Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Никоновой О.И, Туляковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике -Чувашии на решение Московского районного суда г. Чебоксары от 22 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 октября 2023 г. по гражданскому делу N 2-3336/2023 по иску Ильиной ФИО17 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике о признании незаконным решения, обязании включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильина Л.Е. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее - ОСФР по Чувашской Республике) о признании решения пенсионного органа Nот 11 апреля 2023 г. незаконным, возложении обязанности по включению в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - простоя с сохранением 2/3 заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности "данные изъяты" эстрадно-фольклорного ансамбля "Сявал" АУ "Чувашгосфилармония".
Исковые требования мотивированы тем, что решением пенсионного органа Nот 11 апреля 2023 г. Ильиной Л.Е. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого специального стажа творческой деятельности на дату обращения. При подсчете специального стажа творческой деятельности не учтены указанные выше периоды простоя и работы. Истец полагала указанное решение незаконным, поскольку в спорные периоды простоя, которые предоставлялись в связи с производственной необходимостью, за ней сохранялось рабочее место и заработок в размере 2/3 должностного оклада, с которого производилась уплата взносов на государственное социальное страхование. В период 2005-2007 годов ее условия работы в должности "данные изъяты" эстрадно-фольклорного ансамбля "Сявал" АУ "Чувашгосфилармония" не менялись, что подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 августа 2023 г. постановлено признать незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии Nот 11 апреля 2023 г. в части невключения в специальный стаж в соответствии с пунктом 21 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - простоя с сохранением 2/3 заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности "данные изъяты" эстрадно-фольклорного ансамбля "Сявал" АУ "Чувашгосфилармония"; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии возложена обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях в соответствии с пунктом 21 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Ильиной Л.Е. следующих периодов осуществления трудовой деятельности в Автономном учреждении Чувашской Республики "Чувашская государственная филармония" Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - простоя с сохранением 2/3 заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности "данные изъяты" эстрадно-фольклорного ансамбля "Сявал" АУ "Чувашгосфилармония"; с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в пользу Ильиной Л.Е. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 октября 2023 г. решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 августа 2023 г. отменено в части признания незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии Nот 11 апреля 2023 г. в части невключения в специальный стаж ИльинойЛюбови Евгеньевныв соответствии с пунктом 21 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности "данные изъяты" эстрадно-фольклорного ансамбля "Сявал" АУ "Чувашгосфилармония", возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с творческой деятельностью на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях, в соответствии с пунктом 21 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы ИльинойЛюбови Евгеньевныс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" эстрадно-фольклорного ансамбля "Сявал" АУ "Чувашгосфилармония" и вынесено в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ИльинойЛюбови Евгеньевнык Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в данной части отказано.
В остальной части решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 августа 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии - без удовлетворения.
С указанным решением суда первой инстанции и апелляционным определением в части включения периода простоя с сохранением 2/3 заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АУ ЧР "Чувашская государственная филармония" Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела ЧР не согласился ответчик ОСФР по Чувашской Республике, в кассационной жалобе ответчик просит отменить решение и апелляционное определение в указанной части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. Ответчик считает незаконным включение в стаж творческой деятельности истца периодов простоя, поскольку согласно пункту 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды вынужденных простоев подлежат исключению из подсчета специального стажа.
В письменных возражениях Ильина Л.Е. просила оставить решение суда первой инстанции и апелляционное определение без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению так как имеются для этого предусмотренные законом основания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в настоящем деле при разрешении исковых требований Ильиной Л.Е. о включении в специальный стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода простоя с 5 августа 2002 г. по 18 августа 2002 г. и в части признания решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от 11 апреля 2023 г. в соответствующей части незаконным, судами были допущены такого рода нарушения норм права и они выразились в следующем.
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов гражданского дела, что решением пенсионного N 11 апреля 2023 г. Ильиной Л.Е. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа творческой деятельности на дату обращения.
При подсчете специального стажа творческой деятельности не учтены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - простоя с сохранением 2/3 заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работы в должности "данные изъяты" эстрадно-фольклорного ансамбля "Сявал" АУ "Чувашгосфилармония", поскольку работодателем индивидуальные сведения представлены без указания кода творческой деятельности. Фактическая продолжительность специального стажа творческой деятельности определена - 19 лет 10 месяцев 10 дней, при требуемой продолжительности - 20 лет.
Включая в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" эстрадно-фольклорного ансамбля "Сявал", не включенный ответчиком, в связи с отсутствием в сведениях индивидуального лицевого счета истца кода творческой деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия труда истца не менялись, непредоставление работодателем индивидуальных сведений, не может вменяться в вину работнику и влиять на его пенсионные права.
