Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Баксану и Баксанскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Истепанова А. А. на решение Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2023 г. по административному делу N 2а-1382/2023 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Козлова О. И. к начальнику отделения судебных приставов по городу Баксану и Баксанскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Истепанову А. А, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Козлов О.И. обратился в суд с административным иском к начальнику отделения - старшему судебному приставу отделения судебных приставов по городу Баксану и Баксанскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике (далее также - ОСП по г. Баксану и "адрес" УФССП России по КБР, отделение) Истепанову А.А, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике о признании действий (бездействия) незаконными.
В обоснование своих требований указал на то, что 6 февраля 2023 г. в ОСП по г. Баксану и Баксанскому району УФССП России по КБР им направлено заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении Ворокова А.В. на основании выданного 21 декабря 2022 г. Баксанским районным судом Кабардино-Балкарской Республики по делу N 2-1370/2022 исполнительного листа ФС "данные изъяты" о взыскании с Ворокова А.В. в пользу ИП Козлова О.И. задолженности по кредитному договору размере N руб, которое отделением получено 14 февраля 2023 г, на направленную 9 марта 2023 г. через интернет-приемную ФССП России на имя начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по г. Баксану и Баксанскому району УФССП России по КБР о бездействии по возбуждению исполнительного производства, ответ не получен, согласно информации с сайта Федеральной службы судебных приставов в разделе "Банк данных исполнительных производств" исполнительное производство о взыскании с Ворокова А.В. в его пользу задолженности по состоянию на 5 апреля 2023 г. не возбуждено.
Решением Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2023 г, административный иск удовлетворен частично, признано незаконным бездействие начальника отделения - старшему судебному приставу ОСП по г. Баксану и Баксанскому району УФССП России по КБР И. А.А, выразившееся в непринятии своевременных мер по контролю за должностными лицами, ответственными за своевременное и полное исполнение судебных актов, а именно, в неосуществлении контроля по регистрации, передаче, возбуждении исполнительного производства и нарушении срока рассмотрения жалобы заявителя.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 11 декабря 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19 декабря 2024 г, начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по г. Баксану и Баксанскому району УФССП России по КБР Истепанова А.А, просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22 сентября 2022 г. с Ворокова А.В. в пользу индивидуального предпринимателя Козлова О.И. взыскана задолженность по кредитному договору в размере N руб, проценты и неустойка в размере N руб, на основании которого судом 21 декабря 2022 г. выдан исполнительный лист ФС N.
Взыскателем 6 февраля 2023 г. указанный исполнительный лист с заявлением о принудительном исполнении направлен в ОСП по г. Баксану и Баксанскому району УФССП России по КБР, исполнительное производство N-ИП возбуждено постановлением судебного пристава-исполнителя 8 мая 2023 г. после направления административного иска в суд.
Судом также установлено, что 9 марта 2023 г. Козловым О.И. на имя начальника отделения - старшему судебному приставу ОСП по г. Баксану и Баксанскому району УФССП России по КБР посредством электронной почты направлена жалоба на незаконное бездействие должностных лиц, ответственных за получение (регистрацию) почтовой корреспонденции и передачу зарегистрированных документов судебному приставу- исполнителю, бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в невынесении постановления о возбуждении либо отказе в возбуждении исполнительного производства и обязать судебного пристава-исполнителя сообщить о принятом процессуальном решении по направленному взыскателем исполнительного листа от 21 декабря 2022 г. по делу N, ответ по жалобе указанным должностным лицом заявителю не дан.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения норм, регулирующих данные правоотношения, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по г. Баксану и Баксанскому району УФССП России по КБР на обращение взыскателя Козлова О.И. по результатам его рассмотрения на момент рассмотрения дела судом ответ не дан, чем допущено незаконное бездействие, приведшее к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее также - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2). Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья 4).
В частях 1, 2, 3, 8 статьи 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что на основании исполнительного документа по заявлению подписанному взыскателем либо его представителем, поданным взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок путем вынесения постановления возбуждает исполнительное производство либо отказывает в его возбуждении.
Согласно части 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Полномочия старшего судебного пристава определены статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", а именно, старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом об органах принудительного исполнения и Законом об исполнительном производстве, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В силу положений статей 9, 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации такого обращения.
Согласно статье 64.1 Закона об исполнительном производстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5).
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 7).
Исходя из вышеприведенных норм, установив, что исполнительный лист, направленный административным истцом на исполнение в ОСП по г. Баксану и Баксанскому району УФССП России по КБР поступил в отделение 6 февраля 2023 г, при этом направленная и поступившая в отделение 9 марта 2023 г. жалоба Козлова О.И. на бездействие должностных лиц отделения по непринятию процессуальных решений по нему не была разрешена начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по г. Баксану и Баксанскому району УФССП России по КБР, а исполнительное производство по указанному исполнительному листу возбуждено лишь 8 мая 2023 г, суды правильно пришли к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие заявителя с оценкой исследованных судами фактических обстоятельств и иное толкование норм права выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы о том, что обращение в последующем было рассмотрено и заявителю жалобы на его электронную почту 1 июня 2023 г. направлен ответ, не могут являться основанием к отмене судебных актов, поскольку судами при рассмотрении дела было установлено несоответствие оспариваемого бездействия должностного лица по ненаправлению ответа на обращение взыскателя в установленном порядке и сроки нормативным правовым актам, регулирующим возникшие отношения, что повлекло нарушение прав административного истца, которые в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для удовлетворения заявленного требования.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы, к которым пришли суды по настоящему административному делу, правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по городу Баксану и Баксанскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Истепанова А. А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.