Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кириченко А.Д., рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка N 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области - исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 11 мая 2023 года и апелляционное определение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 2 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-1411/2023 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в защиту социальных прав Чистяковой С.Н. к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" и Министерству финансов Кировской области о возмещении убытков, понесенных в связи с оплатой жилья и коммунальных услуг.
УСТАНОВИЛ:
Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился к мировому судье судебного участка N15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области с иском в защиту интересов Чистяковой С.Н. к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" о взыскании убытков, понесенных по оплате жилья и коммунальных услуг, в размере 36 149, 22 руб, мотивируя свои требования тем, что Чистяковой С.Н. как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности не компенсируются в полном объеме расходы по оплате жилья и коммунальных услуг
Определением мирового судьи от 11.05.2023 в связи с отказом процессуального истца от исковых требований к КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" производство по настоящему гражданскому делу в указанной части прекращено.
Решением мирового судьи судебного участка N18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области, и.о. мирового судьи судебного участка N15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 11.05.2023, которое было оставлено без изменения апелляционным определением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 2 октября 2023 года, исковые требования удовлетворены частично.
С субъекта Российской Федерации "Кировская область" в лице министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации "Кировская область" в пользу Чистяковой С.Н. в счет возмещения расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 взысканы убытки в размере 36 149, 22 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ответчик Министерство финансов Кировской области ссылаясь на неправильное применение судами законодательства, просит об отмене судебных актов по делу и отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к выводу о том, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, ввиду чего доводы жалобы заслуживают внимания.
Из материалов дела следует, что Чистякова С.Н. зарегистрирована и проживает по настоящее время по адресу: Кировская область, Кирово-Чепецкий район, с.Пасегово, "адрес", указанная квартира принадлежит ей на праве общедолевой собственности (7/20 доли)
Со 02.09.1991 по настоящее время Чистякова С.Н. является медицинским работником муниципальной системы здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности.
Из копии трудовой книжки Чистяковой С.Н. следует, что по состоянию на 31.12.2004 она работала в должности зубного врача Пасеговской участковой больницы, соответственно пользовалась мерой социальной поддержки в виде бесплатного предоставления квартиры с отоплением и освещением.
За период с 01.01.2022 по 31.12.2022 документально подтвержденные затраты, понесенные истцом на оплату коммунальных услуг в виде отопления и электроснабжения, содержание общего имущества, составили 44 758, 22 руб, частичная компенсация расходов за указанный период составила 8 609 руб, разница между фактически уплаченными коммунальными услугами и полученной компенсацией составила 36 149, 22 руб.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, исходил из того, что получение медицинским работником, работающим в сельской местности и пользовавшимся до 01.01.2005 правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, не прекратившим своих трудовых отношений и продолжающим проживать в сельской местности, не лишает его права после 01.01.2005 на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в полном объеме за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации.
Установив, что до 01.01.2005 истец пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, взыскав с субъекта Российской Федерации "Кировская область" в лице министерства финансов Кировской области за счет областной казны в пользу истца разницу между фактически понесенными Чистяковой С.Н. расходами по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг и выплаченной ей компенсацией с 01.01.2022 по 31.12.2022, в размере 36 149, 22 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым основанием, также указав, что выплата Чистяковой С.Н. ежемесячной частичной компенсации расходов, установленной Законом Кировской области от 03.11.2004 N267-ЗО, не предполагает отмену или снижение объема социальных прав, приобретенных истцом до изменения законодательства и не освобождает ответчика от обязанности в полном объеме компенсировать расходы истца по оплате коммунальных услуг.
Между тем, с указанными с выводами суда первой и апелляционной инстанции нельзя согласиться, поскольку они не соответствуют нормам материального права.
Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Ранее, в соответствии с частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно, в статью введены части четвертая, пятая, шестая, согласно которым, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников должны устанавливаться в зависимости от принадлежности организаций здравоохранения Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
С 22 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", которым признаны утратившими силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N5487 и статья 35 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанным законом с 1 января 2012 года Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Такое правовое регулирование согласуется с положениями части 1 статьи 160 ЖК о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
До вступления 1 января 2005 года в силу Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" федеральное законодательство предусматривало предоставление отдельным категориям граждан льгот и выплат в натуральной форме.
Федеральный законодатель, изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки с предоставления льгот в натуральной форме на выплату денежной компенсации, в части 2 статьи 153 названного закона указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.
Таким образом, федеральный законодатель делегировал субъектам Российской Федерации права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, в связи с чем субъекты Российской Федерации вправе сами определять круг лиц и размер льгот.
Согласно правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в определениях данного суда (от 12 июля 2006 года N375-О, от 4 декабря 2007 года N947-О-П, от 07 февраля 2008 N383-О-П) Федеральный закон от 22 августа 2004 года N122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В частности, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в сельской местности (поселках городского типа) медицинских работников должен определяться в зависимости от того, в чьем ведении находится организация здравоохранения, расположенная в сельской местности, что само по себе не противоречит конституционным предписаниям.
Закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.
Применительно к законодательству Кировской области таковым является Закон Кировской области N267-ЗО от 03 ноября 2004 "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области", который был принят в целях реализации вышеуказанных изменений федерального законодательства.
Данным законом была установлена мера социальной поддержки отдельных категорий специалистов (включая фармацевтических и медицинских работников медицинских организаций, организаций), проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа области, в форме ежемесячной частичной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также условия, размер и порядок выплаты такой компенсации.
Размер частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен в сумме 400 рублей, данный размер увеличивается и утверждается Правительством области Кировской области, с 1 января 2014 года составлял 628 рублей, с 1 марта 2023 года составляет 817 рублей.
При этом из материалов дела не усматривается и судами не установлено, что размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области, не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который имел истец до 01 января 2005 года и что установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 года уменьшился.
Из изложенного следует, что выводы судов о наличии права истца на получение компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном размере фактически понесенных затрат на содержание жилья, отопление и электроснабжение основаны на неправильном толковании норм материального права, так как положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные льготы в натуральной форме (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 01 января 2005 года утратили силу. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности меры социальной поддержки в форме натуральной льготы не сохранены и действующим законодательством не предусмотрены, как и не предусмотрено их полное освобождение от необходимости оплаты жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.
По делу было установлено, что истцу за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 выплачена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 8 609 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Кировской области от 3 ноября 2004 г. N 267-ЗО при наличии у гражданина одновременно права на получение одной и той же меры социальной поддержки по настоящему Закону и по другому закону области или иному нормативному правовому акту мера социальной поддержки предоставляется либо по настоящему Закону, либо по другому закону области или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, обстоятельства, связанные с назначением и выплатой указанных мер социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг, а также ее соответствие установленному размеру, имеют юридическое значение для разрешения спора в целях проверки доводов о нарушении прав истца на получение мер социальной поддержки, равно, как и доводов ответчика о том, что право истца на получение мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством, не нарушено.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи судебного участка N 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области - исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 11 мая 2023 года и апелляционное определение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 2 октября 2023 года нельзя признать законными, поскольку выводы судов предыдущих инстанций по существу спора основаны на неверном толковании и применении норм материального права, в результате чего не были определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, от установления которых зависит правильное разрешение заявленного спора, что повлияло на исход дела, без устранения допущенных нарушений норм материального и процессуального права невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права, а также установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области - исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 11 мая 2023 года и апелляционное определение Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 2 октября 2023 года - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - мировому судье судебного участка N 15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области.
Судья А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.