Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Емелина А.В.
судей Дурновой Н.Г, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи кассационную жалобу Хамзина Урала Ирназаровича на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 18 сентября 2023 г. по гражданскому делу N 2-730/2023 по иску Хамзина Урала Ирназаровича к ООО Управляющая компания "Уютный дом" о защите прав потребителей
заслушав доклад судьи Дурновой Н.Г, пояснения представителя ООО Управляющая компания "Уютный дом" Юрьева В.А, действующего на основании доверенности судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хамзин У.И. обратился в суд с иском к ООО Управляющая компания "Уютный дом" о защите прав потребителей.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником "адрес" доме по ул. "адрес", 9/6 "адрес". Данный дом находится на обслуживание в ООО Управляющая компания "Уютный Дом".
Ответчик является исполнителем коммунальных услуг в поставке коммунальных ресурсов, а истец, соответственно - потребителем коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в соответствии с положениями "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с п. 69 Правил, в платежном документе указываются, в том числе, общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). Потребитель обязан оплачивать только коммунальные услуги. В указанном платежном документе ответчиком были необоснованно предъявлены к уплате следующие начисления: ЗПУ (домофон) начисления в размере 35 руб. и пени в размере 10, 21 руб.; задолженность предыдущего периода пени в размере 797, 78 руб.; ГВС при СОИ в размере 14, 90 руб. и пени в размере 4, 56 руб.; электроэнергия пени в размере 14, 71 руб.; содержание пени в размере 431, 03 руб.; отопление пени в размере 682, 89 руб.; электроэнергия при СОИ пени в размере 25.27 руб. Всего не обоснованных начислений на сумму 2017, 14 руб. Таким образом, платежный документ за декабрь 2019 г. и указанные в нем начисления не соответствует требованиям законодательства, в том числе пунктам 40 и 69 в связи с чем, ответчик нарушил право потребителя при формировании платежного документа за декабрь 2019г.
Поскольку ответчик нарушил права истца, как потребителя, то исковые требования о взыскании морального вреда за данные нарушения подлежат удовлетворению. Истец оценивает причиненный ответчиком факту нарушения прав потребителя в размере 20 000 рублей.
Учитывая, что ответчиком за расчетный период декабрь 2019 г. необоснованно предъявлены к оплате начисления на сумму 2017, 14 руб, то ответчик обязан возвратить истцу излишне уплаченные денежные средства в размере 2017, 14 руб.
Согласно пункта 3.1.12 договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г. управляющая компания обязана осуществить начисление платежей и выставлять потребителю счет (платежный документ) не позднее 15 числа за текущий месяц. Учитывая, что выставленный платежный документ за расчетный период декабрь 2019 г. не соответствует требованиям пунктов 40 и 69 Правил, то ответчик надлежащую коммунальную услугу по договору управления многоквартирным домом, то в соответствии с п. 5 ст. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязан выплатить истцу неустойку за нарушение установленных сроков выполнения работы (оказания услуги).
Таким образом, ответчик был обязан оказать надлежащую услугу по начислению платежей за расчетный период декабрь 2019 г. и выставлению потребителю счет платежного документа), предусмотренную пунктом 3.1.12 договора управления многоквартирным домом от 30декабря 2014 г. не позднее 1 января 2020 г. Днем нарушения ответчиком указанных услуг является 2 января 2020 г. Размер подлежащей взысканию неустойки рассчитывается к 20 декабря 2022 г. Поскольку стоимость услуги по проведению проверки начислений платы за коммунальные услуги в договорном порядке не установлена, то в целях расчета неустойки используется общая цена заказа согласно договору управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г.
Согласно пункта 7.2 договора, договор заключен на срок 1 год. Согласно пункта 7.6 договора, при отсутствии заявлений одной из сторон о прекращения договора управления по окончании срока его действия, настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях. Таким образом, договор заключен на 1 год, цена заказа по договору управления составляет 16243, 98 руб. (расчет: 18, 17 руб./кв.м, х 74, 5 кв.м, х 12 мес. = 16243, 98 руб.) Расчет размера неустойки. 16243, 98 руб. х 3% х 1083 дня = 527767 руб. Истцом предъявляется к взысканию неустойка в размере цены заказа - 16243, 98 руб.
