Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Маргиева Т.Т. на решение Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 24 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 августа 2023 г.
по административному делу по административному иску Маргиева Тенгиза Тенгизовича к прокуратуре Республики Северная Осетия-Алания, прокурору Республики Северная Осетия-Алания Морозову А.А, первому заместителю прокурора Республики Северная Осетия-Алания Иванову И.В, прокурору Иристонского района г. Владикавказа Цораеву О.А, прокурору отдела кадров прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания Цориевой А.Р. о признании незаконным и необоснованным отказа в зачислении в кадровый резерв, признании действий должностных лиц в форме участия в заедании комиссии и проведении психологического тестирования незаконными, признании результатов психологического тестирования недействительными, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о зачислении в кадровый резерв.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания Нарикаевой Э.С, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маргиев Т.Т. обратился в суд с административным иском к прокуратуре Республики Северная Осетия-Алания, прокурору Республики Северная Осетия-Алания Морозову А.А, первому заместителю прокурора Республики Северная Осетия-Алания Иванову И.В, прокурору Иристонского района г. Владикавказа Цораеву О.А, прокурору отдела кадров прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания Цориевой А.Р. о признании незаконным и необоснованным отказа в зачислении в кадровый резерв, признании действий должностных лиц в форме участия в заедании комиссии и проведении психологического тестирования незаконными, признании результатов психологического тестирования недействительными, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о зачислении в кадровый резерв.
В обоснование требований указано, что с 2008 г..Маргиев Т.Т. предпринимает попытки поступления на службу в органы прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания. Так, 17 января 2020 г..Маргиевым Т.Т. в прокуратуру республики были сданы все необходимые документы для зачисления в кадровый резерв, он успешно прошел необходимое тестирование на подтверждение уровня профессиональных знаний и психологическое обследование, однако 18 марта 2020 г..по итогам заседания комиссии по зачислению в кадровый резерв для замещения вакантных первичных прокурорских должностей прокуратуры республики ему было отказано в зачислении в кадровый резерв без указания причин, что считает грубым нарушением Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Данный отказ Маргиевым Т.Т. не был обжалован, а 8 июля 2021 г..он вновь сдал все необходимые документы, успешно прошел все необходимые тесты, допущен к заседанию комиссии по зачислению в кадровый резерв прокуратуры республики 30 марта 2022 г, и вновь получил отказ без указания причин. 13 апреля 2022 г..Маргиев Т.Т. обратился в прокуратуру Республики Северная Осетия-Алания с просьбой разъяснить причины отказа, на что ему было сообщено, что действующим законодательством, которым регламентируется порядок приема на службу в органы прокуратуры Российской Федерации, а также Положением о кадровом резерве прокуратуры республики не предусмотрена обязанность комиссии мотивировать свое решение о включении (не включении) претендента в кадровый резерв.
Кроме того, в состав комиссии по кадровому резерву входил и присутствовал 30 марта 2022 г..на заседании комиссии прокурор Иристонского района г..Владикавказа Цораев О.А, который должен был заявить самоотвод, так как ранее являлся ответчиком по административному делу в Ленинском районном суде г..Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, а Маргиев Т.Т. в том же деле представлял интересы административного истца по доверенности, в связи с чем Маргиев Т.Т. предполагает, что Цораев О.А. мог повлиять на заседание комиссии и результаты голосования как заинтересованное лицо. Кроме того, 27 декабря 2021 г..психологическое тестирование Маргиеву Т.Т. проводила прокурор отдела кадров (психолог) Цориева А.Р, хотя ранее в 2020 г..для прохождения аналогичного психологического тестирования он направлялся в прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики в связи с отсутствием психолога в прокуратуре Республики Северная Осетия-Алания. В связи с чем административный истец считал, что Цориева А.Р. не имела право на проведение психологического тестирования, поскольку согласно пункту 1.7. Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 сентября 2014 г..N 493 "О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации" психологический отбор в органах прокуратуры осуществляется лицами, имеющими высшее профессиональное (психологическое) образование, опыт практической работы в данной области, как правило, не менее 3 лет, который в августе 2021 г..у Цориевой А.Р. отсутствовал, следовательно, она не имела право проводить психологическое тестирование Маргиева Т.Т. Также, согласно пункту 2.1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 20 февраля 2013 г..N 80 "Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации" в обязательном порядке проводится психологический отбор лиц, впервые поступающих на службу в органы прокуратуры.
