в качестве здания - как самостоятельный и отдельный (от многоквартирного дома) объект недвижимости.
Изучив публично-кадастровую карту и установив, что спорное четырёхэтажное здание, как и расположенный рядом с ним одиннадцатиэтажный жилой дом по адресу: "адрес", хоть и находятся на одном земельном участке, но имеют самостоятельные кадастровые номера и разные адреса, каждый объект недвижимости имеет собственные стены, что на кадастровом учете спорный объект стоит именно как здание, судебная коллегия считает, что суд сделал правильный вывод, что объект недвижимости с кадастровым номером N, обозначенный в пункте 876 Перечня, является отдельно стоящим зданием, следовательно, его расположение вплотную к жилому дому не имеет правового значения для применения положений статьи 378.2 НК РФ и не свидетельствует о том, что спорное здание незаконно отнесено к объекту налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Довод апелляционной жалобы о рассмотрении судом дела в отсутствие надлежащего извещения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике", привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, о допущенном судом процессуальном нарушении, предусмотренном частью 1 статьи 310 КАС РФ, также не свидетельствует.
Из аудиозаписи протокола судебного заседания, вопреки доводам апелляционной жалобы, достоверно установлено, что 29 июня 2023 года к участию в деле привлечено Управление Росреестра по Чувашской Республике, которое надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения настоящего дела, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением о получении судебного извещения.
При разрешении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павлова Е.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный суд Чувашской Республики.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.