Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д, судей Тураевой Т.Е, Туляковой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц связи кассационную жалобу Сочан А.Н. на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 31 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-124/2023 по иску Сочан А.Н. к Министерству социального развития Оренбургской области и государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Оренбургской области "Комплексный центр социального обслуживания населения" в г. Соль-Илецке о предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение льготной категории малоимущего.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения истца Сочан А.Н, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Сочан А.Н. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на получение государственной социальной помощи, указав, что 17 декабря 2021 года он подал в ГКУ "Центр социальной поддержки населения" заявление о признании его малоимущим, 11 января 2022 года им был получен ответ, в котором ГКУ "Центр социальной поддержки населения" запросил сведения о видах государственной социальной помощи, на которые необходимы документы, подтверждающие, что истец входит в категорию граждан "малоимущие". 7 февраля 2022 года он представил ГКУ "Центр социальной поддержки населения" запрашиваемую информацию, а также заявление о назначении ему социальной помощи на основании социального контракта в связи с тем, что он является малоимущим одиноко проживающим гражданином. 25 марта 2022 года ему был предоставлен ответ за подписью заместителя министра министерства социального развития Оренбургской области Тепляковой И.В, в котором отказано в предоставлении социальной помощи в связи с тем, что он является осужденным, приговоренным к пожизненному лишению свободы. Просил признать за ним право на получение государственной социальной помощи, указанной в общероссийском классификаторе мер социальной защиты в блоках идентификации за N 0435, N 0812, N 0756, на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Закона Оренбургской области от 16 апреля 2020 года N 2180/581-VI-ОЗ "О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области"; признать за Сочаном А.Н. право на наличие льготной категории "малоимущий одиноко проживающий гражданин".
Кроме того, Сочан А.Н. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на наличие льготной категории, указав, что 7 февраля 2022 года он обратился в компетентный орган с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как малоимущий одиноко проживающий гражданин. Однако, ему было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, что противоречит нормам действующего законодательства. Близких родственников не имеет, отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы. Имеет ряд хронических заболеваний, для лечения которых требуются медицинские препараты, на приобретение которых не имеет денежных средств, нуждается в предоставлении мер государственной поддержки. Просил признать за ним право льготной категории как малоимущий одиноко проживающий гражданин.
Определением суда от 1 декабря 2022 года гражданское дело N 2-3406/2022 по иску Сочан А.Н. к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на получение мер социальной поддержки и гражданское дело N 2-3708/2022 по иску Сочан А.Н. к Министерству социального развития Оренбургской области, государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о признании права на получение льготной категории малоимущего объединены в одно производство, делу присвоен единый номер 2-124/2023 (2-3406/2022).
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 31 марта 2023 года, которое было оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 сентября 2023 года, Сочан А.Н. отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истцом Сочан А.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных, поскольку заявитель ставится в неравное положение с иными гражданами Российской Федерации по признаку его социального положения в виде осужденного к лишению свободы.
Истец Сочан А.В. доводы жалобы поддержал, ответчики и третьи лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу приговором Саратовского областного суда от 17 ноября 2005 года Сочан А.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "н" статьи 102 УК РСФСР, частью 3 статьи 30 и пунктами "а, е" части 2 статьи 105 УК РФ, двух преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 222 УК РФ. На основании части 5 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений окончательно назначено Сочан А.Н. наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Судом установлен, что Сочан А.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК- N УФСИН России по Ф-й области.
Согласно информации, представленной УФСИН по Оренбургской области и ФКУЗ МСЧ- N ФСИН России по Оренбургской области, объективно установлено, что Сочан А.Н, как осужденный к пожизненному лишению свободы, обеспечивается за счет средств федерального бюджета продуктами питания, одеждой, иными необходимыми вещами, а также лекарственными препаратами, по месту отбывания наказания трудоустроен, получает заработную плату, из которой производятся необходимые отчисления в соответствии с действующим законодательством.
17 декабря 2021 года Сочан А.Н. обратился в ГКУ "Центр социальной поддержки населения" с заявлением о признании его малоимущим.
11 января 2022 года истцом был получен ответ, в котором ГКУ "Центр социальной поддержки населения" запросил сведения о видах государственной социальной помощи, на которые необходимы документы, подтверждающие, что истец входит в категорию граждан "малоимущие".
