Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Никоновой О.И, Туляковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Онищенко Ю.А. на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 23 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 17 октября 2023 г. по гражданскому делу N 2-2310/2023 по иску Онищенко Ю.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный страховой стаж, возложении обязанности назначить пенсию.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Онищенко Ю.А. обратился в суд с вышеназванным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области. В обоснование требований указал, что он обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 и п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решениями ответчика N от 7 июля 2022 г. и N от 1 марта 2023 г. в досрочном назначении страховой пенсии по старости ему было отказано. При этом в стаж его работы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", "данные изъяты" (г. Сосногорск Коми АССР); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" (г. Печора Республика Коми); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты" (г. Печора Республика Коми); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. - работа "данные изъяты" в период "данные изъяты".
Истец просил суд признать решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области N от 7 июля 2022 г. и N от 1 марта 2023 г. об отказе в установлении и назначении досрочной страховой пенсии незаконными, обязать включить в специальный страховой стаж в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вышеуказанные периоды; назначить досрочную страховую пенсию по старости с учетом указанных периодов, приравненных к трудовой деятельности с момента первого обращения - 15 июня 2022 г.; взыскать с ответчика в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "РЖД", ГОУНПО профессиональное училище N 18 г. Сосногорска, ФУ КП N 38 ФКУ Объединение ИУ с особыми условиями хозяйственной деятельности УФСИН России по Республике Коми, структурное подразделение локомотивного депо Печора Сосногорского отделения филиала ФГУП СЖД МПС, Эксплуатационное локомотивное депо Печора северной дирекции тяги-филиала ОАО "РЖД", Военный комиссариат г. Печоры и Печорского района Республика Коми.
Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 23 июня 2023г. (с учетом определения об исправлении описки от 30 июня 2023 г.), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 17 октября 2023 г, исковые требования Онищенко Ю.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный страховой стаж, возложении обязанности назначить пенсию, оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Онищенко Ю.А. просит отменить решение суда первой инстанции от 23 июня 2023г. и апелляционное определение от 17 октября 2023 г, как незаконные и необоснованные, вынести по делу новое решение, исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях") (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Положения части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставляют при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 5).
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 названного выше Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части первой статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Онищенко Ю.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" 9 ноября 1997 г.
15 июня 2022 г. Онищенко Ю.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях".
7 июля 2022 г. начальником отдела установления пенсий с учетом специального стажа Отделения вынесено решение об отказе в установлении пенсии N, из которого следует, что на дату обращения 15 июня 2022 г. продолжительность страхового стажа Онищенко Ю.А. составляет "данные изъяты", стаж с учетом Постановления Конституционного суда N 2-П "данные изъяты", специальный стаж по пункту 5 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. - "данные изъяты" при требуемом не менее "данные изъяты"; стаж работы в местностях, приравненных к районам крайнего севера - "данные изъяты", стаж работы в районах Крайнего Севера - "данные изъяты". Итого стаж работы в районах Крайнего севера составляет "данные изъяты". Требуемая величина ИПК ("данные изъяты") имеется.
В решении указано, что наличие специального стажа по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. продолжительностью "данные изъяты", специального стажа работы по пункту 6 части 1 статьи 33 Закона от 28 декабря 2013 г. в районах Крайнего севера продолжительностью "данные изъяты" (при требуемом стаже не менее 15 календарных лет) дает право на страховую пенсию в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. в возрасте 55 лет. Право на двойное снижение возраста, предусмотренное частью 2 статьи 33 Закона от 28 декабря 2013 г, отсутствует. Рекомендовано обратиться за установлением досрочной страховой пенсии по старости не ранее чем за 1 месяц до достижения возраста 55 лет.
15 февраля 2023 г. Онищенко Ю.А. повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", по итогам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела установления пенсий с учетом специального стажа Отделения вынесено решение об отказе в установлении пенсии N. Истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии, рекомендовано обратиться за установлением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" не ранее чем за 1 месяц до достижения возраста 55 лет.
В специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г..не засчитаны следующие периоды: периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в качестве "данные изъяты" Печорского локомотивного депо г..Печора Республики Коми, в связи с тем, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) сведения о стаже работы страхователем представлены в графе "особые условия труда" без указания кода для досрочного назначения страховой пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве "данные изъяты" ООО Нефтересурсы г..Лабытнанги Ямало - Ненецкого автономного округа, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) сведения о стаже работы страхователем представлены в графе "особые условия труда" без указания кода для досрочного назначения страховой пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в качестве "данные изъяты" участка эксплуатации железной дороги ст. Ульяновск - Центральный, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) сведения о стаже работы страхователем представлены в графе "особые условия труда" без указания кода для досрочного назначения страховой пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ 6 дней, 2003 год 1 день - отпуска без сохранения заработной платы в период работы в качестве "данные изъяты" Печорского локомотивного депо в г..Печоры Республики Коми; периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГг. - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ - учебные отпуска в период работы в качестве "данные изъяты" участка эксплуатации железной дороги ст.
Ульяновск - Центральный.
В стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона от 28 декабря 2013 г. не засчитаны периоды: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГг, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в качестве "данные изъяты" Печорского локомотивного депо г. Печора Республики Коми, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) сведения о стаже работы страхователем представлены в графе "территориальные условия" без указания кода для досрочного назначения страховой пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в качестве "данные изъяты" в период "данные изъяты", поскольку сведений о занятости постоянной полный рабочий день в период отбывания наказания в виде лишения свободы не имеется, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) сведения о стаже работы страхователем ГУП с особыми условиями хозяйственной деятельности учреждения М-222/7 ГИУН Минюста России представлены в графе "территориальные условия" без указания кода для досрочного назначения страховой пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", 2003 год "данные изъяты" - отпуска без сохранения заработной платы в период работы в должности помощника машиниста тепловоза печорского локомотивного депо в г. Печоры Республики Коми.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, статей 3, 4, 11, части 1 статьи 14, статьи 28, пункта 5 части 1, части 2 статьи 30, пункта 6 части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации N665 от 16 июля 2014 г.."О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N1015 от 2 октября 2014 г, постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г..N181, Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г..N258н, разъяснением от 22 мая 1996 г..N 5, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 29, а также действовавшими в период спорных правоотношений статьями 14, 130 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г..N 340-1, статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г..N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета
Министров СССР от 10 ноября 1967 г..N1029 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г..N 12 с последующими изменениями и дополнениями), действовавшим в период начала спорных правоотношений, Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г..N 590, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г..N1908-VII "О Расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера".
Рассматривая исковые требования в части включения в специальный страховой стаж истца периода его обучения в "данные изъяты"18 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из того, что отнесение периодов учебы к периодам работы в районах Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера не предусматривалось ни ранее действовавшим законодательством, ни действующим в настоящее время законодательством, в связи с чем признал данный период не подлежащим зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Разрешая требования истца о включении в его специальный страховой стаж периода военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и военной службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд исходил из того, что военная служба истца по призыву проходила до ДД.ММ.ГГГГ, в период действия законодательства, предусматривавшего возможность включения периода срочной военной службы в армии в стаж в районах Крайнего Севера при условии, если гражданин не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступил на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Военная служба по контракту не приравнивалась к работе в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что условия для включения военной службы по призыву в специальный стаж у истца отсутствуют, поскольку из записей в военном билете не усматривается прохождение военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж работы истца в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периодов военной службы по призыву и военной службы по контракту.
В соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 данного Закона включается только работа, возможность включения военной службы для назначения указанной пенсии не предусмотрена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в страховой стаж периода работы Онищенко Ю.А. в должности "данные изъяты" по ремонту подвижного состава г. Печоры Республики Коми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования от 7 июля 2022 г. и решением Отделения от 1 марта 2023 г. данный период был зачтен в специальный стаж (в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), что и указано в стажевой таблице решения пенсионного органа (л.д. 31 т.1).
Разрешая исковые требования в части включения в специальный страховой стаж истца периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ пo ДД.ММ.ГГГГг. дизелистом в период нахождения в "данные изъяты"ГУП с особыми условиями хозяйственной деятельности учреждения М-222/7 ГУИН Минюста России), суд исходил из того, что материалами дела и предоставленными сведениями из ОИАР ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по "адрес" необходимые условия для включения периода в специальный страховой стаж не подтверждены.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда по доводам апелляционной жалобы ответчика также установил, что в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ пo ДД.ММ.ГГГГ) работа истца дизелистом в период нахождения в КП -38 ИК N протекала после регистрации Онищенко Ю.А. в системе обязательного пенсионного страхования, при этом в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица указаний на коды территориальных условий в спорный период работы не имеется, индивидуальные сведения на истца представлены страхователем на общих основаниях, в связи с чем согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж истца.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и оценив их с учётом установленных по делу обстоятельств, учитывая, что истцом не оспаривалось отсутствие у него стажа работы 15 лет в районах Крайнего Севера, судебные инстанции пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными решений об отказе в назначении пенсии и возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с учетом указанных периодов, с момента первого обращения 15 июня 2022 г.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Довод кассационной жалобы Онищенко Ю.А. о том, что истец является обладателем сразу двух льготных стажей в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 и п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", не опровергает выводы судебных инстанций с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу.
Судами двух инстанций установлено наличие у истца специального стажа по пункту 5 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. продолжительностью 20 лет 1 месяц, специального стажа работы по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. в районах Крайнего Севера продолжительностью 12 лет 03 месяца (при требуемом стаже не менее 15 календарных лет), что дает истцу право на страховую пенсию в соответствии с пункту 5 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. в возрасте 55 лет.
Доводы заявителя жалобы том, что, учитывая право истца на досрочную пенсию по старости в 55 лет, его стаж работы в районах Крайнего Севера в течение 12 лет 3 месяца дает право уменьшения данного возраста на 4 месяца за каждый год работы в районах Крайнего Севера, направлен на иное, субъективное толкование норм материального права, являлся предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанциях и получил надлежащую правовую оценку.
Довод кассационной жалобы о том, что в справке, предоставленной суду Управлением федеральной службы исполнения наказания по "адрес", отражены рабочие дни за каждый месяц (за исключением выходных дней) и заработная плата истца в период работы во время отбывания наказания, не опровергает выводы судов по обстоятельствам дела.
Довод о том, что военная служба по контракту является работой, подлежащей включению в специальный стаж, также основан на неверном понимании норм материального права.
Ссылка Онищенко Ю.А. на то, что Фонд пенсионного и социального страхования необоснованно не включил в спорный период в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ в качестве "данные изъяты" Печорского локомотивного депо г. Печора Республики Коми, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - 6 дней, ДД.ММ.ГГГГ 1 день отпуска без сохранения заработной платы в период работы в должности "данные изъяты" печорского локомотивного депо в г. Печоры Республики Коми не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку указанные периоды не были заявлены в качестве спорных в суде первой инстанции, что истец не отрицал в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Доказательства, представленные сторонами, оценены судами по правилам статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебных постановлениях приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом.
Оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств. Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой доказательств не является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Суды правильно применили нормы материального права на основе установленных по делу обстоятельств.
Иные доводы заявителя выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 23 июня 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 17 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Онищенко Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи О.И. Никонова
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.