Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сорокина М.С.
судей Батялова В.А, Рогачёвой Ю.А.
при секретаре Шаманиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Егоровой Е.В. о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года N 555 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" в части пункта 10188 Перечная на 2023 год, с момента принятия по апелляционной жалобе Егоровой Е.В. на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 сентября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя административного истца Колосова А.М, представителей Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Тихомировой К.Ю, Стяжкина А.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 555 от 17 октября 2022 года утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее Перечень на 2023 год).
В пункт 10188 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2023 год, был включен объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" "данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности на который принадлежит Егоровой Е.В.
Указанное постановление Правительства Удмуртской Республики N 555 от 17 октября 2022 года опубликовано в соответствии со статьей 13 Закона Удмуртской Республики "О Правительстве Удмуртской Республики" на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) 7 октября 2022 года и 20 октября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Егорова Е.В, обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года N555 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" в части пункта 10188 Перечня на 2023 год, с момента принятия, полагая, что на момент включения в Перечень объект недвижимости не отвечал и не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что здание с кадастровым номером N не обоснованно включено в Перечень на 2023 год, поскольку не использовалось в качестве административно-делового центра и (или) торгового центра (комплекса), так как:
- здание не предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- здание фактически не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- здание не расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования земельного участка - Деловое управление (код 4.1) прямо не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого значения.
Фактическое обследование путем посещения и осмотра здания в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 N270 на момент включения его в Перечень на 2023 год не проводилось.
Сведениями, содержащимися в ЕГРН, не подтверждается, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно резолюции (справке) от 20.02.2023 по состоянию на дату формирования Перечня площадь здания, сведений о которой были внесены в ГКН в соответствии с данными технического плана здания от 08.10.2022, подготовленного кадастровым инженером Урсеговой Р.В. составляла "данные изъяты" кв.м.
Согласно данным указанного технического плана в здании помещений с назначением, разрешенным использованием и наименованием, предусматривающими размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, а также объектов общественного питания или бытового обслуживания, не имеется.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 сентября 2023 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Егоровой Е.В. к Правительству Удмуртской Республики о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года N 555 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" в части пункта 10188 Перечная на 2023 год, с момента принятия, отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе Егорова Е.В. просит решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 сентября 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить. В обосновании доводов жалобы указано, что спорный объект недвижимости не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе участвующим в деле прокурором, административным ответчиком Правительством Удмуртской Республики представлены возражения, в которых просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель административного истца Колосов А.М. в суде апелляционной инстанции (с использованием системы видеоконференц-связи) доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Правительства Удмуртской Республики, Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Тихомирова К.Ю, Стяжкин А.А. в суде апелляционной инстанции (с использованием системы видеоконференц-связи) доводы апелляционной жалобы считали необоснованным и неподлежащими удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На основании статьи 3 и 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (ст. 13 Закона УР "О Правительстве Удмуртской Республики").
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом Удмуртской Республики от 18 ноября 2014 года N 63-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Удмуртской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Удмуртской Республики.
Налог на имущество физических лиц на территории города Ижевска урегулирован Решением Городской Думы города Ижевска от 20 ноября 2014 года N 658 "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Ижевск", в соответствии с которым этот налог в отношении объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Как указано выше, Постановлением от 17 октября 2022 года N 555 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В пункт 10188 Перечня на 2023 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства, пришел к правильному выводу, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2022 года N 555, являющееся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принято в пределах полномочий Правительства Удмуртской Республики, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Егорова Е.В. является сособственником ("данные изъяты" доли в праве общей долевой собственности) здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Согласно сведениям Публично-правовой компании "Роскадастр" в Едином государственном реестре недвижимости содержатся следующие характеристики об объекте недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 17 октября 2022 года:
-Назначение здания с кадастровым номером N - "Нежилое", площадь здания "данные изъяты" кв.м, вид разрешённого использования здания с кадастровым номером N по состоянию на 17 октября 2022 года - сведения отсутствовали. В связи с отсутствием в ЕГРН по состоянию на 17 октября 2022 года сведений о помещениях, расположенных в здании с кадастровым номером N, сведения о характеристиках помещений, расположенных в здании с кадастровым номером N в ЕГРН по состоянию на 17 октября 2022 года отсутствовали;
-Наименование и реквизиты документы кадастрового учета, на основании которого были вынесены последние изменения в сведения ЕГРН о характеристиках здания с кадастровым номером N: Технический план здания, подготовленный кадастровым инженером ФИО18 от 8 октября 2022;
-Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором распложено здание с кадастровым номером N Деловое управление (Код 4.1)".