Поскольку Маргиев Т.Т. отработал в органах прокуратуры 4 года и 6 месяцев (с 28 ноября 2012 г..по 17 мая 2017 г..), является юристом 1 класса, уволился по собственной инициативе из органов прокуратуры Ленинградской области, то проведение в отношении него психологического тестирования является незаконным, полагал также, что приведенная административными ответчиками аргументация об отказе в зачислении в кадровый резерв ограничивает его в трудовых правах, так как отказ не связан с деловыми качествами административного истца.
Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 24 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 августа 2023 г. в удовлетворении требований Маргиева Т.Т. отказано.
В кассационной жалобе Маргиева Т.Т, поданной 12 декабря 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26 декабря 2023 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Маргиев Т.Т. 8 июля 2021 г. обратился с заявлением в прокуратуру Республики Северная Осетия-Алания о зачислении в кадровый резерв для замещения должностей прокурорских работников прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания, с последующим назначением на первичную прокурорскую должность. Заявление было принято к рассмотрению.
По результатам тестирования на определение уровня профессиональных знаний кандидатом Маргиевым Т.Т. набрано 66, 1% (34 балла из 56 возможных).
Согласно заключению по результатам психологического обследования, проведенного 27 декабря 2021 г, Маргиеву Т.Т. определена 4 группа профессиональной пригодности, которая свидетельствует о непригодности к службе в органах прокуратуры (пункты 3.7-3.8 Положения о порядке организации и проведения профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации). Психологическое обследование Маргиева Т.Т. проведено прокурором отдела кадров прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания Цориевой А.Р. на основании специальных методик, рекомендованных Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Цориева А.Р. проходит службу в органах прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания с 13 октября 2003 г, с 1 апреля 2020 г. состоит в должности прокурора отдела кадров прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания. Имеет два высших образования, что подтверждается копиями дипломов и архивными справками представленными СОГУ им. К.Л.Хетагурова по запросу суда. В 2002 г. Цориева А.Р. окончила СОГУ им. К.Л. Хетагурова, решением Государственной аттестационной комиссии от 29 июня 2002 г. Цориевой А.Р. присуждена квалификация - юрист по специальности юриспруденция. В 2001 г. окончила СОГУ им. К.Л. Хетагурова, решением Государственной аттестационной комиссии от 23 июня 2001 г. Цориевой А.Р. присуждена квалификация - психолог по специальности психология.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения об отделе кадров прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного 2 августа 2021 г. и.о. прокурора Республики Северная Осетия-Алания Ивановым И.В, прокурор отдела кадров (Цориева А.Р.) осуществляет психодиагностическое обследование кандидатов на службу в органы прокуратуры республики, прокурорских работников, зачисляемых в резерв кадров для выдвижения на вышестоящие должности, аттестуемых; анализирует данные психодиагностического обследования, по результатам которого готовит заключения и рекомендации, осуществляет контроль за их выполнением. Стажа практической работы по специальности психология до назначения на должность помощника прокурора отдела кадров прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания Цориева А.Р. не имела.
Приказом прокурора Республики Северная Осетия-Алания от 28 марта 2022 г. N 50 "О комиссии по формированию кадрового резерва для поступления на службу в прокуратуру Республики Северная Осетия-Алания" утвержден состав комиссии прокуратуры республики по формированию кадрового резерва для поступления на службу в прокуратуру Республики Северная Осетия-Алания, куда включен в качестве члена комиссии прокурор Иристонского района г. Владикавказа Цораев О.А. Ранее прокурор Иристонского района г. Владикавказа Цораев О.А. также входил в состав комиссии по формированию кадрового резерва, утвержденной распоряжением прокурора Республики Северная Осетия-Алания от 27 января 2021 г. N 35/р.
Согласно протоколу заседания комиссии прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания для проведения тестирования уровня образования и профессиональной подготовленности кандидатов для зачисления в кадровый резерв прокуратуры республики от 30 марта 2022 г, принято единогласное решение об отсутствии оснований для включения в кадровый резерв прокуратуры республики Маргиева Т.Т. на основании проведенных конкурсных процедур, с учетом представленных документов и личных качеств кандидата.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что психологическое обследование административного истца в 2020 г. и в 2021 г. проводилось в добровольном порядке на основании направлений, письменные заявления Маргиева Т.Т. об отказе от прохождения обследования в материалах дела отсутствуют, решение невключении Маргиева Т.Т. в каровый резерв принято по результатам изучения учетно-характеризующих материалов, результатам тестирования на определение уровня профессиональных знаний и заключения по результатам профессионального психологического обследования, на основании проведенных конкурсных процедур, заслушивания кандидата, в ходе которых установлено, что Маргиев Т.Т. по своим качествам не соответствует предъявляемым к кандидату требованиям, ему определена 4 группа профессиональной пригодности, тогда как опровергающие данные выводы суду не представлены. При этом обязанность комиссии мотивировать свое решение о включении либо невключении претендента в кадровый резерв законодательством не предусмотрена, а результаты голосования членов комиссии доведены до Маргиева Т.Т. непосредственно на заседании комиссии, о принято решении о невключении в кадровый резерв Маргиев Т.Т. также письменно уведомлен.