7 февраля 2022 года Сочан А.Н. представил ГКУ "Центр социальной поддержки населения" запрашиваемую информацию, а также заявление о назначении ему социальной помощи на основании социального контракта в связи с тем, что он является малоимущим одиноко проживающим гражданином.
25 марта 2022 года ему был дан ответ за подписью заместителя министра Министерства социального развития Оренбургской области Тепляковой И.В, в котором отказано в предоставлении мер социальной помощи.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, применив положения Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Закона Оренбургской области от 16 апреля 2020 года N 2180/581-VI-ОЗ "О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области", постановления Правительства Оренбургской области от 7 сентября 2020 года N 753-пп "О реализации Закона Оренбургской области от 16 апреля 2020 года N 2180/581-VI-ОЗ "О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области", пришел к выводу о том, что правовых оснований для признания Сочан А.Н. малоимущим и предоставления ему мер государственной поддержки не имеется, поскольку Сочан А.Н. отбывает пожизненное наказание в местах лишения свободы, обеспечивается вещевым довольствием, продуктами питания в соответствии с нормативными актами, регулирующими вопросы обеспечения осужденных к лишению свободы.
Судебная коллегия с выводами судов нижестоящих инстанций соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Применительно к законодательству Оренбургской области таким нормативны актом является Закон Оренбургской области от 16 апреля 2020 года N 2180/581-VI-ОЗ "О предоставлении отдельных видов государственной социальной помощи в Оренбургской области", статьей 2 которого установлено, что право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам на день обращения за назначением государственной социальной помощи имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области в расчете на душу населения.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Оренбургской области следует, что оказание социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая проживающим на территории Оренбургской области малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам может быть оказана в виде предоставления денежных средств в рамках реализации социального контракта. Указанная социальная помощь оказывается в том числе и малоимущим одиноко проживающим гражданам в случае, если они по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории субъекта Российской Федерации.
При этом нормами федерального законодательства и нормами законодательства субъекта Российской Федерации - Оренбургской области перечень таких причин, по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане не могут получать доход выше величины прожиточного минимума на территории субъекта Российской Федерации до настоящего времени не установлен.
Вместе с тем с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
К числу таких причин могут быть отнесены тяжелое заболевание гражданина или членов его семьи, за которыми он осуществляет уход, наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, длительное нахождение на стационарном лечении или на амбулаторном лечении, невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни, несмотря на предпринимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом, безработица, чрезвычайные ситуации и происшествия и др. Оценка причин, препятствующих получению малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин (независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи), по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.
Вместе с тем, объективных причин, независящих от воли Сочан А.В. в получении им дохода выше величины прожиточного минимума, вследствие которых истец по делу находится в трудной жизненной ситуации и нуждается в предоставлении ему мер государственной социальной помощи в целях определенных в статье 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", судами не установлено и по материалам дела не усматривается.
Доводы заявителя о том, что он, находясь в местах лишения свободы, ставится в неравное положение с иными лицами, которые не отбывают наказание в местах лишения свободы, в данном случае не могут быть положены в основу для отмены судебных актов, поскольку как установлено судами, истец обеспечен всем необходимым в соответствии с действующим законодательством о порядке исполнения наказаний в виде лишения свободы, трудоустроен, имеет заработок из которого производятся предусмотренные законом удержания.
Само по себе такое правовое положение лица как осужденный, отбывающий наказание в виде лишения свободы не может рассматриваться как объективная причина, независящая от его воли, вследствие которой он оказался в тяжелой жизненной ситуации, при которой не имеет возможности получать соответствующий доход и поддерживать необходимый уровень жизни.
Как установлено судами, преступления, за совершение которых Сочан А.В. отбывает наказание, совершены им умышлено, следовательно, пребывание в местах лишения свободы, как причина по которой истец не имеет возможности иметь соответствующий доход, связана с его личным волеизъявлением.
Таким образом, оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы, не имеется, поскольку они постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, произведенной судом второй инстанцией по правилам статей 59, 67 ГПК РФ, обоснованном применении и толковании норм материального и процессуального права.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Доводы заявителя о наличии у него права на оказание мер государственной социальной поддержки как одиноко проживающему малоимущему гражданину, были предметом рассмотрения судов и им дана обоснованная правовая оценка на основании исследования всех доказательств о нуждаемости заявителя в мерах государственной социальной поддержки.
Таких обстоятельств по делу не установлено, а доводы об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Нарушений норм материального и процессуального закона, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не установлено.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 31 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 сентября 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Сочан А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи Т.Е. Тураева
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.