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (земельный участок с кадастровым номером N) от 9 сентября 2022 года N N следует, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования Деловое управление (код 4.1), расположенный по адресу: "адрес", земельный участок N принадлежит на праве собственности:
- Егоровой Е.В. (вид, номер и дата государственной регистрации права: долевая собственность, N N от 21 июля 2016 года, "данные изъяты");
- Егоровой Е.В. (вид, номер и дата государственной регистрации права: долевая собственность, N N от 11 июля 2017 года, "данные изъяты");
- Егоровой Е.В. (вид, номер и дата государственной регистрации права: долевая собственность, N N от 14 ноября 2017 года, "данные изъяты");
- ФИО19. (вид, номер и дата государственной регистрации права: долевая собственность, N N от 1 ноября 2018 года, "данные изъяты");
- Егоровой Е.В. (вид, номер и дата государственной регистрации права: долевая собственность, N N от 1 ноября 2018 года, "данные изъяты");
- ФИО20 (вид, номер и дата государственной регистрации права: долевая собственность, N N от 12 ноября 2019 года, "данные изъяты") (том N1 л.д. 27-36).
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 (или надо новый - Приказ Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", деловое управление (код 4.1) предусматривает размещение на участке объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности).
Таким образом, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, обоснованно пришел к выводу, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает возможность эксплуатации расположенного на нем здания в различных целях, включая коммерческую деятельность, направленную на извлечение прибыли путем взаимодействия с клиентами, а равно иных видов управленческой деятельности, не связанных с самостоятельной деловой или коммерческой деятельностью.
Как верно указал суд первой инстанции, такой вид разрешенного использования, допускает правовую неопределенность в режиме использования нежилого здания, расположенного на этом земельном участке, а содержание вида разрешенного использования земельного участка с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 ноября 2020 года N 46-П, должно было быть установлено с учетом фактического использования и (или) предназначения объектов недвижимости, расположенных на таком земельном участке.
Согласно п. 9 ст. 378.2 НК РФ, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 N 270 утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения и Методика определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в форме:
1) межведомственного взаимодействия Министерства с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Удмуртской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики;
2) запросов Министерством сведений и документов, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками (владельцами) объектов недвижимости;
3) обследований объектов недвижимости (далее - обследование) (п.2 "Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" утвержденного Постановлением Правительства УР от 14.07.2014 N 270 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).
Обследование проводится комиссией, в состав которой могут быть включены представители: Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики; Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики; Министерства экономики Удмуртской Республики; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (по согласованию); администрации муниципального района (городского округа), образованного на территории Удмуртской Республики, на территории которого проводится обследование (по согласованию) (п. 16 названного Положения).
В ходе проведения обследования проводятся фото- и (или) видеосъемка и необходимые измерения в целях фиксации фактического использования объекта недвижимости (п. 20 названного Положения).
По результатам обследования, планового обследования в срок не более 5 рабочих дней со дня окончания проведения обследования, планового обследования составляется акт обследования фактического использования объекта недвижимости по форме, утвержденной Министерством (п. 24 названного Положения).
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактическое обследование путем посещения и осмотра спорного объекта недвижимости в соответствии с требованиями Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2014 года N 270 на момент включения его в Перечень на 2023 год Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики не проводилось.