Судом также сделан вывод об отсутствии ограничений и равного доступа к государственной службе граждан, дискриминации в части возможности для реализации трудовых прав, поскольку Маргиевым Т.Т. реализовано право на прохождение конкурного отбора в кадровый резерв; кроме того дана оценка доводам административного истца относительно правомочности прокурора отдела кадров прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания Цориевой А.Р. на проведение психологического тестирования с учетом наличия у нее психологического образования, тогда как наличие опыта практической работы психологом не менее 3 лет не является обязательным условием с учетом установленного его рекомендательного характера (с использованием слов "как правило"), а также оценка доводам относительно включения прокурора Иристонского района г. Владикавказа Цораева О.А. в состав комиссии, который независимо от участия Маргиева Т.Т. в качестве представителя административного истца по делу с участием в качестве административного ответчика прокурора Иристонского района г. Владикавказа Цораева О.А, не проявил заинтересованности в исходе дела, поскольку он ранее также был включен в состав комиссии, а оспариваемое решение комиссии принято единогласно.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что решение о невключении претендента в кадровый резерв органа прокуратуры принято комиссионно полномочным органом по результатам рассмотрения конкурсных процедур в установленном порядке, состав комиссии утвержден и не включает в себя лиц, которые могли бы прямо ибо косвенно быть заинтересованными в рассмотрении кандидатуры Маргиева Т.Т, равно как и должностное лицо прокуратуры, осуществлявшее психологическое тестирование претендента, обладает специальными познаниями в области психологии, тогда как практический опыт работы является рекомендательным, оценка профессиональной пригодности претендента осуществлена без каких-либо дискриминационных процедур, результаты такой оценки являются объективными и не опровергнуты в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований, указанных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Возможность оспаривания действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц предусмотрена также статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
То есть, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действий (бездействия) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина, организации.
Порядок организации и проведения в органах прокуратуры Российской Федерации мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также требования, предъявляемые к профессиональным и моральным качествам граждан, поступающих на службу в органы прокуратуры, установлен Положением о порядке организации и проведения профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации, утвержденным Приказом Генпрокуратуры России от 15 сентября 2014 г. N 493 "О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации".
Согласно пункту 1.3 указанного Положения, в процессе психологического отбора проводятся комплексное изучение личности кандидата, принимаемого на службу в органы прокуратуры или обучение в образовательные организации, определение его профессиональной пригодности.
Оценка результатов изучения личности кандидата осуществляется по следующим основным параметрам (критериям): нравственные качества, уровень социализации, социальной активности, интеллекта, умственной работоспособности, широта кругозора и интересов, коммуникативные и организаторские качества, характерологические особенности, мотивационная сфера личности с ведущими мотивами деятельности, уровень нервно-психической устойчивости в сложных условиях деятельности, профессиональная направленность.
К профессиональным и моральным качествам граждан, поступающих на службу в органы прокуратуры или обучение в образовательные организации, независимо от специальностей и направлений обучения предъявляются профессиональные требования; целью психологического отбора является определение профессиональной пригодности кандидатов к успешной деятельности в органах прокуратуры и обучению в образовательных организациях; определение профессиональной пригодности осуществляется в процессе комплексного обследования личности с применением психологических методик, в ходе которого определяется соответствие уровня развития индивидуальных психологических качеств кандидатов профессиональным требованиям что предусмотрено пунктами 1.4 - 1.6 того же Положения.
В соответствии с пунктом 1.7 Положения психологический отбор в органах прокуратуры осуществляется лицами, имеющими высшее профессиональное (психологическое) образование, опыт практической работы в данной области, как правило, не менее 3 лет (далее - специалист-психолог). Специалистами-психологами могут быть прокурорские работники или федеральные государственные гражданские служащие.
Обследование проводится по психологическим методикам, рекомендованным Главным управлением кадров. При необходимости по согласованию с Главным управлением кадров перечень используемых в органах прокуратуры методик может быть дополнен; обследование проводится в добровольном порядке на основании соответствующего направления согласно пунктам 2.1 - 2.4 названного Положения).