Согласно п. 3.1.9 договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г. управляющая компания обязана осуществить рассмотрение заявления собственника МКД и принять соответствующие меры в установленные для этого сроки согласно законодательства Российской Федерации. Истец 21 октября 2022 г. обратился с письменным заявлением к ответчику, в котором ил произвести проверку правильности начислений и перерасчета платы за все коммунальные услуги, в том числе за расчетный период декабрь 2019 г. и произвести подлежащие выплаты излишне начисленных и оплаченных денежных средств. Согласно данных Почты России, ответчик получил письменное требование истца 31 октября 2022 г. Ответчик был обязан удовлетворить требование потребителя о проверке правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги за расчетные периоды, указанные в заявление истца не позднее дня обращения, то есть не позднее 31 октября 2022 г.
Таким образом, ответчик, отказав в рассмотрении письменного заявления истца о проведении проверки правильности начислений, перерасчетов и пеней за коммунальные услуги за расчетный период декабрь 2019 г, не исполнил обязательства, предусмотренные подпунктом "д" пункта 31 и подпункта "б" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354, и не исполнил надлежащим образом коммунальную услугу, предусмотренную пунктом 3.1.9 договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014г, чем нарушил гарантированные Правилами права потребителя.
Поскольку ответчик нарушил права истца, как потребителя, то исковые требования истца о взыскании морального вреда за данные нарушения прав потребителя подлежат удовлетворению. Истец оценивает причиненный ответчиком моральный вред по данному факту нарушения прав потребителя в размере 20000 руб.
Согласно данных "Почта России" ответчик получил письменное обращение истца 31 октября 2022 г. Таким образом, не позднее 31 октября 2022 г. ответчик был обязан исполнить данную услугу по проверке правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) за расчетный период декабрь 2019 года и немедленно по результатам проверки и выдаче потребителю документов, содержащих правильно начисленные платежи.
Поскольку ответчик отказался исполнить установленные пунктом 3.1.9 договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г. услуги в срок до 20 декабря 2022 г, то в соответствии с п. 5 ст. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязан выплатить истцу неустойку за нарушение установленных сроков выполнения работы (оказания услуги).
Ответчик был обязан исполнить указанную не позднее 31 октября 2022г. Днем нарушения ответчиком указанных услуг является 1 ноября 2022г. Размер подлежащей взысканию неустойки рассчитывается к 20 декабря 2022г. Поскольку стоимость услуги по проведению проверки начислений платы за коммунальные услуги в договорном порядке не установлена, то в целях расчета неустойки используется общая цена заказа по договору управления МКД, то есть 16243.98 руб. Расчет размера неустойки: 16243, 98 руб. х 3% х 50 = 24366 руб. оказании услуги. Истцом предъявляется к взысканию неустойка в размере цены заказа - 16243, 98 руб.
Истец в досудебном порядке, письменным обращением, поступившем 31 октября 2022 г, обратился к ответчику с требованием провести проверку правильности начислений, в том числе за расчетный период декабрь 2019 г. Также в указанном требовании истец просил ответчика компенсировать причиненный моральный вред. Ответчик оставил без удовлетворения данное требование истца, как потребителя услуг. Таким образом, при удовлетворении судом требования потребителя о взыскании денежных средств в порядке корректировки платы за отопление и компенсации морального вреда, то в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" с ответчика в пользу потребителя подлежит взысканию и штраф в размере 50 процентов от присужденной судом суммы.
На основании вышеизложенного, истец с учетом уточнений просил суд: признать незаконными и не соответствующими требованиям пункта 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" действия Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом":
- по не указанию в платежном документе за расчетный период ? декабрь 2019 года по "адрес" по ул. "адрес", принадлежащей ФИО1, сведений об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ), предоставленный в многоквартирном доме (холодное водоснабжение при содержании общего имущества (ХВС при СОИ), горячее водоснабжение при содержании общего имущества (ТЭ ГВС при СОИ, ХВС на ГВС при СОИ), электроэнергия при содержании общего имущества (Электроэнергия при СОИ); о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; о суммарных объемах горячей воды, холодной воды, электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; об объемах каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных горячего водоснабжения);
Обязать ООО Управляющая компания "Уютный Дом" изготовить и предоставить ФИО1 платежный документ по "адрес" по ул. "адрес", за расчетный период декабрь 2019 года, соответствующий требованиям п. 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов": обязать ответчика указать в платежном документе сведения об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ), предоставленный в многоквартирном доме (холодное водоснабжение при содержании общего имущества (ХВС при СОИ), горячее водоснабжение при содержании общего имущества (ТЭ ГВС при СОИ, ХВС на ГВС при СОИ), электроэнергия при содержании общего имущества (Электроэнергия при СОИ); о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; о суммарных объемах горячей воды, холодной воды, электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; об объемах каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги но горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных горячего водоснабжения).
