Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Подгорновой О.С, судей Коваленко О.П, Иванова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан (судья Зубкова Ю.Н.) кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "ТЕМП-64" на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2023 г. по гражданскому делу N 2-3112/2023 по иску Бузуркиевой Галины Николаевны к жилищно-строительному кооперативу "ТЕМП-64" об обязании предоставить информацию.
Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С, объяснения председателя правления жилищно-строительного кооператива "ТЕМП-64" Ермохиной С.Б, действующей на основании протокола N1 от 25 апреля 2023 г, представителя жилищно-строительного кооператива "ТЕМП-64" адвоката Газизулина А.Ф, действующего на основании ордера от 1 февраля 2023 г, доверенности от 28 июня 2023 г, выданной сроком на один год, поддержавших кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя Бузуркиевой Г.Н. - Публикова Ю.А, действующего на основании доверенности от 5 сентября 2022 г, выданной сроком на три года, полагавшего, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам жалобы не имеется, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бузуркиева Г. Н. обратилась в суд с иском к жилищно-строительному кооперативу (ЖСК) "Темп-64" об обязании предоставить информацию.
В обоснование требований указала, что является собственницей квартиры по адресу: "адрес". Управление многоквартирным жилым домом осуществляет ЖСК "Темп-64". Она совместно с другими собственниками помещений в многоквартирном доме обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей для ознакомления документации, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью кооператива, за период с 2018 по 2021 г.г. включительно, а также учредительных документов и документов, касающихся проведения общих собраний членов кооператива и заседаний его правления. В предоставлении документов для их изучения ответчиком было отказано, что и послужило причиной обращения истицы в суд.
Решением Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 26 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2023 г, исковые требования Бузуркиевой Г.Н. удовлетворены частично, на ЖСК "Темп-64" возложена обязанность предоставить Бузуркиевой Г.Н. для ознакомления в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу следующие сведения за 2018 - 2023 г.г, в том числе путем фотофиксации (за исключением фотофиксации документов, содержащих персональные данные собственников недвижимости): информацию об установлении размера платы на содержание и ремонт многоквартирного дома; финансовые отчеты; информацию о стоимости работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома; информацию о выполненных работах по содержанию общего имущества многоквартирного дома; учредительные документы ЖСК (Устав, ОГРН, ИНН); реестр членов ЖСК; протоколы общего собрания с приложенными бюллетенями и доверенностями на голосование; заключения ревизионной комиссии; протоколы заседания правления с приложениями; приказы - распоряжения ЖСК; техническую документацию на многоквартирный дом; гражданско-правовые договоры, заключенные ЖСК (с приложениями, дополнениями, соглашениями) актами выполненных работ); штатное расписание.
С ЖСК "Темп-64" в пользу Бузуркиевой Г.Н. взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 руб, штраф в размере 500 руб, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ЖСК "ТЕМП-64" просит отменить судебные постановления, как незаконные и необоснованные, и в иске отказать.
В обоснование жалобы указано, что суды обеих инстанций не дали оценки доводам стороны ответчика о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" утратило силу с 1 января 2021 г. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2020 г. N1136. Пункт 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N491 не определяет порядок и способ предоставления информации, и доводам о том, что истица, вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не доказала, чем допущено нарушение ее прав, более того, в ходе судебного заседания пояснила, что запрашиваемая информация нужна ей исключительно с целью смены руководства кооператива.
Судами обеих инстанций необоснованно применено законодательство защите прав потребителей. Запрашиваемая истицей информация фактически связана с регулированием внутренней хозяйственной деятельности жилищно-строительного кооператива и к сфере регулирования Закона "О защите прав потребителей" не относится, взыскание с ЖСК "Темп-64" является незаконным.
Письменных возражений по доводам кассационной жалобы в суд кассационной инстанции не поступило.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.
По делу установлено, что Бузуркиева Г.Н. является собственницей квартиры по адресу: "адрес". Управление многоквартирным жилым домом, в котором расположена квартира истицы, осуществляет ЖСК "Темп-64". Истица совместно с другими собственниками помещений в многоквартирном доме обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей для ознакомления документации, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью кооператива, за период с 2018 по 2021 г.г. включительно, а также учредительных документов и документов, касающихся проведения общих собраний членов кооператива и заседаний его правления, однако ей и другим членам кооператива в этом было отказано, поэтому она обратилась в суд с иском.
Удовлетворяя требования истицы частично, суд первой инстанции руководствовался статьями 161, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 г. статьями 8, 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N2300-1 "О защите прав потребителей" и обоснованно исходил из того, что Бузркиева Г.Н. в силу положений действующего законодательства имеет право на получение подробной и полной информации о деятельности управляющей организации, которой в данном случае является ответчик, отказавший в реализации этого права истице в отсутствие законных оснований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В силу статьи 29 (часть 4) Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Действительно, пункт 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, который устанавливал обязанность управляющей организации обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации, утратил силу с 1 июля 2019 г. на основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 263-ФЗ.
Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), которые были установлены Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731, утратил силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2020 г. N 1136 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства".
С 1 июля 2019 г. на территории всех субъектов Российской Федерации информация подлежит размещению в ГИС ЖКХ в порядке, установленном частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительный кооператив по требованию члена этого кооператива обязан предоставить для ознакомления, в том числе с использованием единой информационной системы жилищного строительства: 1) заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом; 2) проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения; 3) документы, подтверждающие права жилищно-строительного кооператива на земельный участок; 4) протоколы общих собраний членов жилищно-строительного кооператива, заседаний его правления и ревизионной комиссии (ревизора) кооператива; 5) документы, подтверждающие итоги голосования, в том числе бюллетени для голосования, и доверенности на участие в общем собрании членов жилищно-строительного кооператива или копии таких доверенностей; 6) заключения ревизионной комиссии (ревизора) жилищно-строительного кооператива; 7) иные документы, предусмотренные настоящим Кодексом, уставом жилищно-строительного кооператива, его внутренними документами, решениями общего собрания членов этого кооператива.
Из приведенной нормы закона следует, что члены ЖСК вправе знакомиться с вышеуказанными документами.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416.
Как указано в подпункте "з" пункта 4 Правил N416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе: предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом; прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме; обеспечение участия представителей собственников помещений в многоквартирном доме в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в том числе при их приемке.
Пунктом 34 Правил N 416 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив предоставляют по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме: в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), - любую информацию из перечня информации, подлежащей раскрытию в соответствии с пунктами 31 и 32 данных Правил. В случае если запрашиваемая информация затрагивает интересы неопределенного круга лиц и, по мнению управляющей организации, товарищества или кооператива, раскрыта в необходимом объеме способом, указанным в пунктах 31 и 32 настоящих Правил, и является актуальной на момент рассмотрения запроса (обращения), управляющая организация, товарищество или кооператив вправе, не предоставляя запрашиваемую информацию, сообщить место размещения запрашиваемой информации. Указанное сообщение направляется в срок не позднее дня, следующего за днем поступления запроса (обращения), и по предусмотренным пунктом 25 данных Правил каналам связи.
Запрос (обращение) может быть направлен посредством почтового отправления, электронного сообщения на адрес электронной почты управляющей организации, товарищества или кооператива, государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, а также с нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме либо через консьержа многоквартирного дома, если услуга консьержа предусмотрена договором управления многоквартирным домом, а также высказан устно, в том числе на приеме. Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное (пункт 35 Правил N 416).
Срок для ответа на запрос (обращение) собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в пунктах 31, 32 и 34 данных Правил, составляет не более 10 рабочих дней со дня получения управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответствующего запроса (обращения) (пункт 36 Правил).
Судом установлено и из материалов дела следует, что не вся истребуемая Бузуркиевой Г.Н. информация была размещена ЖСК "Темп-64" в ГИС ЖКХ, в ответ на коллективное письмо от 25 мая 2021 г. ЖСК "Темп-64" отказался представить необходимые сведения и документы, претензию от 8 сентября 2021 г. не получил и на нее не ответил, в связи с чем обоснованно частично удовлетворили исковые требования.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что никаких прав Бузуркиевой Г.Н. ответчиком не нарушено, информация нужна истице исключительно с целью смены руководства кооператива, право на обращение истицы для получения информации о деятельности ЖСК в данном случае предусмотрено законом.
Не могут быть приняты во внимание и доводы кассационной жалобы о необоснованности требований истицы о взыскании компенсации морального вреда, поскольку в силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В силу статьи 10 указанного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьей 15 названного Закона установлено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку факт нарушения прав истицы как потребителя услуги по своевременному предоставлению информации нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения спора, выводы судов первой и апелляционной инстанции о взыскании в пользу Бузуркиевой Г.Н. компенсации морального вреда являются верными.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы ранее уже были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанции, повторяют правовую позицию ЖСК "Темп-64" при рассмотрении дела в судах, сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены или не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов.
По смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, правом переоценки доказательств он не наделен.
Несогласие лица, подавшего кассационную жалобу, с результатами проведенной судами оценки доказательств не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В связи с изложенным, отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы.
В силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта приостанавливается до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления, если судом не установлен иной срок приостановления исполнения судебного акта.
В связи с рассмотрением кассационной жалобы отменяется приостановление исполнения обжалуемых судебных постановлений, которое было принято определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2023 г.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "ТЕМП-64" - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 26 июля 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 ноября 2023 г. отменить.
Председательствующий О.С. Подгорнова
Судьи О.П. Коваленко
А.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.