Во исполнение судебного запроса Публично-правовой компанией "Роскадастр" 30 марта 2023 года поступил ответ на запрос вх. N3910, согласно которому: "Согласно сведениям ЕГРН наименование объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на юридически значимую дату 17 октября 2022 года - "Торговый центр "данные изъяты"" (том N1 л.д. 81, 82).
Во исполнение судебного запроса Публично-правовой компанией "Роскадастр" предоставлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 3 июля 2023 года N N, из которой следует, что собственниками спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N являются:
- ООО " "данные изъяты"", ИНН N (вид, номер, дата государственной регистрации права: общая долевая собственность, N от 26 июня 2023 года, имеется ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда от 9 марта 2022 года N N сроком действия с 15 сентября 2021 года на 4 года, в пользу ООО " "данные изъяты""; - аренда от 13 февраля 2020 года N N, с 22 июня 2017 года на 7 лет, в пользу ООО " "данные изъяты"";
- Егорова Е.В. (вид, номер, дата государственной регистрации права: общая долевая собственность, N N от 13 февраля 2020 года, доля: "данные изъяты"), имеется ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда от 13 февраля 2020 года N N, с 22 июня 2017 года на 7 лет, в пользу ООО " "данные изъяты""; аренда от 21 марта 2022 года N N, с 1 февраля 2020 года на 10 лет, в пользу ООО " "данные изъяты""; аренда от 9 марта 2022 года N N, на 4 года, в пользу ООО " "данные изъяты"" (том N5 л.д. 121-128).
Во исполнение судебного запроса Публично-правой компанией Роскадастр предоставлены правоустанавливающее документы на объект недвижимости с кадастровым номером N "Обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" в 2013 году составлена проектная документация Торгового центра "данные изъяты" (раздел 1 "Пояснительная записка"), а также представленный ООО " "данные изъяты"" в материалы дела договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 9 января 2019 года N N заключенный между ООО " "данные изъяты"" (далее по тексту - ООО " "данные изъяты"", именуемый в дальнейшем " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"" (том N6 л.д. 116-119) с приложением N1 к договору аренды на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 9 января 2019 года N N (том N6 л.д. 120) и акты выполненных работ от 31 января 2022 года, от 28 февраля 2022 года, от 31 марта 2022 года, от 30 апреля 2022 года, от 31 мая 2022 года, от 30 июня 2022 года, от 31 июля 2022 года, от 31 августа 2022 года, от 30 сентября 2022 года, от 31 октября 2022 года об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (том N6 оборотная сторона л.д. 111, том N6 л.д. 112, том N6 оборотная сторона л.д. 112, том N6 л.д. 113, том N6 оборотная сторона л.д. 113, том N6 л.д. 114, том N6 оборотная сторона л.д. 114), подтверждают, что в спорный период времени с адреса спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N вывозились твёрдые коммунальные отходы, где наименованием категории товаров указан объект торговли.
В апелляционной жалобе представитель административного истца заявляет о недопустимости договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.01.2019, заключенному с ООО " "данные изъяты"". Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод на основании указанного договора и актов выполненных работ за 2022 год о подтверждении факта вывоза в спорный период времени с адреса спорного объекта твердых коммунальных отходов как с объекта торговли.
Во исполнение запроса Министерства имущественных отношений по Удмуртской Республике Управлением Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике предоставлен ответ от 7 августа 2023 года N N о зарегистрированной контрольно-кассовой техники по адресу: "адрес" по состоянию на 17 октября 2022 года, данные о сумме выручке в 2022 год скрыт (том N6 л.д. 34-39).
Административным ответчиком в суд первой инстанции представлена таблица, отражающая количество арендаторов в объекте недвижимости с кадастровым номером N с указанием вида ИНН и вида их деятельности (том N6. л.д. 40-47). В представленных стороной административного истца в договорах аренды указано о том, что переданные помещения расположены в здании "Торговый центр "данные изъяты"" (том N2 л.д. 1-243, том N3 л.д.1-249, том N4 л.д. 1-250, том N5 л.д. 1-25).
