Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сказочкина В.Н., судей Алексеева Д.В., Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, поданную 21 ноября 2023 года на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 10 августа 2023 года по административному делу N 2а-352/2023 по административному иску прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного кругу лиц, к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Соль - Илецкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, после уточнения заявив требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером N; возложении на администрацию обязанности в срок до 1 сентября 2023 года принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов.
В обоснование требований указывал, что в рамках проведенной проверки выявлено несанкционированное размещение отходов на указанной территории, которое ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории округа, нарушает права граждан на благоприятную среду обитания.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ "Управление городского хозяйства", ООО "Восток".
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2023 года административный иск удовлетворен, постановлено признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером: N, на администрацию возложена обязанность в срок до 1 сентября 2023 года принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером: N.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 10 августа 2023 года решение суда первой инстанции изменено, установлен срок исполнения администрацией возложенной обязанности до 1 декабря 2023 года, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области просит отменить судебные постановления, приводит доводы о том, что решение о проведении проверки не было доведено прокурором или его заместителем до сведения администрации не позднее дня начала проверки, следовательно, по его мнению, результаты проведенной проверки не могут быть допустимыми доказательствами по делу. В ходе рассмотрения дела не подтвержден факт наличия несанкционированной свалки (то есть навалы мусора отвечающие по своим критериям именно данному понятию), ее расположения непосредственно на земельном участке с кадастровым номером N (не зафиксированы координаты на данном земельном участке), не определены границы свалки; судом не установлены площадь территории с отходами и объем отходов; судом не установлено, что размещение отходов было выявлено в установленном порядке и уполномоченными органами как выявленная несанкционированная свалка отходов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения обжалованных судебных актов.
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно пункту 7.8 ГОСТа если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса).
Судебные инстанции руководствовались положениями статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом подробного изучения судов, правомерно отклонены с тем указанием, что наличие несанкционированного размещения отходов в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером: N подтверждено в ходе осмотра, проводившегося ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области", кроме этого, указания, изложенные прокуратурой в ранее направленном представлении об устранении нарушения законодательства об охране жизни и здоровья граждан, об отходах производства и потребления, признавались администрацией МО Соль-Илецкий городской округ как достоверные, что усматривается также из письма администрации от 30 января 2023 года, адресованного Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, в котором перечислены несанкционированные свалки.
При таких данных ссылки заявителя кассационной жалобы на нарушение в ходе проведения проверки, в связи с чем, по его мнению, представление прокуратуры не может служить в качестве доказательства по делу, не опровергают выводов судов, не влекут признания судебных актов необоснованными.
Мотивы, по которым суды пришли к выводу об удовлетворении административного искового заявления, подробно изложены в обжалованных судебных актах. Судебные инстанции правильно определили юридически значимые для дела обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку доводам сторон спора.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 10 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.