Взыскать с ООО Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу ФИО1 неустойку в размере 16 243, 98 руб, предусмотренную пунктом 5 статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в связи с неоказанием в срок до ДД.ММ.ГГГГ при начислении платежей услуги по содержанию ответчиком общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", ул. "адрес", предусмотренную пунктом ДД.ММ.ГГГГ договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ в части включения в платежный документ за расчетный период декабрь 2019 года по "адрес" указанного дома предусмотренных требованиями пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, сведений об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ), предоставленный в многоквартирном доме (холодное водоснабжение при содержании общего имущества (ХВС при СОИ), горячее водоснабжение при содержании общего имущества (ТЭ ГВС при СОИ, ХВС на ГВС при СОИ), электроэнергия при содержании общего имущества (Электроэнергия при СОИ); о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; о суммарных объемах горячей воды, холодной воды, электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; об объемах каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных горячего водоснабжения).
Взыскать с ООО Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. за нарушение прав потребителя, в связи с не оказанием в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ услуги по содержанию ответчиком общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", ул. "адрес", предусмотренную пунктом ДД.ММ.ГГГГ договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ при начисления платежей и выставления потребителю платежного документа за расчетный период декабрь 2019 года по "адрес" указанного дома, отвечающего требованиям пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, содержащего сведения об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ), предоставленный в многоквартирном доме (холодное водоснабжение при содержании общего имущества (ХВС при СОИ), горячее водоснабжение при содержании общего имущества (ТЭ ГВС при СОИ, ХВС на ГВС при СОИ), электроэнергия при содержании общего имущества (Электроэнергия при СОИ); о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; о суммарных объемах горячей воды, холодной воды, электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; об объемах каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии Централизованных горячего водоснабжения).
Признать незаконными и не соответствующими требованиям подпункта "д" пункта 31 и подпункта "б" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N354, действия Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" в связи с не оказанием в установленный подпунктом "д" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N354, срок услуги, предусмотренной пунктом 3.1.9 договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г, по рассмотрению обращения поступившего 31 октября 2022 г. о проверке правильности предъявленных истцу в платежном документе за расчетный период декабрь 2019 г. к уплате размера платы за коммунальные услуги, и выплате истцу излишне предъявленных к оплате и оплаченных истцом денежных средств.
Взыскать с ООО Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу Хамзина У.И. неустойку, предусмотренную пунктом 5 статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в размере 16 243, 98 руб, в связи с не оказанием в установленный подпунктом "д" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354, срок услуги, предусмотренную пунктом 3.1.9 договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г, по рассмотрению обращения поступившего 31 октября 2022 г. о проверке правильности предъявленных истцу в платежном документе за расчетный период декабрь 2019 года к уплате размера платы за коммунальные услуги, и выплате истцу излишне предъявленных к оплате и оплаченных истцом денежных средств.
Взыскать с ООО Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу Хамзина У.И. компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. за нарушение прав потребителя, в связи с не оказанием в установленный подпунктом "д" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N354, срок услуги, предусмотренной пунктом 3.1.9 Договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г, по рассмотрению обращения истца, поступившего 31 октября 2022 г. о проверке правильности предъявленных истцу в платежном документе за расчетный период декабрь 2019 года начислений к уплате размера платы за коммунальные услуги, и выплате истцу излишне предъявленных к оплате и оплаченных истцом денежных средств.
Взыскать с ООО Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу Хамзина У.И. штраф, предусмотренный п.6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 мая 2023 г. исковые требования Хамзина У.И. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" о защите прав потребителей, удовлетворены частично.
