Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Никоновой О.И, Туляковой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ухаровой Л.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 сентября 2023 года по гражданскому делу N 2-3577/2023 по иску Ухаровой Л.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ухарова Л.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл, в котором просила возложить на ответчика обязанность включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периоды работы в должности пионервожатой пионерского лагеря "Искра" с 1 июля 1986 года по 22 июля 1986 года, учителя Медведевской средней школы N 3 с 1 сентября 2004 года по 10 сентября 2005 года, взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате нотариальных услуг в размере1500 рублей.
В иске указано, что 5 апреля 2021 года Ухарова Л.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Медведевском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ УПФ РФ в Медведевском районе от 15 апреля 2021 года N необоснованно не включены в специальный стаж периоды работы в должности пионервожатой пионерского лагеря "Искра" с 1 июля 1986 года по 22 июля 1986 года и учителя Медведевской средней школы N 3 с 1 сентября 2004 года по 10 сентября 2005 года.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 июня 2023 года в удовлетворении требований Ухаровой Л.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 сентября 2023 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 июня 2023 года отменено в части.
Принято по делу в данной части новое решение, которым возложили на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл обязанность включить в специальный стаж Ухаровой Л.А. дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период работы с 1 июля 1986 года по 22 июля 1986 года в должности пионервожатой в пионерском лагере "Искра".
Взыскали с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл в пользу Ухаровой Л.А. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы за удостоверение доверенности в размере 1500 рублей.
В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 июня 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ухарова Л.А. просит решение и апелляционное определение отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на пенсионный орган обязанности включить в специальный страховой стаж период работы Ухаровой Л.А. в должности учителя Медведевской средней школы N 3 с 1 сентября 2004 года по 10 сентября 2005 года, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылается на неправильное применение норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл просит решение и апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса организациях, учреждениях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Суд апелляционной инстанции не согласился с таким выводом суда первой инстанции, при этом указал следующее.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 5 апреля 2021 года Ухарова Л.А. обратилась в ГУ УПФ РФ в Медведевском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ УПФ РФ в Медведевском районе от 15 апреля 2021 года N Ухаровой Л.А. отказано в назначении пенсии по указанному основанию в связи с отсутствием у нее необходимого 25-летнего стажа работы в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
В бесспорном порядке за истцом на дату обращения признано наличие специального стажа, дающего право на досрочное назначение указанной пенсии, 23 года 1 месяц 28 дней, из специального стажа истца пенсионным органом исключены, в том числе периоды с 1 июля 1986 года по 22 июля 1986 года, с 1 сентября 2004 года по 10 сентября 2005 года.
Разрешая спор и отказывая во включении периода работы истца в должности пионервожатой с 1 июля 1986 года по 22 июля 1986 года, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 1 января 1992 года у нее отсутствовало 2/3 специального стажа педагогической деятельности в
Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Пунктами 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения периодов, перечисленных в Положении, предусмотрено только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень, утвержденный 17 декабря 1959 года и подлежащий применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 года.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа (16 лет и 6 месяцев), требуемого для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, спорный период с 1 июля 1986 года по 22 июля 1986 года мог быть бы зачтен по данному основанию, независимо от того, выработала ли истец до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично.
Как следует из копии трудовой книжки истца, а также справки Союза "Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл" от 16 декабря 2018 года Ухарова Л.А. в период с 1 июля 1986 года по 22 июля 1986 года работала в должности пионервожатой пионерского лагеря "Искра".
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда в части отказа во включении в специальный стаж Ухаровой Л.А. периода работы с 1 июля 1986 года по 22 июля 1986 года в должности пионервожатой пионерского лагеря "Искра" и удовлетворении данного требования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца о включении периода ее работы в должности учителя Медведевской средней школы N 3 с 1 сентября 2004 года по 10 сентября 2005 года, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для такого включения.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права.
Из копии трудовой книжки истца и справки муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Медведевская средняя общеобразовательная школа N 3 с углубленным изучением отдельных предметов им. 50-летия Медведевского района" от 5 марта 2020 года, следует, что в спорный период с 1 сентября 2004 года по 10 сентября 2005 года истец работала в должности педагога-организатора с правом ведения часов русского языка и литературы.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Ухарова Л.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования c 14 сентября 1997 года.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения за период с 1 сентября 2004 года по 10 сентября 2005 года представлены работодателем без кода льготных условий труда.
В пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указано, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения).
Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, доказательствам дана правовая оценка.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно подпункту "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 годаN 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии но старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессии должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для
детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право па пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лег", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (пункт 4).
Как разъяснено в пункте 2 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 года N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" работа без занятия штатной должности в том же учреждении, в том числе преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, не считается совместительством и требует заключения другого трудового договора.
В силу положений пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта N 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионною фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку судом второй инстанции правильно применены нормы материального права, дана оценка всем обстоятельствам дела, выводы суда являются правильными, оснований для отмены либо изменения апелляционного определения не имеется.
Наименование должности педагога-организатора не предусмотрено Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Правилами от 29 октября 2002 года N 781 определены критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 года N 781 для учителей начальных классов и учителей общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности - независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, но при условии замещения отдельной штатной должности и полной занятости на ставку заработной платы учителя.
Вместе с тем, доказательств работы Ухаровой Л.А. в штатной должности учителя в материалы дела не представлено. Совмещения в спорные периоды времени работы в качестве педагога-организатора с работой в должности учителя представленными в деле документами не подтверждено, приказов работодателя о принятии истца на работу по совмещению в эту же школу на должность учителя не имеется. А наличие учебной нагрузки без занятия штатной должности учителя, права на назначение досрочной страховой пенсии не предоставляет.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ухаровой Л.А. основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Вопреки доводам кассационной жалобы, из материалов дела следует, что, в соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
В целом, доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, выводов нижестоящих судебных инстанций не опровергают, о неверном применении норм права не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 июня 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики
Марий Эл от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ухаровой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи О.И.Никонова
О.А.Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.