Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Варехи А. А. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 8 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 31 октября 2023 г. по административному делу N 2а-1363/2023 по административному исковому заявлению Варехи А. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к ней, письменных возражений, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Сергеевой И.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю Липирова К.С, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю Слепченко И.В, возражавших против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Вареха А.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (далее также - Межрайонная ИФНС N 12 по Ставропольскому краю, инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее также - УФНС России по Ставропольскому краю, управление) о признании незаконным решения.
В обоснование своих требований указал на то, что в соответствии с решением ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя (Межрайонная ИФНС N 12 по Ставропольскому краю) от 19 октября 2022 г. N 2095 он привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, за непредставление налоговой декларации, начислена недоимка на налогу на доходы физических лиц и пени по состоянию на 19 октября 2022 г.; решением УФНС России по Ставропольскому краю от 23 января 2023 г. его апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения. Считает решение налогового органа незаконным, поскольку, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N приобретен по договору купли-продажи от 6 июля 2015 г. N 1, в последующем, 28 декабря 2020 г. объект разделен на две группы нежилых помещений, объекты с кадастровыми номерами N и N. объект недвижимости с кадастровым номером N им продан в 2021 г. 3 августа 2015 г. приобретен по договору купли-продажи земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью N кв.м, а также земельный участок с кадастровым номером N, площадью N кв.м, общая площадь составила N кв.м; 14 января 2021 г. им проведено межевание данных земельных участков с образованием земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", площадью N кв.м и N, площадью N кв.м, земельный участок с кадастровым номером N площадью N кв.м, продан в 2021 г, таким образом, полагает в связи с продажей им недвижимого имущества, находившегося в его собственности более установленного минимального срока владения таким имуществом не используемого в предпринимательской деятельности, полученный от его продажи доход освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц, что исключает его обязанность отражения указанных доходов в налоговой декларации, в связи с чем просит признать незаконным и отменить решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя от 19 октября 2022 г. N 2095 о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 8 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 31 октября 2023 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 5 декабря 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 18 декабря 2023 г, Вареха А.А. просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, настаивая на своей позиции, изложенной в административном иске и при рассмотрении дела в судебных инстанциях, в том числе указывая на неправильное определение налогового периода, в котором получен доход.
Относительно доводов жалобы Межрайонной ИФНС N 12 по Ставропольскому краю, УФНС России по Ставропольскому краю поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к ней, письменных возражений, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Сергеевой И.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю Липирова К.С, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю Слепченко И.В, возражавших против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Вареха А.А. состоял на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя в качестве налогоплательщика.
На основании договора купли-продажи от 6 июля 2015 г. N 1 на праве собственности Варехе А.А. принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" площадью N кв.м, которое им разделено, в результате чего 28 декабря 2020 г. образованы 2 группы нежилых помещений с кадастровым номером "данные изъяты", площадью N кв.м и с кадастровым номером "данные изъяты", площадью N кв.м.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 3 августа 2015 г. им же приобретены в собственность земельные участки с кадастровым номерам "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, в результате межевания которых 14 января 2021 г. образованы земельные участки с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, и с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, общая площадь после межевания составила "данные изъяты" кв.м.
Налоговым органом в связи с непредставлением налоговой декларации проведена камеральная проверка расчета по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от продажи налогоплательщиком объектов недвижимости за 2021 г, в ходе которой установлено, что в указанный налоговый период Варехой А.А. реализованы два объекта недвижимого имущества: нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" (кадастровая стоимость на 1 января отчетного года N руб, цена сделки по договору купли-продажи N руб.), дата регистрации права 28 декабря 2020 г, дата окончания регистрации права ДД.ММ.ГГГГ и земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" (кадастровая стоимость на 1 января отчетного года N руб, цена сделки по договору купли-продажи N руб.) дата регистрации права 14 января 2020 г, дата окончания регистрации права 1 марта 2021 г.