Признаны незаконными и не соответствующими требованиям подпункта "д" пункта 31 и подпункта "б" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354, действия Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" в связи с не оказанием в установленный подпунктом "д" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354, срок услуги, предусмотренной пунктом 3.1.9 договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г, по рассмотрению обращения истца, поступившего 31 октября 2022 г. о проверке правильности предъявленных истцу в платежном документе за расчетный период декабрь 2019 г. к уплате размера платы за коммунальные услуги, и выплате истцу излишне предъявленных к оплате и оплаченных истцом денежных средств. Взыскана с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу Хамзина У.И. неустойка, предусмотренная пунктом 5 статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в размере 1 353, 67 руб, в связи с не оказанием в установленный подпунктом "д" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354, срок услуги, предусмотренную пунктом 3.1.9 договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г.
Взыскана с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу Хамзина У.И. компенсация морального вреда в размере 500 руб. Взыскан с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" в пользу Хамзина У.И. штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 500 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения. Также взыскана с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" в доход государства государственная пошлина в размере 400 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 18 сентября 2023 г..решение Орджоникидзевского районного суда г..Уфы Республики Башкортостан от 31 мая 2023 г..отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Хамзина У.И. к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом": признании незаконными и не соответствующими требованиям пункта 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" действия Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом": по не указанию в платежном документе за расчетный период - декабрь 2019 по "адрес" по ул. "адрес", принадлежащей ФИО1, сведений об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ), предоставленный в многоквартирном доме (холодное водоснабжение при содержании общего имущества (ХВС при СОИ), горячее водоснабжение при содержании общего имущества (ТЭ ГВС при СОИ, ХВС на ГВС при СОИ), электроэнергия при содержании общего имущества (Электроэнергия при СОИ); о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; о суммарных объемах горячей воды, холодной воды, электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; об объемах каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных горячего водоснабжения); обязании Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" изготовить и предоставить ФИО1 платежный документ по
"адрес" по ул. "адрес", за расчетный период декабрь 2019 года, соответствующий требованиям п. 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г..N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"-обязать ответчика указать в платежном документе сведения об общем объемекаждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержаниеобщего имущества - СОИ), предоставленный в многоквартирном доме(холодное водоснабжение при содержании общего имущества (ХВС приСОИ), горячее водоснабжение при содержании общего имущества (ТЭ ГВСпри СОИ, ХВС на ГВС при СОИ), электроэнергия при содержании общегоимущества (Электроэнергия при СОИ); о показаниях коллективных(общедомовых) приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; о суммарных объемах горячей воды, холодной воды электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; об объемах каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных горячего водоснабжения); обязать ответчика исключить из платежного документа не предусмотренное требованиями п. 69 Правил начисление под названием "начальное сальдо пени": взыскании с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу Хамзина У.И. компенсации морального вреда; взыскании с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу Хамзина У.И. компенсации морального вреда в размере 20 000 руб. по не рассмотрению обращения истца, поступившего 31 октября 2022 г..о проверке правильности предъявленных истцу в платежном документе за расчетный период сентябрь 2022 года начислений к уплате
размера платы за коммунальные услуги, и выплате истцу излишне предъявленных к оплате и оплаченных истцом денежных средств; штрафа.
В отмененной части вынесено новое решение, которым признаны незаконными и не соответствующими требованиям пункта 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" действия Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" : - по не указанию в платежном документе за расчетный период - декабрь 2019 года по "адрес" по ул. "адрес", принадлежащей ФИО1, сведений об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ), предоставленный в многоквартирном доме (холодное водоснабжение при содержании общего имущества (ХВС при СОИ), горячее водоснабжение при содержании общего имущества (ТЭ ГВС при СОИ, ХВС на ГВС при СОИ), электроэнергия при содержании общего имущества (Электроэнергия при СОИ); о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; о суммарных объемах горячей воды, холодной воды, электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; об объемах каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных горячего водоснабжения);
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" обязано изготовить и предоставить ФИО1 платежный документ по "адрес" по ул. "адрес", за расчетный период декабрь 2019 года, соответствующий требованиям п. 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов": обязать ответчика указать в платежном документе сведения об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ), предоставленный в многоквартирном доме (холодное водоснабжение при содержании общего имущества (ХВС при СОИ), горячее водоснабжение при содержании общего имущества (ТЭ ГВС при СОИ, ХВС на ГВС при СОИ), электроэнергия при содержании общего имущества (Электроэнергия при СОИ); о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; о суммарных объемах горячей воды, холодной воды, электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; об объемах каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных горячего водоснабжения); обязать ответчика исключить из платежного документа не предусмотренное требованиями п. 69 Правил начисление под названием "начальное сальдо пени".
