Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Речич Е.С, судей Мурзаковой Н.П, Николаева И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО6 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14.09.2023 по гражданскому делу N по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство" о возложении обязанности произвести перерасчет платы за вывоз твёрдых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Николаева И.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство" (далее - ООО "Благоустройство"), в котором с учетом уточнения требований просила возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет начисленной платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исключив начисленную ФИО1 задолженность по указанной коммунальной услуге за период с ДД.ММ.ГГГГ по март 2023 года включительно, и не производить с апреля 2023 года начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету истца до момента обустройства контейнерной площадкой и установки мусорных контейнеров или выполнения другого способа организации сбора твердых коммунальных отходов, предусмотренного пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в районе жилого дома по адресу: "адрес".
В иске указано, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: "адрес". С ДД.ММ.ГГГГ ООО "Благоустройство" ежемесячно выставляет истцу счет на оплату услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в размере 96 руб. 36 коп. Однако ближайшее место накопления твердых коммунальных отходов от дома истца находится на расстоянии 1183 м, в связи с чем бытовые отходы на контейнерную площадку истцом не выносятся, оплата услуги не осуществляется. Сумма задолженности перед ООО "Благоустройство" составляет 3445 руб. 89 коп.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 19.06.2023 исковые требования ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Благоустройство" удовлетворены.
Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство" произвести перерасчет начисленной платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исключив начисленную ФИО1 задолженность по указанной коммунальной услуге за период с ДД.ММ.ГГГГ по март 2023 года включительно, и не производить с ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по лицевому счету истца до момента обустройства контейнерной площадкой и установки мусорных контейнеров или выполнения другого способа организации сбора твердых коммунальных отходов, предусмотренного пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в районе жилого дома по адресу: "адрес"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14.09.2023 решение районного суда отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Будучи не согласным с состоявшимся по делу судебным постановлением суда апелляционной инстанции, заявитель подал кассационную жалобу, в которой ставит вопрос об его отмене, как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование своих требований, приводя обстоятельства, которые, как он полагает, имели место, решения судов первой и апелляционной инстанций, давая им в их совокупности собственную оценку и не соглашаясь с таким постановлением суда второй инстанции, автор жалобы указывает, что место до ближайшей контейнерной площадки для сбора ТКО составляет 1183 м, что не соответствует СанПиН. Обустройство же таких площадок возложено на орган местного самоуправления. В свою очередь, счета продолжат выставляться, чем Общество превышает свои полномочия, поскольку не может знать какие дома могут быть включены в Реестр мест накопления ТКО в д. Михаткино. Вывоз же ТКо невозможен из этой части деревни ввиду отсутствия дороги, подъездных путей и моста через речку, соответственно, такая услуга не оказывается и н е может предоставляться. При этом, как указывает заявитель, в преклонном возрасте она должна пройти только в одну сторону более одного километра и как это может удастся истца ответчика не интересует.
Истец и ответчик, извещённые о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поданных возражений, судебная коллегия находит судебный акт суда апелляционной инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Согласно представленным материалам дела, ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" "адрес".
ООО "Благоустройство" на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Марий Эл, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории всех районов Республики Марий Эл, в том числе сельских поселений Горномарийского муниципального района.
В период с января 2020 года по март 2023 года ФИО1 выставлялись счета для внесения ежемесячной платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 96 руб. 36 коп, которые истцом не оплачивались. Задолженность по состоянию на март 2023 года составила 3445 руб. 89 коп.
На территории муниципального образования "Виловатовское сельское поселение" Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл площадки накопления твердых коммунальных отходов определены по адресу: "адрес"
Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов место накопления для потребителей, проживающих в доме по адресу: "адрес", определено по адресу: "адрес".
Как видно из ответа администрации Виловатовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в д. "адрес" фактически расположена одна контейнерная площадка (с двумя контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов) по адресу: "адрес".
Минимальное расстояние от "адрес" д. Михаткино, дома истца, до места расположения контейнерной площадки на "адрес" составляет 1183 м.
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцу не оказывается услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, так как отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от жилого дома, собственником которого является истец.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами районного суда, указав, что собственник жилого дома обязан оплачивать, в том числе услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов, и на нем как на участнике жилищных отношений лежит бремя расходов на содержание жилого помещения и оплаты коммунальных услуг, а также расходов по обращению твердых коммунальных отходов. У ответчика же отсутствует обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Доказательств того, что твердые коммунальные отходы не вывозятся ответчиком, равно как и доказательств самостоятельной утилизации истцом твердых коммунальных отходов, накопившихся за спорный период, не представлено. Несоблюдение расстояний между площадкой для установки контейнеров и жилым домом истца не свидетельствует о том, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором не оказывается.