Решением ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя от 19 октября 2022 г. N Вареха А.А. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере N руб, налогоплательщику доначислен налог на доходы физических лиц в размере N руб, начислены пени в размере N руб.
Данное решение инспекции обжаловано Варехой А.А. в УФНС России по Ставропольскому краю, решением которого 23 января 2023 г. N 08-19/001334@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Разрешая дело, суд первой инстанции, проанализировав положения норм, закрепленных в статях 23, 45, 207, 208. 209, 210 пункте 17.1 статьи 217, пунктов 2 и 4 статьи 217.1, подпункте 2 пункта 1 статьи 228, пункте 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации, пункте 2 статьи 8.1, статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 11.2, 11.4, 44 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в результате образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, возникает новый объект недвижимого имущества, а первичные объекты прекращают свое существование, в связи с чем срок нахождения в собственности образованных объектов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц при их продаже следует исчислять с даты государственной регистрации права на вновь образованные объекты с 2020 г.; таким образом, поскольку административным истцом в связи с продажей принадлежащих ему объектов декларация по налогу на доходы физических лиц не подавалась, право собственности на вновь образованные объекты недвижимости объекты налогообложения зарегистрированы за Варехой А.А. в 2020 г, признал требования административного истца подлежащими отклонению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база, по общему правилу, определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 поименованного кодекса с учетом особенностей, установленных главой 23 этого кодекса (пункты 1 и 3).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право на получение имущественного налогового вычета, в том числе при продаже недвижимого и иного имущества.
В пункте 2 названной статьи предусмотрены особенности предоставления такого имущественного вычета: вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно пункту 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий: право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации; право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации; право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком - плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением. В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Исходя из анализа норм закона, регулирующих возникшие правоотношения, суды, установив, что в результате образования новых объектов право Варехи А.А. на нежилое помещение с кадастровым номером 26:12:010102:847 и земельный участок с кадастровым номером 26:12:022704:551 зарегистрировано в 2020 г, а переход права в 2021 г, что менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, правильно признали оспариваемое решение налогового органа законным, не нарушающими право административного истца, а заявленные им требования подлежащими отклонению.
Довод жалобы о том, что срок нахождения спорных объектов недвижимости необходимо исчислять с момента заключения договоров купли-продажи от 6 июля 2015 г. и от 3 августа 2015 г, а не с момента регистрации новых объектов основана на неправильном применении и толковании норм права.
Суды, исходя из положений пункта 2 статьи 8.1, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 1, частей 1, 3 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также приведенных выше норм земельного законодательства, установив, что реализованные в 2021 году нежилое помещение с кадастровым номером 26:12:010102:847 образовалось в результате раздела, а земельный участок с кадастровым номером 26:12:022704:551 образовался в результате межевания участков, как самостоятельные объекты в 2020 г, следовательно, срок владения реализованным недвижимым имуществом составляет менее минимального предельного срока владения, таким образом, доход от продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Вопреки доводам жалобы о том, что налоговым органом не были учтены фактически понесенные расходы в соответствии с пунктом 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, в материалы дела документы, подтверждающие расходы при приобретении недвижимого имущества, административным истцом не представлены.
Ссылка на неправильное определение налогового периода по объекту с кадастровым номером 26:12:010102:847 с момента регистрации перехода права в 2021 г, а не фактического получения им дохода в 2020 г. о чем указано в договоре купли-продажи от 29 декабря 2020 г, несостоятельна и не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, поскольку каких-либо допустимых доказательств получения дохода именно в 2020 г. при рассмотрении дела административным истцом не представлено, в связи с чем налоговый орган руководствовался данными регистрирующего органа о регистрации перехода права на объект покупателю. Более того, данных о представлении налогоплательщиком в 2021 г. налоговой декларации и уплаты налога от продажи также не представлено.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенном судами нарушении, по существу, повторяют позицию административного истца в судебном разбирательстве, и были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые судебные акты вынесенными в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 8 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 31 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Варехи А. А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.