Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Калугина Д.М, при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аркада-Фудс" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими с момента принятия пункты N, N, N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007, пункт 1997 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732, по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 12 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 2007 от 29 декабря 2016 года(далее - Приказ N 2007 от 29 декабря 2016 года, Перечень), опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorb.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также - Перечень на 2017 год).
В пункт N Перечня на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая, включено нежилое помещение с кадастровым номером N по адресу: "адрес" в пункт N - нежилое помещение с кадастровым номером N по адресу: "адрес", в пункт N - нежилое здание с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1732 от 27 декабря 2017 года (далее также - приказ N 1732 от 27 декабря 2017 года), опубликованным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorb.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также - Перечень на 2018 год).
В пункт N Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Аркада-Фудс" (далее также - ООО "Аркада-Фудс", административный истец, Общество) являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, расположенного в нежилом здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес", обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов N, N, N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 1907, пункта 1997 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732, полагая, что спорное здание не соответствует требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", а также статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Оспариваемые пункты Перечня к приказу N 2007 от 29 декабря 2016 года, Перечня к приказу N 1732 от 27 декабря 2017 года нарушают права административного истца как собственника помещения и налогоплательщика.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 октября 2023 года признаны недействующими с момента принятия пункты N, N, N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007; признан недействующим с момента принятия пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Министерство) просит решение Верховного суда Республики Башкортостан от 12 октября 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, указав, что является неверным и необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что назначение помещений в здании "кабинет" не тождественно назначению "офис".
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагала необходимым отменить решение суда в части признания недействующим пункта N перечня на 2017 год, производство по делу в данной части прекратить, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п.1 ст. 374 НК РФ, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 и 2 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 N307-ФЗ).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 01 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1000 кв.м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость": утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение: вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства, пришел к правильному выводу, что оспариваемые в части Приказ N 2007 от 29 декабря 2016 года и Приказ N 1732 от 27 декабря 2017 года, являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N, входящее в состав объекта недвижимости с кадастровым номером N.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативно-правовыми актами, поскольку включением принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером N и нежилого здания с кадастровым номером N, в состав которого входит названное помещение, в оспариваемые Перечни на 2017 и 2018 годы затрагиваются его права плательщика налога на имущество, в связи с чем административный истец обладает правом на обжалование нормативных правовых актов в указанной части.
Вместе с тем, включением в пункт N Перечня на 2017 год нежилого помещения с кадастровым номером N, принадлежавшего в юридически значимый период муниципальному образованию городской округ город Уфа Республики Башкортостан, права и законные интересы ООО "Аркада-Фудс" не затрагиваются, в связи с чем решение Верховного суда Республики Башкортостан в части признания недействующим с момента принятия пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 подлежит отмене с прекращением производства по делу в данной части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) и сообщения филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан от 24 августа 2023 года N 22-Исх/10993 по состоянию на 29 декабря 2016 года и 27 декабря 2017 года:
а) объекты недвижимости имели следующие характеристики:
с кадастровым номером N: назначение - нежилое, наименование - административно-складское здание, площадь 1 321, 7 кв.м.; в его состав входили объекты недвижимости с кадастровыми номерами: N;
с кадастровым номером N: назначение - нежилое, наименование - помещения, площадь 329, 4 кв.м.;
с кадастровым номером - N: назначение - нежилое, наименование - помещения, площадь 69, 5 кв.м.;
с кадастровым номером N: назначение - нежилое, наименование - помещения, площадь - 167, 7 кв.м.;
с кадастровым номером N: назначение - нежилое, наименование - помещения, площадь - 175, 4 кв.м.;
с кадастровым номером N: назначение - нежилое, наименование - нежилые помещения 2-го этажа 3-х этажного нежилого здания, площадь - 248 кв.м.;
с кадастровым номером N: назначение - нежилое, наименование - нежилые помещения цокольного этажа 3 этажного нежилого здания, площадь - 284, 7 кв.м.;
б) 27 февраля 2017 года у объекта недвижимости N установлена связь с земельным участком N, по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - под производственную базу, площадь - 4 536 кв.м, с 14 августа 2014 года собственником является - ООО "Строительное Управление N6 "ГТСК-6"; основанием возникновения является договор купли-продажи объекта муниципального нежилого фонда с земельным участком без рассрочки платежа от 23 мая 2014 года N 1030. 05 июня 2018 года, ошибочно установленная взаимосвязь между данными объектами была аннулирована;
02 июля 2019 года у объекта недвижимости N установлена связь с земельным участком N, по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - занимаемый производственной базой, площадь - 842 кв.м. 10 июня 2016 года внесена запись об ограничении прав и обременениях в виде аренды за ООО "Аркада-Фудс"; основанием возникновения является дополнительное соглашение о присоединении к договору аренды земельного участка N 590-11 от 26 мая 2011 года, от 30 мая 2016 года N 590/1-11. Запись погашена 08 октября 2021 года;
21 июня 2016 года, в ЕГРН внесена запись об ограничении прав и обременениях в виде аренды за Муниципальное унитарное электросетевое предприятие "Уфагорсвет" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан; основанием возникновения является договор аренды земельного участка от 26 мая 2011 года N 590-11. Запись погашена 08 октября 2021 года.
08 октября 2021 года, в ЕГРН внесена запись об ограничении прав и обременениях в виде аренды за Муниципальное унитарное электросетевое предприятие "Уфагорсвет"; основанием возникновения является договор аренды земельного участка от 28 июля 2021 года N М109-21.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования земельного участка - "занимаемый производственной базой" - не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения, торговым объектам, объектам общественного питания и (или) бытового обслуживания и не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ.
