Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Никоновой О.И, Туляковой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
от 14 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-350/2023 по иску Сорочан Л.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан о перерасчете размера пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сорочан Л.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о защите пенсионных прав о защите пенсионных прав.
Мотивирован иск тем, что 5 июля 2007 года была назначена страховая пеней по старости, при расчете ее трудового стажа не учтены периоды ее обучения. 25 мая 2022 года по ее заявлению был произведен перерасчет ее пенсии в связи с учетом периода ее обучения, однако ей безосновательно отказано в перерасчете пении с момента ее назначения.
Просила признать незаконным отказ в перерасчете пенсии с момента ее назначения и обязать произвести перерасчет пенсии с 5 июля 2007 года.
Решением Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 15 марта 2023 года в удовлетворении иска Сорочан Л.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан о перерасчете размера пенсии отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2023 года решение Демского районного суда города Уфы Республики Башкортостан
от 15 марта 2023 года отменено. Принято по делу новое решение. Признан незаконным отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о перерасчете пенсии Сорочан Л.В. с момента ее назначения. Обязали Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан произвести перерасчет пенсии Сорочан Л.В. с момента ее назначения - 5 июля 2007 года.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылается на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1.
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 5 июля 2007 года истец является получателем страховой пенсии по старости.
Письмом ГУ - Управление Пенсионного Фонда Республики Башкортостан в Демском районе г. Уфы Республики Башкортостан
от 16 сентября 2022 года отказано в производстве единовременной выплаты денежных средств, не полученных ранее с момента назначения пенсии с учетом включенных периодов.
Судом установлено, что истец начала свою трудовую деятельность
8 апреля 1974 года после окончания Уфимского медицинского училища N1, в котором проходила обучение с 1970 года по 1974 год и получила специальность акушера.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, при этом указал, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность перерасчета не страховых периодов без соответствующего заявления, а также принимая во внимание, что истец обратился с заявлением о перерасчете страховой пенсии лишь в
2022 году, не усмотрел оснований для признания действий ответчика незаконными и наличия у истца права на увеличение пенсии с 5 июля
2007 года.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Устанавливая такое правовое регулирование, федеральный законодатель предусмотрел возможность засчитывать в трудовой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), в целях определения права на страховую пенсию.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федеральный закон от 17 декабря
2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие
увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона
от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего
(в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба)
в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве; периоды творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения; периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет
и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности; периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства; периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности; периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства; периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным; гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление; гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.
Таким образом, при назначении пенсии и оценке пенсионных прав истца пенсионным фондом должен был быть выбран пункт 3 или 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для исчисления страхового стажа, влияющего на размер страховой пенсии по стрости, с точки зрения наиболее выгодного для пенсионера.
Судом апелляционной инстанции исследовано пенсионное дело Сорочан Л.В, из которого следует, что первоначально 5 июля 2007 года
ей пенсия была назначена в связи со стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом оценка пенсионных прав застрахованного лица на момент назначения пенсии производилась пенсионным органом по пункту 3
статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым не предусмотрена возможность учета периода обучения.
На 5 июля 2007 года по пункту 3 статьи 30 Федерального закона
от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ размер пенсии Сорочан Л.В. составил
2 150, 74 руб.
Из материалов пенсионного дела следует, что Сорочан Л.В. были представлены документы, содержащие сведения о наличии у нее нетрудовых периодов в связи с наличием среднего специального образования на момент заполнения трудовой книжки, где первой записью о трудовой деятельности является период работы с 8 апреля 1974 года по 21 июля 1977 года в качестве акушерки родильного дома, далее, кроме прочего, имелись периоды работы процедурной медсестрой.
Требования к квалификации по должности акушерка - среднее медицинское образование (Приказ Минздрава СССР от 1 апреля 1991 года
N 95 "О проведении внеочередной аттестации и перетарификации медицинских и фармацевтических работников", Приказ Минздрава России
от 10 февраля 2016 года N 83н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием", Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 года N 541н
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения").
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ).
Согласно пункту 22 Правил, утвержденных Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 23 Правил от 17 ноября 2014 года N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из приведенных нормативных положений следует, что цели социальной политики Российской Федерации, как они определены в Конституции Российской Федерации, предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
Оценку пенсионных прав пенсионный орган должен проводить, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о документах, необходимых для оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявление
Сорочан Л.В. о назначении пенсии от 5 июля 2007 года было оформлено на бланке пенсионного органа, в нем машинописным текстом заполнен раздел с перечнем предоставленных документов, в котором упоминается трудовая книжка истца, а также, машинописным текстом заполнен раздел с перечнем недостающих документов, в котором не поименован диплом о среднем специальном образовании.