Суд апелляционной инстанции, не согласился с вышеуказанными выводами суда первой инстанции, отменяя решение в данной части и отказывая в удовлетворении иска о включении в специальный стаж Ильиной Л.Е. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходил из того, что в спорный период истец работала в течении неполного рабочего времени - 6 часов в день, вместо 8 часов, что составляет 75% рабочего времени и в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации не позволяет удовлетворить исковые требования Ильиной Л.Е. в данной части.
Апелляционное определение в вышеуказанной части сторонами спора в кассационном порядке не обжалуется.
Разрешая заявленный спор в части периодов простоя (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж истца указанных периодов, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 157 Трудового кодекса Российской Федерации, если творческие работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции с данными выводами суда согласилась исходя из следующего.
Понятие и термин простоя определены нормами Трудового кодекса Российской Федерации, согласно абз. 2 статьи 351 (в редакции от Федерального закона от 4 ноября 2022 г. N 434-ФЗ) которого, определено, что если творческие работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время не является временем простоя и оплачивается в соответствии с ч. 3 и 4 данной статьи (до 1 марта 2023 г. было предусмотрено частью 5 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с вышеуказанными положениями ч. 5 ст. 157 и ст. 351 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 28 апреля 2007 г. N 252 утвердило Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации. В данном Перечне под N 29 указана должность артиста-вокалиста (солиста).
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что поскольку нормами Трудового кодекса Российской Федерации определено, что неучастие творческих работников в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или их не выступление не является временем простоя, то пункт 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в соответствии с которым периоды вынужденных простоев подлежат исключению из подсчета специального стажа, не подлежит применению к данным правоотношениям.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 29 января 2004 г. N 2-П) нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 г. пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Так как периоды простоя в 2001 году, которые суд посчитал возможным включить в подсчет специального стажа истца, имели место до вступления в силу вышеназванного Постановления от 11 июля 2002 г. N 516, указанное Постановление не имеет обратной силы и не может ухудшать положение работника, а законодательством, действовавшим до введения его в действие, исключение периодов вынужденного простоя из специального трудового стажа не предусматривалось, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в данной части.
В силу вышеназванных обстоятельств периоды вынужденных простоев (как в 2001 году, так и 2002 году) судами включены в специальный стаж истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции о наличии оснований для включения в специальный стаж Ильной Л.Е, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода простоя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет, по достижении возраста 55-60 лет либо независимо от возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "о" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления.
Пунктом 2 вышеуказанного Списка предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 20 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пункте 1 настоящего Списка): артистки - вокалистки (солистки) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально - драматических театров, концертных организаций, профессиональных художественных коллективов, телевидения и радиовещания.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ).
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
При этом, в силу абзаца 9 пункта 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).
В период до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовало Положение "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР", утвержденное Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190, где в пункте 3.3 указано, что специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, подтверждается трудовой книжкой. В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характера выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Ильина Л.Е. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из материалов дела спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражены работодателем без кода льготы.
Справкой, представленной Автономным учреждением Чувашской Республики "Чувашской государственной Филармонии" от 14 апреля 2023 г. подтверждено, что вышеуказанные периоды относятся к простою по вине работодателя с сохранением 2/3 средней заработной платы, что также подтверждено приказами работодателя (л.д.11-13).
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера рассматривается по общему правилу как простой, который предполагает начисление работнику взамен заработной платы, утраченной ввиду объективной невозможности выполнения им возложенных на него трудовых (должностных) обязанностей, гарантийных выплат в размере не менее установленного законом (часть третья статьи 72.2, части первая и вторая статьи 157).
Между тем период, когда творческие работники (в частности, артисты-вокалисты (солисты) театра) непосредственно не задействованы в репетициях и спектаклях, не может признаваться простоем, поскольку предполагается, что в этот период такие работники фактически продолжают исполнять свои трудовые (должностные) обязанности в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами, хотя и в меньшем объеме.
Исходя из этого федеральный законодатель в части пятой статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации, действующей в нормативной связи с Перечнем профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены данным Кодексом, совершенно недвусмысленно определил, что время, в течение которого указанные работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Следовательно, исключив возможность признания в качестве простоя времени, в течение которого творческие работники (в частности, артисты-вокалисты (солисты) театров) не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, законодатель тем самым исключил и возможность необоснованного отнесения таких работников, все же продолжающих исполнять определенную часть своих трудовых (должностных) обязанностей, к иной категории работников, а именно к лицам, фактически приостановившим работу (т.е. полностью не выполняющим свои трудовые (должностные) обязанности) в связи с простоем, а равно и применения при оплате труда указанных творческих работников правил, установленных законом для такой категории, как "лица, вынужденно приостановившие работу вследствие простоя" (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 43-П).