Судом проанализированы подробно изложенные в оспариваемом решении представленные в материалы дела договоры аренды и установлены, согласно представленным договорам, арендаторы, осуществляющие свою деятельность на момент принятия оспариваемого Перечня в спорном здании с кадастровым номером N, а также вид их деятельности, регистрация контрольно-кассовой техники. Суд верно пришел к выводу о том, что в спорном объекте недвижимости с кадастровым номером N установлены контрольно-кассовые аппараты для расчета физических лиц за предоставленные услуги, которые зарегистрированы за юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, оказывающие в том числе торговые, бытовые услуги. Представленные документы подтверждают, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - арендаторов помещений в здании административного истца связана именно с реализацией товаров и оказанием услуг.
Исследовав представленный Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики во исполнение судебного запроса 14 июня 2023 года в материалы дела ответ, согласно которого "Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики в ответ на Ваш запрос сообщает, что на Строительный центр " "данные изъяты" расположенный по адресу: "адрес" в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года N1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)" разработан и утвержден 16 октября 2018 года паспорт безопасности объекта. По состоянию на 17 октября 2022 года паспорт безопасности на Строительный центр " "данные изъяты" действовал" (том N5 л.д. 58, 59), суд пришел к выводу о том, что паспорт безопасности Строительного центра " "данные изъяты"", утвержденный 16 октября 2018 года, является актуальным и на спорный период времени, следовательно, содержит актуальную информацию о характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером N, а именно о том, что основным функциональным назначением данного объекта является торговля непродовольственными товарами.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, административный истец не представил сведений о неактуальности обозначенного паспорта безопасности. Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики (уполномоченным органом в данной сфере) во исполнение судебного запроса 14 июня 2023 года также направлен ответ о том, что по состоянию на 17 октября 2022 года паспорт безопасности на "Строительный центр " "данные изъяты"" действовал.
Кроме того, в соответствии с пунктом 25 постановления Правительства РФ от 19 октября 2017 года N 1273 Актуализация паспорта безопасности торгового объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, в следующих случаях:
а) изменение основного предназначения торгового объекта (территории);
б) изменение общей площади и границ торгового объекта (территории);
в) изменение сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности торгового объекта (территории).
Паспорт безопасности, действующий с момента его составления, не актуализировался и не изменялся, сам административный истец, подписывая документ, подтверждал его торговую направленность.
Из технического плана от 8 октября 2022 года на здание с кадастровым номером N следует, что план подготовлен в связи с изменением сведений о площади и планировке объекта капитального строительства с кадастровым номером N на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
При проведении кадастровых работ выявлено, что в здании с кадастровым номером N произведена перепланировка, в результате которой изменилась площадь. Перепланировка произведена без выхода за пределы границ объекта и без затрагивания несущих конструкций. Общая площадь здания составляет "данные изъяты" кв.м, в здании расположены нежилые помещения, лестничные клетки, электрощитовые.
Согласно ответу на судебный запрос от 3 апреля 2023 года вх. N N у БУ УР "ЦКО БТИ" в архиве отсутствует технический паспорт на объект недвижимости с кадастровым номером N
Судом первой инстанции также были учтены представленные административным ответчиком сведения из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": Архивная копия сайта https://азбукаремонта18.рф/ от 27 июня 2022 года, для неопределенного круга лиц (том N1 л.д.104-109), из которой следует:
- спорное здание позиционируется как торговый центр " "данные изъяты"", вывеска с указанным названием зафиксирована в фототаблице том N1 л.д. 105;
- из копий (скриншотов) страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" усматривается, что в спорном здании размещено множество торговых организаций и организаций общественного питания, различных коммерческих организаций, с их расположением в торговом центре, расположены вкладки с наименованиями, таким как: "каталог товаров", "о центр", "магазины", "акции" с названием "Магазины" (том N1 л.д. 105-109);
- на указанном сайте есть возможность подачи заявки на аренду торгового места (том N1 оборотная сторона л.д. 108);
- размещена информация следующего содержания: "25 000 квадратных метров торговых площадей" (том N1 л.д. 109);
- размещена информация о графике работы: "пн.сб. 09:00-21:00, вс. 10:00-19:00" (том N1 оборотная л.д. 109);
- размещена информация об акциях торговых организациях (том N1 оборотная л.д. 109).
