Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Е.В.
судей Трух Е.В, Дурновой Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 30 августа 2023 года по гражданскому делу N 2-1741/2023 по иску ФИО1 к акционерному обществу "Чувашская энергосбытовая компания" о возложении обязанности произвести перерасчёт платы за электроэнергию с применением понижающего коэффициента, заслушав доклад судьи Крыгиной Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу "Чувашская энергосбытовая компания" и просил суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт платы за электроэнергию, подаваемую в квартиру по адресу: "адрес", ФИО4, "адрес", исходя из тарифа с применением понижающего коэффициента 0, 7, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения - квартиры по адресу: "адрес", ФИО4, "адрес", общей площадью 52, 8 кв.м.
Ранее указанное жилое помещение имело статус нежилого помещения N, расположено на мансардном этаже многоквартирного жилого дома.
Постановлением главы администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение N на мансардном этаже жилого "адрес" по ул. ФИО4 "адрес" Республики переведено в жилое.
Жилые помещения в многоквартирном доме газифицированы, однако, изначально, согласно проекту многоквартирного дома, нежилое помещение газифицировано не было, отопление осуществлялось и осуществляется посредством электрического котла, подогрев воды также осуществляется посредством электрического котла.
После перевода нежилого помещения в жилое, принадлежащая ему квартира также не газифицирована, в квартире имеется электрический котел, подключенный к внутридомовым системам в установленном порядке.
Поскольку принадлежащая истцу квартира не газифицирована, полагает, что при расчете за поставленную электрическую энергию должен применяться понижающий коэффициент, однако в его применении ответчиком было отказано.
Просил суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт платы за электроэнергию, подаваемую в квартиру по адресу: "адрес", ФИО4, "адрес", исходя из тарифа с применением понижающего коэффициента 0, 7, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Московского районного суда "адрес" Республики от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд возложил на АО "Чувашская энергосбытовая компания" обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию, подаваемую в квартиру по адресу: "адрес", ФИО4, "адрес", исходя из тарифа с применением понижающего коэффициента 0, 7, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановленное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "Чувашская энергосбытовая компания" просит отменить постановленные судебные акты, ссылаясь на неверное применение норм материального права, которыми урегулированы возникшие правоотношения. Полагает, что поскольку многоквартирным жилой дом предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению и изначально принадлежащее истцу нежилое помещение не предполагало использование его для бытовых нужд и не предусматривало оказание коммунальной услуги по газоснабжению, применение понижающего коэффициента при расчете платы за поставленную электрическую энергию не представляется возможным. Также указывает на то, что в рамках рассмотрения спора со стороны ФИО1 не представлено каких - либо относимых и допустимых доказательств тому, что в принадлежащем истцу жилом помещении стационарная электрическая плита установлена в предусмотренном законом порядке, равно как и не представлено доказательств тому, что присоединение к газораспределительным сетям не представляется возможным. Более того, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками АО "Чувашская энергосбытовая компания" был произведен осмотр технического состояния внутридомового оборудования на предмет оборудования помещения стационарной электроплитой, при этом сведения об установке стационарной электрической плиты отсутствуют.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении спора и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, многоквартирный "адрес" по ул. ФИО4 "адрес" введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. Застройщиком многоквартирного дома является ООО "Специализированный застройщик "СК "Центр".
Жилые помещения в указанном многоквартирном доме газифицированы. Многоквартирный дом подключен к централизованным сетям теплоснабжения.
Проектной документацией газоснабжение мансардных этажей, в том числе помещения N предусмотрено не было. Отопление нежилого помещения согласно проекта предусматривалось за счет электронагревательных приборов ПЭТ - 4 в количестве 6 штук.
ФИО1, на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, являлся собственником нежилого помещения N, общей площадью 52, 8 кв.м, расположенного на мансардном этаже.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией "адрес" по результатам рассмотрения заявления ФИО1 и представленных документов, принято решение о переводе нежилого помещения N в "адрес" по ул. ФИО4 "адрес" в жилое, в целях использования квартиры (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства принято решение о присвоении адреса объекту: "адрес", ул. ФИО4, "адрес".
На момент рассмотрения спора ФИО1 является собственником жилого помещения - "адрес" по ул. ФИО4 "адрес", общей площадью 52, 8 кв.м.
АО "Чувашская энергосбытовая компания" является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку электрической энергии собственникам многоквартирного жилого "адрес" по ул. ФИО4 "адрес", в том числе истцу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в АО "Чувашская энергосбытовая компания" с заявлением о переводе на тариф электрическая плита.
