Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Киреевой Е.В, Бросовой Н.В, с участием старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гуляевой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 14 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-251/2023 по иску ФИО1 к ФИО2 о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Киреевой Е.В, заключение прокурора Гуляевой Е.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 о компенсации морального вреда, указав, что 2 августа 2022 года ФИО2 нанесла ей множественные удары кулаком по голове, причинив "данные изъяты". Вследствие полученной травмы она с 2 августа 2022 года по 12 августа 2022 года находилась на лечении в БУ "Козловская центральная районная больница им. И.Е. Виноградова", с 21 августа 2022 года по 29 августа 2022 года находилась на лечении в БУ "Канашский межтерриториальный центр". После выписки ей рекомендовано пройти курс лечения лекарственными препаратами, а также контролировать артериальное давление. В целях соблюдения рекомендаций врачей она приобрела прибор для измерения давления, иные лекарственные препараты, а также потратила денежные средства на проезд. ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения. Неправомерными действиями ответчика ей причинены физические и нравственные страдания.
Производство по заявленному требованию о взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов и медицинского прибора производством прекращено в связи с отказом от иска в данной части.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, просила суд взыскать с ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей.
Решением Козловского районного суда Чувашской Республики от 14 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 октября 2023 года, исковые требования ФИО1 к ФИО2 о компенсации морального вреда удовлетворены.
С ФИО2 в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 40 000 рублей.
С ФИО2 в доход бюджета Козловского муниципального округа Чувашской Республики взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, направить дело на новое рассмотрение или принять по делу новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав заключение прокурора Гуляевой Е.С, полагавшей об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
В пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 2 августа 2022 года в период с 11 часов 00 минут до 11 часов 25 минут, ФИО2 и ФИО1, находясь в помещении магазина "Стройматериалы" по адресу: "адрес" в ходе совместной ссоры нанесли друг другу побои. Каждая отдельными постановлениями мирового судьи судебного участка N 1 Козловского района Чувашской Республики от 20 октября 2022 года признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В результате ударов ФИО2 по голове кулаком у ФИО1 при ее обращении в медицинскую организацию 3 августа 2022 года диагностировано "данные изъяты". С 3 по 12 августа 2022 года ФИО1 находилась на стационарном лечении в хирургическом отделении Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Козловская центральная районная больница им. И.Е. Виноградова" Минздрава Чувашии, с 21 августа 2022 года по 29 августа 2022 года - на стационарном лечении в терапевтическом отделении Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Канашский межтерриториальный центр" Минздрава Чувашии, что подтверждается выписками из медицинских карт.
По заключению эксперта Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Республиканское бюро судебно- медицинской экспертизы" Минздрава Чувашии от 22 августа 2022 года N 195 у ФИО1 обнаружены "данные изъяты" которые не повлекли за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности и расцениваются как повреждения, не причинившие вреда здоровью человека, образовались от не менее 3-х воздействий тупого твердого предмета (ов).
В силу части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив причинно-следственную связь между преступными действиями ФИО2 и причинением ФИО1 морального вреда, пришел к выводу о наличии правовых оснований для компенсации морального вреда с ответчика, как с лица виновного в совершении административного правонарушения на основании постановления суда.
Определяя размер компенсации морального вреда суд учел характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, обстоятельства совершения правонарушения, характер действий сторон, умышленные действия ответчицы, индивидуальные особенности и данные о личности потерпевшей, требования разумности и справедливости, то есть все обстоятельства в соответствии с законом.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы подателя жалобы о том, что судом не была дана оценка и не выяснены обстоятельства причинения морального вреда, а также тяжести понесённых истцом последствий, о завышенном размере компенсации морального вреда, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установление по делу иных доказательств, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Разрешая спор судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в соответствии положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суду при определении размера компенсации морального вреда гражданину в связи с причинением вреда его здоровью необходимо в совокупности оценить конкретные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных этому лицу физических или нравственных страданий, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав, соблюдение баланса интересов сторон.
Приведенное правовое регулирование об определении размера компенсации морального вреда суды первой и апелляционной инстанции, вопреки доводам жалобы, применили правильно.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Козловского районного суда Чувашской Республики от 14 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 октября 2023 год оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Е.В. Киреева
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.