Суд принял во внимание, что информация, размещенная в указанных общедоступных источниках, указаний на то, что выполняемые в торговом центре " "данные изъяты"" услуги (работы) для удовлетворения бытовых или личных потребностей не оказываются, не содержит.
Более того, из правоустанавливающих документов, а также представленных скриншотов сайта https://азбукаремонта18.рф/ следует, что у здания с кадастровым номером N расположена надземно-подземной автостоянка на 500 машиномест (парковка), что является отличительной особенностью торгового центра как объекта торговли.
В судебном заседании от 13 сентября 2023 года судом первой инстанции обозревался диск (том N5 л.д. 59) с видеозаписью в видеохостинге YouTube о нахождении магазина "Дома стол" в Строительном центре "данные изъяты"", выложенная 31 июля 2021 года и являющая актуальной на спорный период времени.
Как установлено судом, на видеозаписи зафиксировано здание, расположенное по адресу: "адрес", с вывеской " "данные изъяты"" и его помещения, обладающие явными признаками осуществления торговой деятельности.
Является верным суждение суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах, содержание представленных стороной административного истца договоров не опровергают, а наоборот подтверждают, что в юридически значимый период помещения в здании массово сдавались в аренду различным юридическим лицам для ведения торговой деятельности.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N закономерно включен административным ответчиком в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества в соответствии с фактическим использованием, поскольку оно обладает признаками торговой деятельности, в связи с чем, подлежит признанию объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Нормативный правовой акт в оспариваемой части прав административного истца не нарушает, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, включенный в оспариваемый Перечень, "Деловое управление (код 4.1)" не предусматривает размещение объектов под цели, предусмотренные ст. 378.2 НК РФ, является необоснованным, поскольку в данном случае вид разрешенного использования земельного участка необходимо расценивать в совокупности с иными имеющимися в материалах дела доказательствами, которые подтверждают обоснованность включения объекта в Перечень, что следует из контекста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 N 46-П
Спорный объект согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости имеет наименование "Торговый центр "данные изъяты"". Данное наименование прямо предусматривает размещение торгового центра, что является достаточным основанием для его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, на основании чего довод апелляционной жалобы о том, что наименование здания не является основанием для включения объекта в Перечень, является несостоятельным.
В апелляционной жалобе административный истец заявляет о недопустимости договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.01.2019, заключенному с ООО " "данные изъяты"". Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод на основании указанного договора и актов выполненных работ за 2022 год о подтверждении факта вывоза в спорный период времени с адреса спорного объекта твердых коммунальных отходов как с объекта торговли, что подтверждается представленными в материалы дела, в том числе: скриншотами страниц сети "Интернет", видеозаписью с видеохостинга YuoTube и носит характер дополнительной, уточняющей к вышеуказанным сведениям из ЕГРН, информации. Данный договор является действующим и актуальным. Во исполнение двусторонних обязательств представлены акты оказанных услуг на оспариваемый период. Применен тариф для торговых объектов. Сторона административного истца, заключая договор, отнесла свой объект к торговым, без всякого принуждения вступила в правоотношения, производила расчеты за вывоз ТКО с торгового объекта.
Довод заявителя жалобы о якобы размещении в здании склада ни одним доказательством не подтвержден, опровергнут множеством документов, представленных стороной административного ответчика.
Ссылка в жалобе на судебную практику некорректна, поскольку иные принятые решения суда не имеют преюдициального значения, так как данные судебные акты были приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную административным истцом при рассмотрении дела, которые были предметом исследования в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и не содержат оснований для отмены или изменения решения суда.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Егоровой Е.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.