С учетом изложенного спорный объект недвижимого имущества с кадастровым номером N по указанному основанию (исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено) в отсутствие обследования его фактического использования в Перечни на 2017, 2018 годы включению не подлежал.
Следовательно, здание с кадастровым номером N и входящее в его состав нежилое помещение с кадастровым номером N могли быть включены в оспариваемый Перечни, если наименование, назначение или разрешенное использование входящих в их состав помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади названных объектов недвижимости в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривало размещение объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, либо при установлении их фактического использования в указанных целях.
Согласно техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан", по состоянию на 25 июня 2007 года комплекс нежилых строений (лит. А, В и часть лит. Б), расположенный по адресу: "адрес", имел площадь 3 105, 5 кв.м, состоят из литера А (наименование, назначение - административно-складское здание, фактическое использование - административно-складское, площадь - 1321, 7 кв.м.), литера Б (наименование, назначение - нежилые помещения 1-го этажа, фактическое использование - производственно-складское, площадь - 1751, 2 кв.м.), литера В (наименование, назначение - склад, фактическое использование - склад, площадь - 32, 6 кв.м.), входящие в его состав помещения имели назначение: кабинет, тамбур, холл, коридор, кабинет, душевая, туалет, красный уголок, лестничная клетка, комната отдыха, кладовая, архив, склад, гараж, цех, мастерская, гараж, цех.
Согласно документу технического учета (инвентаризации) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N - техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан" по состоянию на 12 апреля 2010 года, нежилые помещения цокольного этажа 3-х этажного нежилого здания литера А, расположенного по адресу: "адрес", имели площадь 284, 7 кв.м, наименование, назначение - нежилые помещения цокольного этажа 3-х этажного нежилого здания, фактическое использование - складское, назначение частей помещения: склад (т.1, л.д. 74-78).
Согласно документу технического учета (инвентаризации) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N - техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан", по состоянию на 12 апреля 2010 года нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", имело площадь 248 кв.м, наименование, назначение - нежилые помещения 2-го этажа 3-х этажного нежилого здания (литера А), фактическое использование - административное, назначение частей помещения: кабинет, туалет, комната отдыха, коридор, архив, кабинет, лестничная клетка (т.1, л.д. 69-73).
Согласно документу технического учета (инвентаризации) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N - техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан", по состоянию на 7 декабря 2009 года нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", имело площадь 69, 5 кв.м, наименование, назначение - нежилое помещение цокольного этажа (литера А), фактическое использование - тепловой узел, назначение частей помещения: тепловой узел (т.1, л.д. 52-56).
Согласно документу технического учета (инвентаризации) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N - техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан", по состоянию на 7 декабря 2009 года нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", имело площадь 167, 7 кв.м, наименование, назначение - нежилые помещения цокольного этажа (литера А), фактическое использование - складское, назначение частей помещения: склад, санузел, душевая, подсобное (т.1, л.д. 57-61).
Согласно документу технического учета (инвентаризации) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N - техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан", по состоянию на 7 декабря 2009 года нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", имело площадь 175, 4 кв.м, наименование, назначение - нежилые помещения 1-го этажа 3-х этажного нежилого здания (литера А), фактическое использование - административное, назначение частей помещения: склад, тамбур, холл, коридор, кабинет, раздевалка, комната приема пищи, душевая, умывальная, туалет, подсобное (т.1, л.д. 62-66).
Согласно документу технического учета (инвентаризации) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N - техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан", по состоянию на 25 ноября 2009 года нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", имело площадь 329, 4 кв.м, наименование, назначение - нежилые помещения 1-го этажа (литера А), фактическое использование - производственное, назначение частей помещения: коридор, производственный цех, кабинет, санузел, душевая, раздевалка (т.1, л.д. 79-83).
Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации)), содержащей сведения о наименовании, разрешенном использовании и назначении помещений, входящих в спорное здание и спорное нежилое помещение в материалах административного дела не имеется.
Поименованные в экспликации приведенных выше технических паспортов здания с кадастровым номером N и входящих в его состав помещений с кадастровыми номерами N помещения (части помещений) не могут быть однозначно отнесены к предусматривающим размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 НК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", в силу чего помещения с назначением "кабинет" правомерно не учтены судом первой инстанции в качестве офисных помещений.
Из анализа приведенной выше документации следует, что документы технического учета (инвентаризации) спорных объектов недвижимости и сведения Единого государственного реестра недвижимости не подтверждают наличие помещений площадью не менее 20% общей площади здания с кадастровым номером N и нежилого помещения с кадастровым номером N, имеющих назначение, разрешенное использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, здание с кадастровым номером N и нежилое помещение с кадастровым номером N в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости в Перечни на 2017, 2018 годы включению не подлежали.
В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доказательств с достоверностью подтверждающих факт использования спорных объектов недвижимости исключительно под цели, указанные в ст.378.2 НК РФ, материалы дела не содержат.
Доказательств, свидетельствующих о том, что проводились мероприятия по обследованию здания с кадастровым номером N и нежилого помещения с кадастровым номером N с целью определения вида их фактического использования для включения в Перечень на 2017, 2018 года, административным ответчиком не представлено.
Административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимости условиям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку оспариваемые положения противоречит федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, пункты N и N Перечня на 2017 год, пункт N Перечня на 2018 год подлежат признанию не действующим.
Определяя момент, с которого оспариваемые Перечни должны быть признаны недействующими, применив пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно признал пункты N и N Перечня на 2017 год, пункт N Перечня на 2018 год не действующими с момента принятия нормативного правового акта.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 октября 2023 года в части признания недействующим с момента принятия пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 - отменить.
Производство по делу в части признания недействующим с момента принятия пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29 декабря 2016 года N 2007 - прекратить.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.