В соответствии с пунктами 3.1, 3.9 Положения на основе анализа информации, полученной в процессе психологического отбора, специалистом-психологом оформляется заключение о профессиональной пригодности кандидата для службы в органах прокуратуры или обучения в образовательных организациях; заключение о профессиональной пригодности кандидата подписывается специалистом-психологом и представляется для ознакомления кандидату и руководителю подразделения, в которое планируется назначение кандидата.
Согласно пункту 3.7 Положения к четвертой группе профессиональной пригодности (не рекомендуется) относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития профессионально важных качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять должностные обязанности.
Пунктом 1.3 Типового положения о психологе органа прокуратуры Российской Федерации, утвержденного Приказом Генпрокуратуры России от 5 ноября 2015 г. N 619 "Об утверждении Типового положения о психологе органа прокуратуры Российской Федерации", предусмотрено, что должности прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих психологическую работу, устанавливаются в кадровых подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур. В прокуратурах субъектов Российской Федерации, в которых кадровые подразделения отсутствуют, лица, осуществляющие психологическую работу, замещают должности помощников прокуроров по кадрам (помощников прокуроров по вопросам государственной службы и кадров) и федеральных государственных гражданских служащих, устанавливаемые в аппаратах прокуратур. Указанные должности замещаются лицами, имеющими высшее психологическое образование, опыт практической работы в данной области, как правило, не менее 3 лет (в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - не менее 5 лет). Лица, назначаемые на должности прокурорских работников, должны также иметь высшее юридическое образование.
Вместе с тем, наличие в вышеназванных положениях приказов словосочетания "как правило" позволяет суду сделать вывод о том, что наличие опыта практической работы не менее 3 лет не является обязательным условием для назначения на должность прокурорского работника, осуществляющего психологическую работу, и осуществления психологического отбора в органах прокуратуры.
Приказом прокурора Республики Северная Осетия-Алания от... "О кадровом резерве прокуратуры республики для приема на службу на должности помощников прокуроров районов" утверждено Положение о кадровом резерве прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания для приема на службу на должности помощников прокуроров районов (далее - Положение о кадровом резерве прокуратуры республики).
Согласно пункту 2.2 Положения о кадровом резерве прокуратуры республики, кадровый резерв формируется в соответствии с требованиями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 2 ноября 2011 г. N 378 "Об утверждении квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора".
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о кадровом резерве прокуратуры республики зачислению в кадровый резерв подлежат только лица, прошедшие отбор, который включает в себя:
а) анализ документов, представленных кандидатом (особое внимание обращается на сведения с прежних мест учебы и работы (в том числе на возможные перерывы в трудовом стаже), данные о близких родственниках и сведения, полученные из информационных центров о наличии либо отсутствии судимостей у кандидатов и их близких родственников, административных правонарушений, а также о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания);
б) беседа с кандидатом (в ходе беседы получается дополнительная информация о биографии кандидата, составляется представление о нем как о личности, формируется мнение о его интеллекте, начитанности, интересах, умении грамотно излагать свои мысли. Уточняется, дополняется и конкретизируется информация о кандидате, полученная в результате предоставления им необходимых документов);
в) проведение проверок начальником отдела по обеспечению собственной безопасности и физической защиты прокуратуры республики в отношении кандидата на наличие или отсутствие судимости, фактов возбуждения уголовных дел, наличие или отсутствие административных правонарушений и других компрометирующих кандидата данных, для чего запрашиваются сведения из информационного центра МВД и других учреждений и организаций;
г) прохождение кандидатом профессионального психологического отбора на основе методик, рекомендованных Генеральной прокуратурой Российской Федерации (приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. N 493 "О профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации и обучение в государственные образовательные организации"), по результатам которого составляется письменное заключение, приобщаемое к личному делу резервиста;
д) прохождение тестирования на определение уровня профессиональных знаний, не прошедшие данное тестирование к психологическому тестированию не допускаются (повторное тестирование на определение уровня профессиональных знаний проводится не ранее, чем через 6 месяцев).
Лица, претендующие на зачисление в кадровый резерв, приглашаются на заседание комиссии, образованной приказом прокурора республики, на которой проводится собеседование с кандидатом и, на основании анализа документов, проведенных проверок и результатов тестирований, принимается решение о зачислении или не зачислении кандидата в резерв. Решения, принятые в отношении кандидатов, результаты голосования отображаются в протоколе заседания комиссии, который подписывается председателем и секретарем комиссии, что предусмотрено пунктом 3.4 Положения о кадровом резерве прокуратуры республики.
