Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу защитника Родиной Ольги Ивановны, действующей в интересах Кахорова Гайратжон Шухратзода, на вступившие в законную силу постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кахорова Гайратжон Шухратзода,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2023 года Кахоров Г.Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 ноября 2023 года постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2023 года изменено, действия Кахорова Г.Ш. переквалифицированы на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в остальной части судебный акт оставлен без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить судебные акты и направить дело об административном правонарушении в отношении Кахорова Г.Ш. на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных названным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с названным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Пунктом 2 статьи 5 Закона N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного названным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в данной норме.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 2 октября 2023 года в 15 часов 45 минут по адресу: "адрес", выявлен гражданин Республики Узбекистан Кахоров Г.Ш, допустивший нарушение установленных правил въезда в Российскую Федерацию, а именно въехав ДД.ММ.ГГГГ на территорию Российской Федерации, ДД.ММ.ГГГГ Кахоров Г.Ш. выехал из Российской Федерации и в нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок вновь в этот же день заехал на территорию Российской Федерации.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья Зеленодольского городского суда Республики Татарстан действия Кахорова Г.Ш. квалифицировал по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением от 3 октября 2023 года привлек Кахорова Г.Ш. к административной ответственности по указанной норме с назначением административного наказания.
Рассматривая жалобу Кахорова Г.Ш. на постановление судьи городского суда, судья Верховного Суда Республики Татарстан действия Кахорова Г.Ш. переквалифицировал на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные выводы судьи Верховного Суда Республики Татарстан сомнений в своей законности не вызывают, такое изменение квалификации действий Кахорова Г.Ш. согласуется с положениями пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Вина Кахорова Г.Ш. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортами должностных лиц, сведениями из ФМС России АС ЦБДУИГ, копией паспорта иностранного гражданина, уведомлением о прибытии иностранного гражданина, протоколом об административном задержании, иными материалами, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе виновность лица, совершившего противоправное деяние.
Действия иностранного гражданина Кахорова Г.Ш. квалифицированы по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и миграционного законодательства Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе описано событие административного правонарушения, протокол подписан составившим его должностным лицом.
Кахорову Г.Ш. при составлении протокола были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положения статьи 51 Конституции Российской Федерации. Кахоров Г.Ш. при составлении протокола об административном правонарушении в реализации процессуальных прав ограничен не был.
Доводы жалобы об ухудшении положения Кахорова Г.Ш. судьей городского суда, поскольку, квалифицируя его действия по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья городского суда не учел, что протоколом об административном правонарушении Кахорову Г.Ш. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых актов.
Как следует из решения судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 ноября 2023 года, данные противоречия были устранены в ходе пересмотра судебного акта путем внесения в него изменений, что соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, судья Верховного Суда Республики Татарстан признал назначенное судьей городского суда административное наказание обоснованным, не согласиться с такими выводами оснований не усматривается.
Санкцией части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено административное наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно части 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 года N 649-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья, учитывая продолжительность проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в гражданство Российской Федерации и другие обстоятельства, принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено иностранному гражданину Кахорову Г.Ш. в соответствии с санкцией части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судов о действительной необходимости назначения Кахорову Г.Ш. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в полной мере мотивированы, основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности.
Длительность проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, наличие у него близких родственников, проживающих на территории Российской Федерации, постоянного места жительства, работы и дохода, уплата соответствующих налогов не освобождают иностранного гражданина от обязанности по соблюдению требований миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности и представляющие собой особую государственную значимость, а потому перечисленные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о невозможности назначения иностранному гражданину административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации и не являются поводом для исключения назначенного Кахорову Г.Ш. данного вида административного наказания.
С учетом отсутствия данных, подтверждающих наличие у Кахорова Г.Ш. на территории Российской Федерации работы и дохода, уплаты соответствующих налогов, устойчивых семейных связей, а также о невозможности общения и поддержания семейных связей при проживании Кахорова Г.Ш. за пределами Российской Федерации при их действительном стойком наличии, принимая во внимание отношение иностранного гражданина к установленному на территории Российской Федерации правопорядку, оснований для исключения назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не имеется.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 8 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кахорова Гайратжон Шухратзода, оставить без изменения, а жалобу защитника Родиной Ольги Ивановны, действующей в интересах Кахорова Гайратжон Шухратзода - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.