Взыскана с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу Хамзина У.И. компенсация морального вреда в размере 1 000 руб. за нарушение прав потребителя, в связи с не оказанием в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ услуги по содержанию ответчиком общего имущества в многоквартирном доме по адресу: "адрес", ул. "адрес", предусмотренную пунктом ДД.ММ.ГГГГ договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ при начисления платежей и выставления потребителю платежного документа за расчетный период декабрь 2019 года по "адрес" указанного дома, отвечающего требованиям пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, содержащего сведения об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ), предоставленный в многоквартирном доме (холодное водоснабжение при содержании общего имущества (ХВС при СОИ), горячее водоснабжение при содержании общего имущества (ТЭ ГВ С при СОИ, ХВС на ГВС при СОИ), электроэнергия при содержании общего имущества (Электроэнергия при СОИ); о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; о суммарных объемах горячей воды, холодной воды, электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; об объемах каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных горячего водоснабжения);
Взыскана с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу ФИО1 компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей за нарушение прав потребителя, в связи с не оказанием в установленный подпунктом "д" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N354, срок услуги, предусмотренной пунктом 3.1.9 Договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, по не рассмотрению обращения истца, поступившего ДД.ММ.ГГГГ о проверке правильности предъявленных истцу в платежном документе за расчетный период декабрь 2019 года начислений к уплате размера платы за коммунальные услуги, и выплате истцу излишне предъявленных к оплате и оплаченных истцом денежных средств.
Взыскан с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу Хамзина У.И. штраф в размере 1 676, 83 руб.
В остальной части решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы от 31 мая 2023 г. оставить без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решения первой и апелляционной инстанций, указывая, что выводы судов не соответствуют нормам материального и процессуального права и обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что решение суда первой инстанции в части снижения размера неустойки, предусмотренной пунктом 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" до 1 353, 67 руб. считает необоснованным, полагает, что расчет нужно было производить исходя из цены услуги за один год. Также не согласен с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для начисления неустойки. Считает, что подлежат применению нормы п. 3 ст. 31 и п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей. Указывает, что основанием заявления его требования о взыскание неустойки являлся установленный судом факт нарушения исполнителем установленных сроков оказания услуги, предусмотренной пунктом 3.1.9 Договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г, что отказ ответчика рассмотреть обращение истца это не оказание в установленный срок услуги по управлению многоквартирным домом.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видео-конференц-связи с Калининским районным судом г.Уфы Республики Башкортостан, представитель ответчика с доводами кассационной жалобы не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167, ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу неподлежащей удовлетворению.
Судами установлено, что Хамзин У.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", улица "адрес".
Управляющей компанией многоквартирного дома является ООО УК "Уютный дом".
Согласно выставленной квитанции задолженность на начало декабря 2019 г. составляет 108 413, 27 руб. Из которых 1481, 13 руб. - электроэнергия при СОИ, 266, 64 руб. - ТЭ ГВС при СОИ, содержание 25 081, 42 рублей, ЗПУ (домофон) - 600, 61 руб, отопление - 39 095, 15 руб, электроэнергия - 758, 02 руб, задолженность предыдущего периода - 41 130, 30 руб, что следует из возражения ответчика.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчику поступило заявление истца, в котором он просил произвести проверку правильности начислений за коммунальные услуги, перерасчетов и пени за расчетный период декабрь 2019 г.
Ответчик оставил без удовлетворения данное обращение истца
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив факт нарушения прав потребителя, выразившийся в не рассмотрении заявления истца в установленные законом сроки, проверки правильности начислений и перерасчетов платы за предоставленные коммунальные услуги за расчетный период декабрь 2019 года по письменному обращению Хамзина У.И, поступившему ответчику 31 октября 2022 г, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.
Учитывая, что факт нарушения прав потребителя, выразившийся в не проведении в установленные сроки проверки правильности начислений и перерасчетов платы за отопление и тепловую энергию для производства горячего водоснабжения за расчетный период декабрь 2019 года по письменному обращению Хамзина У.И, поступившему ответчику 31 октября 2022 г, нашел свое подтверждение исходя из принципа разумности и справедливости, суд счел необходимым определить компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
Поскольку истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением 31 октября 2022 года, то ответчик обязан был оказать услугу по сверке платы за коммунальные услуги не позднее 31 октября 2022 года, судом на основании п.5 ст.28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N2300-1 "О защите прав потребителей" с ответчика в пользу истца взыскана неустойка в отношении конкретного периода - декабрь 2019 года, размер неустойки, определен 1 353, 67 руб.