Вместе с тем, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции, находит выводы суда апелляционной инстанции не верными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, а также судом не верно определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию. Выводы суда противоречат установленным фактическим обстоятельствам по делу.
Так, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора должны определяться судом на основании норм материального права, подлежащих применению (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству").
Правильное рассмотрение дела невозможно без определения и установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
Между тем в нарушение требований процессуального закона, судом апелляционной инстанции не приняты во внимания в их совокупности обстоятельства размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, их фактическое количество, а также расстояние от ближайшей площадки накопления таких отходов до места жительства истца, не соответствующее нормам, установленным законодательством, что привело к ошибочным выводам и как следствие этого постановлению необоснованного судебного акта.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как видно из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пунктах 2 и 3 Постановления от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Данным требованиям закона и разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют.
В статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации декларированы задачи гражданского судопроизводства, к числу которых отнесены правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся субъектами гражданских или иных правоотношений.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении исковых требований судом неверно определены юридически значимые обстоятельства, нарушены правила оценки доказательств, предусмотренные статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам, в силу чего обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции не отвечает требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку решение судом принято с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, а также неправильно применены нормы материального права, что выразилось в неправильном истолковании закона, то имеются предусмотренные частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного постановления.
Допущенные нарушения являются существенными, повлияли на исход дела, без их устранения не возможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, обеспечение выполнения указанных выше задач.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции полагает апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14.09.2023 подлежащим отмене.
Вместе с тем, изучив материалы дела, позиции участвующих в деле лиц, обсудив доводы кассационной жалобы о неоказании истцу в спорный период времени соответствующих услуг по обращению с ТКО, судебная коллегия находит такие доводы заслуживающими внимание.
Так, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148 (13) Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемый в том числе с собственником или пользователем жилого дома (домовладения), должен включать условия, указанные в подпунктах "а" - "е" и "л" - "с" пункта 19 настоящих Правил, а также порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги и размера платы за коммунальную услугу, в том числе сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов исполнительными органами субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта и информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
Согласно пункту 148 (26) Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу статьи 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью
Согласно статье 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами (пункты 7, 8).
При этом, под региональным оператором по обращению с ТКО в силу абзаца 27 статьи 1 Закона N 89-ФЗ понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности данного регионального оператора.
Пункт 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ устанавливает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пункт 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) потребителями являются собственники ТКО или уполномоченные ими лица, заключившие или обязанные заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Обязанность потребителей осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО установлена пунктом 9 Правил N 1156.
Пункт 10 указанных Правил устанавливает перечень способов складирования ТКО в местах накопления ТКО, а именно в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
При этом, согласно пункту 15 Правил N 1156 потребителям запрещено складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
В соответствии с названными Правилами места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3); в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления отнесено создание мест (площадок) накопления ТКО и согласование их создания для иных лиц, на которых законом возложена такая обязанность.
При этом реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов; реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункты 11 и 12 Правил).
Таким образом, ответчик несет обязанность по складированию ТКО только в соответствующих законодательству местах накопления, которым является не любая организованная потребителем контейнерная площадка, а только та площадка, которая помимо того, что включена органом местного самоуправления в реестр мест накопления ТКО, должна быть в установленном порядке включена в территориальную схему Самарской области.
По пункту 10 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Из вышеуказанных положений следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Кроме того, сведения, отраженные в территориальной схеме обращения с отходами, учитываются при установлении предельных тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО (пункт 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из названных положений Кодекса следует, что оплате подлежат только фактически оказанные услуги.
Услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.
В силу требований действующего законодательства региональный оператор вывозит ТКО со всех контейнерных площадок, включенных в реестр мест накопления и территориальную схему.
Так, установив, что на территории, прилегающей к жилому дому, расположенному по адресу: "адрес" отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от жилого дома, и такой факт ответчиком не опровергнут, то есть доказательства предоставления коммунальной услуги отсутствуют, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что собственнику жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, не оказывается услуга по обращению с ТКО, соответственно, начисление и взимание ООО "Благоустройство" собственнику ФИО1 платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпунктов "а" и "г" пункта 148 (22) Правил N 354, то есть необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких данных судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, сделанными на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, соответствующих обстоятельствам дела, а решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 14.09.2023 отменить.
Решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 19.06.2023 оставить без изменения.
Председательствующий Е.С. Речич
Судьи Н.П. Мурзакова
И.В. Николаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.