Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юриной Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стерлитамакский железобетонный завод" о признании недействующим с момента принятия нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 октября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Данные документы опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/ и Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления соответствующего налогового периода.
Пунктом 2303 Перечня на 2018 год, пунктом 3804 Перечня на 2019 год, пунктом 1510 Перечня на 2020 год, в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес".
ООО "Стерлитамакский железобетонный завод", собственник помещения с кадастровым номером N, которое расположено в вышеуказанном здании, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия нормативных правовых актов в части включения в Перечни на 2018-2020 годы здания с кадастровым номером N.
В обоснование требований указано, что здание и земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечни нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 октября 2023 года административное исковое заявление ООО "Стерлитамакский железобетонный завод" удовлетворено.
Признаны недействующими с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 2303 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес".
Признан недействующим с момента принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 3804 объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес"
Признан недействующим с момента принятия приказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в части включения в пункт 1510 объекта недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес".
Взысканы с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стерлитамакский железобетонный завод" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 000 рублей, уплаченной при обращении в суд с административным иском.
Взысканы с Правительства Республики Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стерлитамакский железобетонный завод" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей, уплаченной при обращении в суд с административным иском.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан просит решение суда отменить, принять новый акт, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку считает, что при его вынесении были нарушены нормы материального права, так как включение спорного объекта в Перечни на 2018, 2019, 2020 год является законным и обоснованным.
Относительно апелляционной жалобы, участвующим по делу прокурором Республики Башкортостан представлены возражения, в которых просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвовавшим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения об их необоснованности и законности решения суда.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе дополнительные доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
На территории Республики Башкортостан в соответствии статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" и статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", с 1 января 2015 года введен налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций, соответственно исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ установлено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившим в силу с 23 мая 2018 года, утверждены Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является уполномоченным органом, осуществляющее функции по формированию и уточнению перечня, направлению перечня и изменений в него в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, а также размещению его на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; проведению мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и (или) помещений; рассмотрению обращений заявителей по вопросам включения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений в перечень или исключения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений из перечня; утверждению перечня и внесению в него изменений.
Из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, как правильно установилсуд первой инстанции, спорное здание ни одному из перечисленных выше критериев не соответствует.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
В указанной части решение суда сторонами не оспаривается.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в пункт 2303 Перечня на 2018 год, в пункт 3804 Перечня на 2019 год, в пункт 1510 Перечня по 2020 год включено нежилое здание с кадастровым номером 02:56:030101:392, по адресу: Республика Башкортостан, город Стерлитамак, улица Профсоюзная, дом 18в, этажей: 4, в том числе подземных 1, площадью 3668, 7 кв. м, назначение: нежилое, наименование: здание административно-бытовой комплекс с лабораторий и сауной.
Административный истец как собственник помещения с кадастровым номером N, общей площадью 2573 кв. м, которое входит в состав вышеуказанного здания, является субъектом правоотношений, поскольку его права в связи с включением спорного здания в оспариваемые Перечни нарушаются, и он обладает правом на обжалование нормативных правовых актов в указанной части.
Согласно сведениям из ЕГРН и ответа филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 14 августа 2023 года, вышеуказанное здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 02:56:030101:1272, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования "для обслуживания административно-бытового комплекса с лабораторией и сауной", находящегося в государственной собственности, которым административный истец пользуется по договору аренды.
Суд первой инстанции, анализируя вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположен объект недвижимости, пришел к верному выводу, что вид разрешенного использования земельного участка "для обслуживания административно-бытового комплекса с лабораторией и сауной" не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что является одним из предусмотренных пунктом 3 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации условий отнесения спорного здания к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества.
Наименование здания "административно-бытовой комплекс с лабораторией и сауной" федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации также не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений.
Следовательно, здание по указанному основанию в Перечни на 2018, 2019, 2020 год включено быть не могло.
Таким образом, для включения в перечни объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В материалах дела имеется технический паспорт Стерлитамакского филиала ГУП Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан по состоянию на 17 апреля 2015 г. на объект недвижимости инвентарный номер 13145, кадастровый номер N, общей площадью 2 968, 9 кв. м. Согласно экспликации к указанному техническому паспорту по состоянию на 17 апреля 2015 года на нежилое помещение площадью 2968, 9 кв. м, литер Б (административно-бытовой комплекс с лабораторией и сауной) следует, что помещение состоит из частей: лестничная клетка, коридор, тамбур, зал для укрывания, венткамера, тамбур-шлюз, кабинет, лаборатория, электрощитовая, бытовое помещение, кладовка, раздевалка, душевая, компрессорная, мастерская, склад, сушилка, покрасочная, переход, вентиляционная камера, архив.
Аналогичный паспорт представлен по запросу суда первой инстанции Стерлитамакским филиалом ГБУ РБ "ГКО и ТИ" (т. 1, л. д. 82-95).
При этом, согласно ответу Росскадастра от 31.01.2024 г. N24-Исх/12372 объект недвижимости с кадастровым номером N общей площадь. 2958 кв. м. 14.04.2016 г. снят с кадастрового учета, в связи с образованием объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N
Иных технических паспортов материалы настоящего административного дела не содержат.