При этом суд второй инстанции, проверяя доводы апелляционной жалобы обоснованно исходил из того, что законодательство, действующее до 25 июля 2002 г. для категории артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов не предполагало исключения из подсчета специального стажа периодов вынужденного простоя, указанное изъятие было введено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516.
В указанной части судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда первой инстанции и апелляционным определением. Доводы кассационной жалобы в этой части не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку выводы судов не опровергают.
Вместе с тем, периоды вынужденного простоя после 25 июля 2002 г. включению в специальный стаж не подлежат, а выводы суда апелляционной инстанции о том, что спорные периоды времени не относятся к простоям, а относятся ко времени неучастия творческих работников в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или их не выступлению не подтверждены какими-либо доказательствами и противоречат сведениям, представленным работодателем.
Действительно, по смыслу части 5 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации истец относится к особой категории творческих работников, профессиональная деятельность которых имеет особую специфику, для них установлены особые гарантии в части учета рабочего времени вынужденного простоя. Вместе с тем, как следует из материалов дела, работодатель спорные периоды квалифицировал как простой, поэтому у ответчика не имелось оснований для включения этого периода в стаж для назначения пенсии в силу пункта 9 вышеуказанных Правил.
Согласно справке работодателя и приказа от 5 августа 2002 г. N Ильиной Л.Е. в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) был предоставлен административный отпуск с ежемесячной выплатой 2/3 средней заработной платы на основании части 1 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на время возникновения спорный отношений), согласно которой время простоя (статья 74) по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
Обоснований возможности применения к сложившимся между работником и работодателем трудовых отношений (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) положений части 5 статьи 157 и статьи 351 Трудового Кодекса Российской Федерации судебными инстанциями не приведено.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению; решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 названного Кодекса.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Указанным требованиям апелляционное определение в части оставления без изменения решения суда первой инстанции в части включения в специальный стаж Ильиной Л.Е, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - простоя с сохранением 2/3 заработной платы, признания решения пенсионного органа в указанной части незаконным, не соответствуют.
Осуществление истцом творческой деятельности в качестве артистки-вокалистки (солистки) эстрадно-фольклорного ансамбля в указанный период, доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости с учетом характера разрешаемого спора, представленными в пенсионный орган, а в последующем в суд, не подтверждено.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, внесенные работодателем относительно спорного период без кода льготы, не опровергнуты какими-либо доказательствами заслуживают внимания.
В связи с чем заслуживают внимания также доводы заявителя жалобы о ненадлежащей оценке доказательств, представленных в обоснование требований о включении в специальный стаж спорного периода.
В силу положений статей 67, 195, 196, 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В противном случае нарушаются задачи и смысл гражданского судопроизводства, установленные статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Согласно взаимосвязанным положениям части 4 статьи 67 и пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции обязан указать в мотивировочной части своего постановления мотивы, по которым он отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Между тем, указанные требования процессуального закона судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела в части разрешения требований о включении в специальный стаж работы спорных периодов были нарушены.
Исходя из изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 октября 2023 г. в части оставления без изменения решения Московского районного суда г. Чебоксары от 22 августа 2023 г. о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии N от 11 апреля 2023 г. в части невключения в специальный стаж в соответствии с пунктом 21 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - простоя с сохранением 2/3 заработной платы, возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях в соответствии с пунктом 21 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Ильиной Л.Е. периодов осуществления трудовой деятельности в Автономном учреждении Чувашской Республики "Чувашская государственная филармония" Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики с 5 августа 2002 г. по 18 августа 2002 г. - простоя с сохранением 2/3 заработной платы нельзя признать законным, поскольку оно принято в этой части с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения в обжалуемой части и направления дела в этой части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
В остальной части решение Московского районного суда г. Чебоксары от 22 августа 2023 г. (в неотмененной части апелляционным определением) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 октября 2023 г. подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 октября 2023 г. в части оставления без изменения решения Московского районного суда г. Чебоксары от 22 августа 2023 г. о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии N от 11 апреля 2023 г. в части невключения в специальный стаж в соответствии с пунктом 21 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периода: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - простоя с сохранением 2/3 заработной платы, а также возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии обязанности по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с творческой деятельностью на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях в соответствии с пунктом 21 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Ильиной Л.Е. периодов осуществления трудовой деятельности в Автономном учреждении Чувашской Республики "Чувашская государственная филармония" Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - простоя с сохранением 2/3 заработной платы отменить, направить дело в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Московского районного суда г. Чебоксары от 22 августа 2023 г. (в неотмененной части апелляционным определением) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25 октября 2023 г. оставить без изменения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи О.И. Никонова
О.А. Тулякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.