Поскольку до разрешения спора по существу требования истца в добровольном порядке ответчиком удовлетворены не были судом был взыскан штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 500 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании с ООО Управляющая компания "Уютный Дом" в пользу ФИО1 неустойки в размере 1 353, 67 руб, предусмотренную пунктом 5 статьи 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", в части не включения в платежный документ за расчетный период декабрь 2019 года по "адрес" указанного дома сведений об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ).
Проверяя доводы жалобы о несогласии с произведенным расчетом размера неустойки, взысканной за не предоставление ответа на обращение, судебная суд апелляционной инстанции исходил из п. 3.1.9 договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого управляющая организация обязана оказать услугу по рассмотрению заявления потребителя и принятия соответствующих мер в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, а также из того, что взыскание неустойки за не предоставление ответа на обращение о проверке правильности начислений не предусмотрено.
При этом апелляционная инстанция не согласилась с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконными и не соответствующими требованиям пункта 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" действия ответчика - по не указанию в платежном документе за расчетный период - декабрь 2019 г. по квартире сведений об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды по квартире сведений об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ) указав, что платежный документ за декабрь 2019 г. не соответствует требованиям подпункта "е" пункта 69 Правил N354, поскольку в нем не указаны общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества -СОИ); показания коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; суммарные объемы горячей воды, холодной воды, электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; объем каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии горячего водоснабжения), в связи с чем, ответчик нарушил право потребителя при формировании данного платежного документа.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что на поставщика коммунальной услуги возложена обязанность своевременно предоставлять потребителю достоверную информацию о фактически потребленных им коммунальных услугах для исполнения обязанности по внесению платы за коммунальные услуги согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, что для расчета коммунальной услуги на использование для содержания общего имущества по горячей воде, Управляющая компания обязана предоставить показания общедомового прибора учета на учет тепловой энергии в теплоносителе, поступивший в многоквартирный дом, в спорный период за декабрь 2019 г, что расчет коммунальной услуги на содержание общего имущества по ГВС, по ХВС, по водоотведению, по электроэнергии должен быть предоставлен управляющей компанией на каждый запрос потребителя и понятен гражданину с учетом информации, которая указана в едином платежном документе, оформленном согласно требований Приказа Минстроя N 43/пр.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил иск Хамзина У.И, признать незаконными и не соответствующими требованиям пункта 69 Правил действия ООО УК "Уютный Дом" по не указанию в платежном документе за расчетный период - декабрь 2019 г..по указанной квартире сведений об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ), предоставленный в многоквартирном доме (холодное водоснабжение при содержании общего имущества (ХВС при СОИ), горячее водоснабжение при содержании общего имущества (ТЭ ГВС при СОИ, ХВС на ГВС при СОИ), электроэнергия при содержании общего имущества (Электроэнергия при СОИ); о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; о суммарных объемах горячей воды, холодной воды, электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме; об объемах каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных горячего водоснабжения) и возложении обязанности на ООО УК "Уютный Дом" изготовить и предоставить Хамзину У.И. платежный документ по квартире за декабрь 2019 г, соответствующий требованиям п. 69 Правил: обязать ответчика указать в платежном документе сведения об общем объеме каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды (содержание общего имущества - СОИ), предоставленный в многоквартирном доме (холодное водоснабжение при содержании общего имущества (ХВС при СОИ), горячее водоснабжение при содержании общего имущества (ТЭ ГВС при СОИ, ХВС на ГВС при СОИ), электроэнергия при содержании общего имущества (Электроэнергия при СОИ); о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учетаэлектроэнергии, холодного водоснабжения, отопления; о суммарных объемах горячей воды, холодной воды, электроэнергии, отопления, предоставленных во всех жилых и нежилых
помещениях в многоквартирном доме; об объемах каждого вида коммунального ресурса - тепловой энергии и холодной воды, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных горячего водоснабжения); обязать исключить из платежного документа не предусмотренное требованиями п. 69 Правил начисление под названием "начальное сальдо пени".