По запросу судебной коллегии Стерлитамакским филиалом ГБУ РБ "ГКО и ТИ" представлены технический паспорт по состоянию на 17 апреля 2015 г. на объект недвижимости - нежилое помещение подвала, 1-го, 2-го, 3-го этажа 4-х этажного здания с инвентарным номером 13145, кадастровый номер N, общей площадью 2 968, 9 кв. м, по состоянию на 12 июля 2023 г. на объект недвижимости с инвентарным номером 1345, кадастровым номером N, общей площадью 2525, 2 кв. м, согласно экспликации не имеется помещений, подпадающих под признаки ст. 378. 2 НК РФ; технический паспорт на нежилое здание по состоянию на 21 октября 201 года на объект недвижимости с инвентарным номером 11134, без указания кадастрового номера, общей площадью 709, 5 кв. м, согласно экспликации помещение N31 площадью 143, 2 кв. м. имеет назначение "столовая", N3 площадью 6, 9 кв. м. назначение "производственный цех", N13 площадью 18, 9 кв. м. назначение "пекарня", N50 площадь. 15, 3 кв. м. назначение "кондитерский цех", что менее 20 % от общей площади спорного объекта недвижимости; технический паспорт на комплекс зданий по состоянию на 18 сентября 2003 г. на объект недвижимости по адресу Г. Стерлитамак, Профсоюзная, N18 общей площадью 2989 кв. м, согласно экспликации помещения, подпадающие под признаки ст. 378.2 НК РФ отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечни, исходя из критерия предназначения расположенных в них помещений. Следовательно, для того чтобы признать нежилое здание в целях размещения объектов делового, административного и коммерческого назначения, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, фактически используемые для перечисленных целей.
В суде первой инстанции бесспорно установлено, что фактического обследования спорного объекта недвижимости в юридически значимые периоды не проводилось, сведения о заключенных договорах аренды помещений либо самого здания в ЕГРН отсутствуют, иными лицами не представлены.
При этом, в целях правильного рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела были получены документы из филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан.
Согласно сведениям из ЕГРН, нежилое здание с кадастровым номером N, назначение - "нежилое", наименование - "административно-бытовой комплекс с лабораторией и сауной", общей площадью 3679, 6 кв. м, включает в себя нежилые помещения с кадастровыми номерами: N, N.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.01.2024 г. нежилое помещение с кадастровым номером N, имеет назначение - "нежилое", наименование "помещение", общая площадь составляет 2573 кв. м.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.01.2024 г. нежило е помещение с кадастровым номером N, имеет назначение - "нежилое", наименование "помещение", общая площадь составляет 395, 9 кв. м.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.01.2024 г. нежилое помещение с кадастровым номером N, имеет назначение - "нежилое", наименование "магазин", общая площадь составляет 46, 9 кв. м.
Согласно предоставленному ответу на судебный запрос из филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 31.01.2024 г. (исх.24-исх/01017), по сведениям ЕГРН, здание с кадастровым номером N, по состоянию на 27.12.2017 г, 24.12.2018г, 24.12.2019 г. имело установленную связь с объектами недвижимости (помещения) с кадастровыми номерами: N (наименование "столовая"), N. Связь здания с кадастровым номером N с объектом недвижимости (помещение) с кадастровым номером N (наименование "магазин") установлена лишь 06.10.2021 года.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что согласно сведениям, содержащимися в ЕГРН, а также в соответствии со сведениями, предоставленными по судебному запросу из филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 31.01.2024 г. (исх.24-исх/01017), здание с кадастровым номером N в Перечни на 2019, 2019, 2020 годы включению не подлежало, поскольку связь здания и помещения с кадастровым номером N (наименование "магазин") на момент включения его в Перечни - отсутствовала.
Согласно выписке из ЕГРН от 23.01.2024 г. нежилое помещение с кадастровым номером N, имеет назначение - "нежилое", наименование "столовая", общая площадь составляет 710, 7 кв. м.
Наличие в здание помещения с наименованием "столовая" не свидетельствует о наличии оснований для включения здания в Перечни, поскольку площадь указанного помещения составляет 710.7 кв. м, что менее 20 процентов от общей площади здания (3679, 6 кв. м.).
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения в здании используется, либо предназначены для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с основной деятельностью общества, что согласовалось бы со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Само по себе, наличие помещения с наименованием "столовая", не свидетельствует об однозначном отнесении этого помещения к объектам общественного питания. В пунктах 20 - 40 национального стандарта Российской Федерации "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" содержится перечень типов предприятий общественного питания. При этом стандарт не относит к самостоятельным объектам общественного питания обеденный зал, кухню, моечную.
Кроме того, согласно Распоряжению от 10.01.2019 г. N19, в целях обеспечения безопасности работников, сохранности имущества и материальных ценностей на предприятии ООО Стерлитамакский железобетонный завод" действует пропускной режим.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что размещение в спорном здании помещения для приготовления пищи не позволяет сделать вывод, что здание предназначено для использования в целях размещения объектов общественного питания, поскольку названные помещения предназначены для питания сотрудников предприятия, расположенных в указанном здании.
Назначение помещений в спорном здании не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позволяет отнести здание к административно-деловым и торговым центрам.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административными ответчиками относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания критериям, установленным Налоговым кодексам Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта недвижимости в Перечни, не представлено. Не содержится ссылки на такие доказательства и в апелляционной жалобе.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункта 7 статьи 3 НК РФ), судебная коллегия находит верным заключение суда первой инстанции о том, что объект недвижимости не мог быть включен в указанные Перечни.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, имеющих юридическое значение для правильного рассмотрения административного дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, верно, пришел к выводу, что оспариваемые пункты Перечней на 2018, 2019, 2020 годы подлежит признанию недействующим со дня принятия.
По смыслу главы 10 КАС РФ, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В связи с чем, с административного ответчика в пользу истца правомерно взысканы судебные расходы, состоящие из уплаты государственной пошлины в размере 4500 рублей.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 февраля 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.