При наличии 5 июля 2007 года у пенсионного органа сведений о среднем специальном образовании Сорочан Л.В, внесенных в записи ее трудовой книжки, а также с учетом квалификационных характеристик по занимаемым ею должностям (акушерка, процедурная медсестра, в учреждениях здравоохранения), пенсионным органом в порядке части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ не дано разъяснение о необходимости предоставить сведения о периоде прохождения обучения для оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Каких-либо заявлений пенсионера с просьбой не учитывать период обучения не поступало от Сорочан Л.В.
Напротив, из пенсионного дела следует, что Сорочан Л.В. неоднократно на протяжении всего периода получения пенсии заявляла о несогласии с размером начисленной ей пенсии.
Так, пенсионным органом давались ответы на обращения Сорочан Л.В, которые имеют ссылку на ее обращения или ответы на них от 4 сентября 2009 года, 1 октября 2009 года, 9 февраля 2010 года, 13 сентября 2011 года, 8 февраля 2016 года, 25 апреля 2018 года, 22 октября 2018 года, 18 октября 2021 года.
Только после подачи 22 апреля 2022 года Сорочан Л.В. заявления о включении в ее стаж периода обучения в Уфимском медицинском училище N 1 М3 БАССР с 1970 года по 1974 года, с предоставлением диплома о присвоении квалификации - акушерка, пенсионным органом с 1 мая
2022 года произведен перерасчет ее пенсии, размер которой увеличился
с 10 907, 56 руб. до 12 429, 28 руб.
Кроме того, в случае оценки пенсионных прав истца на 5 июля
2007 года по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ с учетом периода обучения размер пенсии составил бы не
2 150, 74 руб, а 2 215, 90 руб, то есть оценка пенсионных прав на 5 июля
2007 года по пункту 4 статьи 30 Федеральный закон от 17 декабря 2001 года
N 173-ФЗ была бы более выгодной для пенсионера.
Суд апелляционной инстанции указал, что из представленной
Сорочан Л.В. 5 июля 2007 года в пенсионный орган трудовой книжки усматривалось наличие у нее среднего специального образования до поступления на работу по специальности акушерка, при этом имеются последовательные записи о стаже, требующем специального образования, отсутствуют повреждения, не позволяющие однозначно истолковать содержание записей о наличии среднего специального образования, отсутствуют подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, в случае невыполнения пенсионным органом обязанности разъяснять гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о документах, необходимых для оценки его пенсионных прав, приведшего к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря
2013 года N 400-ФЗ имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенного апелляционного определения по доводам кассационной жалобы. При этом судебная коллегия соглашается с правовым обоснованием и примененными нормами права, приведенными судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что перерасчет пенсии мог быть произведен только за период с 1 мая 2022 года после предоставления
22 апреля 2022 года диплома об обучении в Уфимском медицинском училище N 1 М3 БАССР с 1970 по 1974 годы, являются необоснованными, поскольку, как верно указано судом апелляционной инстанции, отсутствие у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, диплома об обучении при наличии данных об образовании, содержащихся в трудовой книжке пенсионера, в отсутствии доказательств проведения разъяснительной работы с пенсионером о необходимости предоставить документ об образовании для оценки пенсионных прав, о последствиях непредставления истребимых документов, не мог быть признан основанием для отказа в перерасчете пенсии за прошлое время - с момента первоначального обращения в пенсионный орган по вопросу пенсионного обеспечения. Сорочан Л.В. была лишена права получить страховую пенсию по старости в полном объеме с даты ее назначения по вине пенсионного органа, который не разъяснил ей пенсионные права, в том числе и при ее неоднократных обращениях в пенсионный орган по вопросу несогласия с размером пенсии.
Мотивы принятия судебных постановлений в полной мере отражены в судебных постановлениях в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не находит.
Утверждения в жалобе о том, что выводы судебных инстанций сделаны без учета доводов ответчика, сводятся к необходимости переоценки судом кассационной инстанции исследованных судом доказательств, в подтверждение обстоятельств, имеющих значение для дела правильно установленных судом, и получивших надлежащую правовую квалификацию.
Иных правовых доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, кассационная жалоба не содержит.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы пенсионного органа.
Определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 декабря 2023 года приостановлено исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2023 года.
В соответствии с частью 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта приостанавливается до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления, если судом не установлен иной срок приостановления исполнения судебного акта.
В связи с чем приостановление исполнения апелляционного определения подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 сентября 2023 года, принятое определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 декабря 2023 года.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи О.И.Никонова
О.А.Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.