Согласно пунктам 3.5 и 3.6 Положения о кадровом резерве прокуратуры республики полученные результаты анализируются отделом кадров прокуратуры республики, формируются списки кандидатов в кадровый резерв, решение о постановке в кадровый резерв принимается прокурором республики на основе изучения всех материалов личного дела кандидата.
Приведенные положения закона и подзаконных нормативных правовых актов судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела по существу соблюдены, требования процессуального закона не нарушены.
Довод административного истца о дискриминации и создании препятствий в реализации его трудовых прав, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства, несмотря на неоднократность обращения с 2012 г. Маргиева Т.Т. и иных лиц в его интересах, в каждом случае обращения не были оставлены без мотивированного ответа, результаты предшествующих обращений заявителем не оспаривались, Маргиев Т.Т. имел доступ к прохождению конкурсных процедур для отбора претендентов в кадровый резерв органа прокуратуры. Конкурсные процедуры, включавшие в себя как прохождение кандидатом профессионального психологического отбора на основе рекомендованных методик, так и прохождение тестирования на определение уровня профессиональных знаний, проведены равным образом ко всем претендентам, результаты таких процедур в отношении Маргиева Т.Т. представлены суду и проверены, ранее не были сокрыты от административного истца. Результаты голосования членов комиссии доведены до Маргиева Т.Т. непосредственно на самом заседании комиссии, в дальнейшем о принятом решении о невключении в кадровый резерв Маргиев Т.Т. был письменно уведомлен начальником отдела кадров прокуратуры республики.
Судебная коллегия полагает, что единогласное решение комиссионного органа не было опровергнуто в ходе судебного разбирательства и понуждение к принятию иного решения в судебном порядке не допустимо.
Доводам Маргиева Т.Т. о незаконности участия прокурора Ленинского района г. Владикаказа Цораева О.А. в заседании комиссии по зачислению в кадровый резерв прокуратуры ранее судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия не может не согласиться. Вопреки утверждению заявителя указанное должностное лицо прокуратуры включено в состав комиссии не в связи с рассмотрением кандидатуры Маргиева Т.Т, и не повлияло на исход указанного вопроса, оснований сомневаться в объективности членов комиссии, а равно прокурора Цораева О.А, по материалам дела не усматривается, участие Маргиева Т.Т. в качестве представителя при рассмотрении дела, в котором прокурор Ленинского района г. Владикаказа Цораев О.А. являлся административным ответчиком, не умаляет объективности результатов приведенного конкурного отбора, более того, как правильно указано судами, административным истцом недоверия указанному члену комиссии не заявлено.
Вопреки мнению административного истца о необязательности прохождения психологического тестирования лицами, ранее работавшими в органах прокуратуры, судебными инстанциями указано на добровольный характер прохождения Маргиевым Т.Т. психологического тестирования, кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, при поступлении на службу в органы прокуратуры Ленинградской области в 2012 г. Маргиев Т.Т. психологический отбор не проходил.
Проведение в 2020 г. профессионального психологического отбора Маргиева Т.Т. в прокуратуре Карачаево-Черкесской Республики ввиду отсутствия психолога в прокуратуре Республики Северная Осетия-Алания и дача заключения по результатам психологического обследования, проведенного 27 декабря 2021 г. прокурором отдела кадров прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания Цориевой А.Р, обоснованно не повлекли удовлетворения административного иска, поскольку из содержания заключений 2020 г. и 2021 г. следует, что в отношении Маргиева Т.Т. сделаны выводы о непригодности к службе в органах прокуратуры по пунктам 3.7-3.8 Положения о порядке организации и проведения профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации; правомерность проведения психологического обследование Маргиева Т.Т. прокурором Цориевой А.Р, имеющей надлежащее образование и не имеющей препятствий для осуществления такого рода деятельности по причине рекомендательного характера в отношении трехлетнего стажа практической работы, подтверждена судами.
Вопреки утверждению заявителя судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм процессуального права не допущены, все доводы административного иска и апелляционной жалобы нашли правовую оценку в мотивировочной части судебных актов и опровержение представленными доказательствами, при исследовании которых учтены требования статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для приобщения к материалам дела приложенных к кассационной жалобе документов судебная коллегия не находит в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем ни подлежат возвращению.
Иные доводы жалобы не являются основанием к отмене постановленных судебных актов, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
При таком положении основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют, кассационная жалобы подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 24 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 30 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Маргиева Т.Т. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.