ДД.ММ.ГГГГ представителем "Чувашская энергосбытовая компания", в присутствии собственника ФИО1 составлен акт осмотра технического состояния внутридомового оборудования на предмет оборудования стационарной электрической плитой либо стационарной электроотопительной установкой, согласно которому квартира по адресу: "адрес", ул. ФИО4, "адрес", не газифицирована, установлен электрокотел.
Из технического паспорта на "адрес" по ул. ФИО4 "адрес", составленного АО "БТИ" "адрес" ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в данной квартире в качестве элементов благоустройства указаны кухонный очаг - электроплита, отопление и горячее водоснабжение от электрического котла.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 539, 540, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, и, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, пришел к выводу о том, что стационарная электрическая плита, электрический котел для отопления и подогрева воды установлены в квартире истца на законных основаниях, изменения в технический паспорт жилого помещения внесены в установленном порядке, перевод нежилого помещения в жилое согласован и утвержден, в связи с чем истец имеет право на оплату электроэнергии с применением тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению, проживающему в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, утвержденного Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 28 декабря 2021 года N 95-24/э и от 25 ноября 2002 года N 72-17/э установлен понижающий коэффициент 0, 7 к тарифам на электрическую энергию для населения Чувашской Республики, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
С учетом изложенного суд первой инстанции нашел требования ФИО1 обоснованными и возложил на АО "Чебоксарская энергосбытовая компания" обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию, подаваемую в квартиру по адресу: "адрес", ул. ФИО4, "адрес", исходя из тарифа, с применением понижающего коэффициента 0, 7, начиная с ноября 2022 года.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение, осуществляется по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей (абзац 3 пункта 38 Правил N 354).
Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0, 7 до 1.
Возможность применения понижающего коэффициента 0, 7 к тарифам на электрическую энергию предусмотрена для населения Чувашской Республики, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, и приравненные к нему Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 28 декабря 2021 года N 95-24/э и от 25 ноября 2002 года N 72-17/э.
Поскольку жилое помещение, принадлежащее истцу, газифицировано не было, и его газификация проектом многоквартирного дома предусмотрена не была, при этом в установленном законом порядке ФИО1 осуществлен и согласован перевод нежилого помещения в жилое, что предусматривает возможность отопления и приготовления пищи, обстоятельств того, что спорное помещение оборудовано электроотопительной установкой и электрической плитой посредством самовольных действий истца при рассмотрении спора установлено не было, при этом возможность приготовления пищи истцом может быть реализована только путем использования стационарной электрической плиты, суд апелляционной инстанции нашел выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований правильными.
Вместе с тем, с такими выводами судов суд кассационной инстанции согласиться не может в связи со следующим.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок согласно Федеральному закону от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23).
В соответствии с абзацем двадцать пятым пункта 2 статьи 21 Закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют определение категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 24 Закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации утверждает основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике.
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 24 Закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации утверждает порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации постановлением от 29 декабря 2011 года N 1178 утвердило Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, а постановлением от 22 июля 2013 года N 614 утвердило Положение об установлении и применении социальной нормы электрической энергии (мощности).
Пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, определено применение понижающих коэффициентов при утверждении тарифов на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах, в домах оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными приборами
Установление тарифов на электрическую энергию, отпускаемую населению, устанавливается на экономически обоснованном уровне и применение понижающего коэффициента является особым порядком ценообразования.
Для целей применения понижающего коэффициента оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортном такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
В силу пункта 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года N 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" для целей применения социальной нормы оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.
В случае если степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению, наличие стационарной электроплиты не является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских и сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Наличие электроотопительных установок в жилых домах при отсутствии централизованного теплоснабжения является основанием для применения социальной нормы, установленной для жилых помещений в городских или сельских населенных пунктах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками, и подтверждается органами местного самоуправления, отвечающими за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, при наличии централизованного теплоснабжения не является основанием для применения указанной величины социальной нормы.
Понижающий коэффициент от 0, 7 до 1 применяется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к указанному документу (за исключением потребителей, перечисленных в пункте 71(1) данного документа).
Как установлено судами и следует из материалов дела, многоквартирный дом по адресу: "адрес", ул. ФИО4, "адрес", имеет подключение к централизованным сетям газоснабжения и теплоснабжения.
Проектом многоквартирного жилого дома не было предусмотрено газоснабжение мансардных этажей, которые проектировались как нежилые помещения. Отопление помещения согласно проекта предусматривалось за счет электронагревательных приборов ПЭТ - 4 в количестве шести штук.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N согласован перевод нежилого помещения N, расположенного на мансардном этаже жилого "адрес", в жилое помещение.
При этом, как усматривается из постановления, решение о переводе нежилого помещения в жилое принято на основании вступивших в законную силу судебных актов, в частности апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (дело N).