Определенный судом размер компенсации морального вреда суд апелляционной инстанции счел заниженным, не соответствующим принципам разумности и справедливости, в связи с чем, учитывая обстоятельства нарушения прав потребителя (истца), последствия этих нарушений, степень вины ответчика, длительность неисполнения ответчиком требований истца, руководствуясь принципами разумности и справедливости, пришел к выводу о необходимости увеличения суммы компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца до 1 000 руб.
Соглашаясь с правильностью вывода суда первой инстанции об удовлетворении требование истца о несоответствии действий ответчика требованиям пл. "д" п. 31 и пл. "б" п 33 Правил N 354, пункту 3.1.9 Договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г, и нарушением прав потребителя, выразившийся в не проведении в установленные сроки проверки правильности начислений и перерасчетов платы за отопление и тепловую энергию для производства горячего водоснабжения за расчетный период декабрь 2019 г. по письменному обращению Хамзина У.И, а также с правильностью вывода о наличии оснований для компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции также не согласился с его размером, увеличив сумму компенсации морального вреда до 1000 рублей.
В связи с тем, что размер компенсации морального вреда был увеличен в общей сложности до 2000 рублей, был увеличен размер взыскиваемого штрафа, с ответчика в пользу истца подлежит в соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей в размере 1676, 84 руб.
У судебной коллегии Шестого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с указанными выводами.
Суд апелляционной инстанции верно определилюридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовался при рассмотрении дела нормами законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, которым в соответствии со статьями 60, 67, 71, 79 - 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
По доводам кассационной жалобы судебная коллегия оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не усматривает.
Так, согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите- прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена -общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Согласно п. 3.1.9 Договора управления многоквартирным домом от 30 декабря 2014 г, управляющая организация обязана оказать услугу по рассмотрению заявления потребителя и принятия соответствующих мер в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Поскольку стоимость услуги по проведению проверки начислений платы за коммунальные услуги в договорном порядке не установлена, то в целях расчета неустойки используется общая цена заказа по договору управления МКД.
Согласно абзацу 4 пункта 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей", сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Таким образом, размер неустойки, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 1 353 руб.67 коп.
При этом, представленный истцом расчет неустойки обосновано не принят судом первой инстанции, поскольку расчет истцом был произведен за год, в то время, как требования заявлены в отношении конкретного периода - декабрь 2019 г.
Данные выводы суда апелляционной инстанции сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части судебного постановления, и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.
Выводы суда отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделаны исходя из конкретных обстоятельств дела, основаны на верном применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении требования истца о взыскании неустойки, взысканной за непредставление ответа на обращение, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно им отклонены, как необоснованные.
Так, из анализа правовых положений статей 28, 29, 31 Закона о защите прав потребителей следует, что ответственность в виде неустойки по норме пункта 3 статьи 31 Закона о защите прав потребителей (с исчислением неустойки по правилам пункта 5 статьи 28 этого Закона) возможна в случаях нарушения права потребителя на своевременное устранение недостатка выполненной работы (оказанной услуги); на уменьшение цены за выполненную работу (оказанную услугу); на возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также на возврат уплаченной за работу (услугу) денежной суммы, на возврат уплаченной по договору суммы, если такое требование заявлено со ссылкой на некачественность или несвоевременность оказания предусмотренной договором услуги.
Как следует из искового заявления истец просил взыскать неустойку за не предоставление ему управляющей компанией ответа на обращение с требованием провести проверку правильности начислений, в том числе за расчетный период декабрь 2019 года, однако взыскание неустойки за не предоставление ответа на обращение о проверке правильности начислений законом не предусмотрено.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с размером неустойки определенной судом ко взысканию, а также несогласии с выводами судов об отказе в удовлетворении требования о взыскании неустойки, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для удовлетворения жалобы. Данные доводы дублируют позицию заявителя, занимаемую в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и апелляционной инстанции, и направлены на иную оценку обстоятельств дела. Указанные доводы направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Из материалов дела следует, что судами первой и второй инстанции созданы достаточные условия для реализации всеми участвующими в деле лицами процессуальных прав и установления фактических обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 мая 2023 г. в части оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 18 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 18 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу кассационную жалобу Хамзина Урала Ирназаровича - без удовлетворения.
Председательствующий Емелин А.В.
Судьи Дурнова Н.Г.
Трух Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.