Вместе с тем, как следует из указанного судебного акта, признано незаконным уведомление администрации "адрес" об отказе в переводе нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N Т-1863 и на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть представленные ФИО1 документы о переводе нежилого помещения в жилое.
Вопрос относительно оборудования помещения стационарной электрической плитой при проведении переустройства предметом рассмотрения спора не являлся.
Из положений пункта 1.3.2 "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года N 6 (действовавших в спорный период и утративших силу в связи с изданием Приказа Минэнерго от 12 августа 2022 года N 811), пункта 1.7.1 "Правил и норм эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 следует, что стационарные электроплиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений. При этом должны соблюдаться определенный порядок и условия монтажа электрических плит в жилом помещении.
В силу положений части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3.7.9. Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, утвержденного постановлением Госстроя России 1 января 2004 года, переоборудование и перепланировка квартир и нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе, установка бытовых электроплит взамен газовых плит, допускаются после получения разрешения органов местного самоуправления на основании проектов, разработанных организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими государственную лицензию на проектирование, согласованных и утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления.
Стационарные электрические плиты для пищеприготовления могут быть установлены в жилых помещениях, как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений, при этом понижающий коэффициент к тарифу может применяться только при соблюдения порядка переоборудования жилого помещения, в том время как их самовольная установка не дает права на применение такого коэффициента.
В представленных в материалы дела документах, а именно проектной документации, шифр проекта 07/02/19-АР, отсутствуют сведения о том, каким образом осуществлялась и согласовывалась установка стационарной электрической плиты при переоборудовании нежилого помещения в жилое, каким образом осуществлялось технологическое присоединение энергопринимающих устройств и кем выданы технические условия на установку стационарной электрической плиты с учетом схемы электроснабжения многоквартирного дома.
Истцом в подтверждение факта оборудования квартиры в установленном порядке электроплитой для пищеприготовления был представлен технический паспорт, составленный ДД.ММ.ГГГГ, и имеющий запись о наличии электроплиты, однако каких - либо документов, подтверждающих то обстоятельство, что установка стационарной плиты и ее технологическое присоединение к сетям многоквартирного дома была предусмотрена проектом переоборудования жилого помещения в нежилое, который был представлен на согласование (с учетом принятия решения о переводе нежилого помещения в жилое ДД.ММ.ГГГГ), в материалах дела не имеется.
Кроме того, как установлено судами, многоквартирный дом подключен к централизованным сетям газоснабжения, то есть степень благоустройства многоквартирного дома предусматривает предоставление коммунальной услуги по газоснабжению.
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ода N. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Согласно пункту 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
С учетом того, что многоквартирный дом подключен к централизованным сетям газоснабжения, при этом проектом многоквартирного дома газоснабжение нежилых помещений, расположенных на мансардном этаже предусмотрено не было, однако органом местного самоуправления согласован перевод нежилого помещения в жилое, в рамках рассмотрения спора необходимо было также установить, возможно ли было при проведении работ по переустройству предусмотреть возможность предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.
Кроме того, как следует из акта осмотра технического состояния квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, наличие стационарной электрической плиты не установлено, в квартире имеется только электрический котел, подключенный к внутридомовым сетям.
Вместе с тем, возникшие противоречия судами устранены не были, каких - либо суждений относительно того, возможно ли применение понижающего коэффициента при расчете за поставленную электрическую энергию в случае отсутствия в жилом помещении стационарной электрической плиты, но при оборудовании жилого помещения в многоквартирном доме электроотопительной установкой, обжалуемые судебные акты не содержат.
В связи с изложенным, поскольку юридически значимые для дела обстоятельства в полном объеме установлены не были, постановленные судебные акты законными и обоснованными признать нельзя, в связи с чем они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, устранить имеющиеся противоречия относительно наличия или отсутствия стационарной электрической плиты в жилом помещении истца, предложить истцу представить доказательства, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств (стационарной электрической плиты) в установленном законом порядке и выполнение технических условий, с учетом степени благоустройства многоквартирного дома и наличия централизованного газоснабжения предложить истцу представить доказательства тому, что при проведении работ, связанных с переводом нежилого помещения в жилое предоставление коммунальной услуги по газоснабжению не предоставлялось возможным, дать суждение относительно того, возможно ли применение понижающего коэффициента применительно к квартире истца, оборудованной электроотопительной установкой, с учетом того, что многоквартирный дом имеет централизованное теплоснабжение и централизованное горячее водоснабжение, и разрешить спор с учетом установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 30 августа 2023 года - отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Московский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий Е.В. Крыгина
Судьи Е.В. Трух
Н.Г. Дурнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.